| Общая информация по этому вопросуАвторское право - общая информация А́вторское пра́во - в объективном смысле - подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно. Авторское право является ключевой отраслью права интеллектуальной собственности; оно назначено защищать лишь внешнюю форму выражения идей или информации, то есть их «материальное воплощение». Авторское право не может использоваться для защиты абстрактных идей, концепций, фактов, стилей, и техник что могут быть использованы в произведении. Другими словами, если вы придумали новый и удобный способ завязывания шнурков на обуви, новый способ приготовления яичницы или новый состав раствора для надувания мильных пузырей и удали брошюры в которой были описаны эти способы - то авторское право будет защищать лишь текст брошюр, а не изобретенные вами способы и вещество. Детальнее эта базовая концепция авторского права будет проанализирована ниже. Субъекты авторского права Субъектами авторского права, то есть лицами, обладающими исключительным правом на произведение, считаются прежде всего авторы произведений. В ряде случаев это положение имеет в известной степени лишь формальный характер:
Субъектами авторского права являются также наследники автора или иного обладателя авторского права. Авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает течь после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму. Ещё одним, специфическим субъектом авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение. Субъективные авторские права Субъективные авторские права могут быть условно разделены на две группы: личные неимущественные права и имущественные права. Условность этого деления обусловлена различием источников и концепций авторского права в странах общего права (common law) и континентальной системы права. В странах общего права т.н. "моральные права" (англ. moral rights является калькой французского правового понятия droits moraux) это совсем не то же самое, что личные неимущественные права в континентальном праве. Общее право развивалось на основе свободы права собственности (хотя англ. Property – это только указание на неопределенный круг обязанных лиц, противостоящих управомоченному, а также на возможность отчуждения права или по крайней мере договорного отказа от его осуществления). Поэтому property распространяется не только на одни вещи. Моральные права тоже, скорее, property. В связи с этим автор может взять на себя обязательства впредь моральные права не осуществлять. Комплекс авторских прав В основе систематизации комплекса прав, которые охватывается понятиям «авторское право», лежит их распределение на имущественных и неимущественные. Эти два вида прав отличаются один от другого тем, что имущественные права автор может передать третьему лицу а немайнови права автора есть его неотъемлемыми правами - и потому не могут быть переданы кому-либо другому. Срок длительности неимущественных прав не ограничивается, срок длительности имущественных прав устанавливается международными договорами и национальным законодательством. Неимущественные авторские права включают в себя:
Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России и на Украине они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть, их нельзя передать другому лицу. Имущественные авторские права В свою очередь, имущественные авторские права включают в себя право:
Следует отметить, что имущественные права могут передаваться другим лицам (то есть, являются отчуждаемыми). Договор о передачи части или всех имущественных прав называется авторским договором, Такой договор должен предусматривать список тех из вышеперечисленных имущественных авторских прав, которые передаются; срок и территорию, на которые передаётся право; размер вознаграждения и/или порядок его определения (причём правительству РФ поручено устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения), порядок и сроки его выплаты. Срок охраны имущественных прав Срок действия исключительного права на произведение следует определять по законодательству государства, в котором «испрашивается охрана». В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281 и статьей 28 Закона Украины "Про авторское право и смежные права", исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием. Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты имущественных прав в разных странах мира, в том числе и в России. Объекты авторского права Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса и статьей 8 Закона Украины "Про авторское право и смежные права" - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права. Виды объектов авторского права Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
и в других формах. Объекты авторского права
К объектам авторского права также относятся:
Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Не являются объектами авторского права
Авторское право и право собственности Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено. Переход права собственности на данный объект сам по себе не влечет передачи каких-либо прав на произведение, выраженное в этом объекте, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т.п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное). Соотношение идеи и воплощение идеи АП защищает материальное воплощение идеи, а не саму идею. Этот принцип является ключевым отличием между правовыми режимами защиты объектов промышленной собственности и объектов авторского права. Философский анализ соотношения идеи и воплощения идеи впервые осуществил Иммануил Кант в 1785 году в своем трактате «Von der Unrechtmäßigkeit des Büchernachdrucks». Если кто-то написал книгу, в которой описан новый способ организации книжек на библиотечной полке, Авторское право не запрещает читателю книги свободно использовать этот способ или рассказать о нем другим. Авторское право охраняет лишь конкретный текст книги, в которой описан этот способ. Если отмеченный способ отвечает признакам патентоздатности, лицо, что его изобрела, может получить на него патент. В этом случае охраняться будет сам способ, и его автор получит возможность позволять или запрещать любое использование этого способа. Однако в таком случае охрана будет получена с использованием механизмов права промышленной собственности, а не авторского права. В частных случаях идее могут быть воплощены лишь в один способ или ограниченное количество способов. В таком случае авторское право не может быть применено даже к воплощению идеи. В праве Соединенных Штатов такая концепция получила название доктрины сочетания, поскольку в этом случае происходит сочетание идеи и ее воплощение. Доктрина первой продажи и исчерпания прав Авторское право не ограничивает владельца копии произведения от продажи надлежащей ему копии, при условии, что эта копия была получена из разрешения владельца прав на произведение или в другой предусмотрен законом способ. Следовательно осуществление повторной продажи книги или компакт-диску что защищенные авторским правом будет считаться легитимным действием. В праве Соединенных штатов эта юридическая концепция получила название «доктрина первого продажу». В ряду европейских стран ее называют исчерпанием прав. Свободное использование произведений Основная статья: Добросовестное использование (авторское право) Без согласия автора и без выплаты вознаграждения 1. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
2. Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме. Без согласия автора, путем репродуцирования Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли:
Объекты, размещенные в открытом доступе Основная статья: Свобода панорамы Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведения, передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю или когда изображение произведения используется для коммерческих целей. Без согласия автора с выплатой вознаграждения 1. Допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях. 2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается изготовителями или импортерами оборудования (аудио- и видеомагнитофоны, иное оборудование) и материальных носителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), используемых для такого воспроизведения. Сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между этими организациями. Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - производителям фонограмм. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, — специально уполномоченным государственным органом. 3. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, указанным в абзаце первом пункта 2 настоящей статьи, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях. Разные взгляды на авторское право По отношению к имущественным и неимущественным авторским правам можно выделить четыре последовательных позиции, которые разделяются той или иной группой людей.
Критика законодательства об авторском праве Несмотря на то, что права называются «авторскими», как правило, большую часть выгоды от использования имущественных прав получают их владельцы (это, как правило, издательские дома, музыкальная индустрия и т. д.), а не авторы произведений. Связано это с тем, что последние обычно не обладают средствами для создания копий, их распространения, рекламы. Казусы авторского права
История авторского права
Становления авторского права в России Появление и широкое распространение печатной техники зачастую определяют как причину развития авторского права. Использование печатного станка сделало копии литературных произведений дешевыми. При этом не всегда упоминалось имя автора, что сделало защиту его прав необходимым. Появляются права автора, издателя, книготорговца - лиц-участников создания, печати и распространения произведений, - которые в скором времени во многих европейских государствах урегулируются властью. Так, первым законодательным актом, наделившим издателя произведения правом воспроизводить и распространять его, стал Статут королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 г. Это явилось переходом от системы привилегий к авторскому праву. Следовательно, авторские права сначала как в европейских в странах, так и в России существовали только по отношению к литературным произведениям. Затем объектами авторских прав стали также музыкальные, художественные и другие виды произведений. Причиной возникновения авторского права в России стала не необходимость защиты интересов издателей, книготорговцев или авторов, а тесная связь с цензурным законодательством. Что явилось значимой особенностью регулирования данных отношений в России. В 1771 г. книгоиздательское дело в России перестало быть государственной монополией, т.к. в Петербурге была выдана первая привилегия на печать иностранной литературы, на которую также была установлена цензура. Деятельность частных типографий была разрешена Указом от 15 января 1783 г. и отменена через 13 лет. В 1828 г. появилась специальная глава Цензурного устава, первый закон, предоставляющий право использовать литературные произведения самим авторам. Пять статей, дополненные правилами, были посвящены вопросу об авторском праве. В более позднем своде законов нормы авторского права были оформлены как приложение ст. 420 т.Х ч.1., где сохранились положения, в которых говорилось о том, что автор лишается прав на произведения, если оно напечатано без соблюдения правил Цензурного устава. Авторское право в то время все также подчинялось комитетам и инспекторам по делам печати. В XIX в. Россия не присоединилась к Бернской конвенции, причинами чего стали экономические интересы российского правительства и и неспособность плохо организованных авторских сообществ защищать интересы русских авторов. В 1830 г. вышел закон "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", который фактически приравнивал авторские права и права собственности. 20 марта 1911 г. приняты Положения об авторском праве, что стало важным событием, т.к. этот закон отражал новейшие тенденции западных стран в области права. 29 октября 1917 г. в постреволюционный период декрет "О государственном издательстве" предоставлял право устанавливать на произведения некоторых авторов государственную монополию сроком до 5 лет. 26 ноября 1918 г. декрет "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием" объявлял произведения многих писателей и композиторов собственностью государства. 30 ноября 1925 г. во время нэпа вышел закон "Об основах авторского права". 16 мая 1928 г. приняты Основы авторского права, в которых за авторами пожизненно признавались права на произведения, а также переход таких прав к наследникам сроком на 15 лет. Основами авторского права разрешалось использовать произведения только по договору с его автором. В 60-80-х гг. отношения, связанные с правами автора, регулировались:
Несмотря на то, что данные составляющие законодательства СССР содержали существенные изъятия из сферы авторских прав, они вполне соответствовали запросам административно-командной системе СССР. 3 августа 1992 г., в период смены законодательства в Российской Федерации, в действие введены Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Новая регламентация авторских прав была предусмотрена Разделом IV Основ ("Авторское право"), где появилось понятие охраны смежных прав. 9 июля 1993 г. президент Российской федерации подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Изменения и дополнения были внесены 19 июля 1995 г. Это центральный акт авторского права РФ утратил свою силу 1 января 2008 года в связи с введением 4 части ГК РФ. 23 декабря 1993 г. президент Украины подписал Закон "Об авторском праве и смежных правах". Защита авторских прав Знак охраны авторского права Формат оповещения об авторском праве, принятый в России, определяется статьёй 9.1 Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», и состоит из трех элементов.
Например:
Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом. Нарушение авторских прав Нарушение неимущественных авторских прав называется плагиатом (Плагиат). Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией или, в просторечии, «пиратством» (Пиратство). Регистрация авторских прав В соответствии со статьей 1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя. Технические средства защиты
Вернуться на страницу - Авторские права Смотрите также:
|