Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Порядок применения ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности Аверс 2010-03-15

Версия для печати

Порядок применения ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности

Аверс-бухгалтерия № 11 (477) от 15.03.2010 г.

 

Правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности и органами контроля в сфере интеллектуальной собственности, являются наиболее сложными. Объясняется это тем, что урегулирование вопросов относительно этой сферы деятельности на законодательном уровне произошло сравнительно недавно. Впрочем, и на сегодняшний день многие вопросы, касающиеся этой сферы деятельности, так и остались неурегулированными и вызвано это прежде всего многообразием объектов интеллектуальной собственности.

К объектам права интеллектуальной собственности согласно ст. 420 ГКУ относятся:

- литературные и художественные произведения;

- компьютерные программы;

- компиляции данных (базы данных);

- исполнение;

- фонограммы, видеограммы, передачи (программы) организаций вещания;

- научные открытия;

- изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

- компоновка (топограммы) интегральных микросхем;

- рационализаторские предложения;

- сорта растений, породы животных;

- коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг), географические обозначения;

- коммерческие тайны.

Из приведенного перечня объектов права интеллектуальной собственности понятно, что почти любая предпринимательская деятельность так или иначе соприкасается с использованием объектов интеллектуальной собственности. В связи с этим вопросы соблюдения авторских и смежных прав, иных прав и обязанностей в этой сфере, а также ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности являются весьма актуальными.

В сложившихся условиях и учитывая то, что органы контроля слишком часто превышают свои полномочия, субъекты хозяйствования для защиты своих законных прав и интересов должны разбираться как минимум в следующих вопросах:

- какие действия в сфере использования объектов права интеллектуальной собственности квалифицируются как неправомерные и незаконные;

- какова мера ответственности за такие действия;

- какие именно государственные органы уполномочены проводить проверки хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

- какими полномочиями обладают указанные органы при проведении таких проверок;

- в каких случаях и в каком порядке может быть конфискован объект права интеллектуальной собственности, а также компьютерная техника, на которой установлено программное обеспечение с нарушением законодательства;

- каковы дальнейшие действия субъекта предпринимательства при возбуждении против него административного или уголовного дела.

 

Органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности

Ввиду обширного перечня объектов прав интеллектуальной собственности достаточно велик и перечень органов контроля, уполномоченных проводить проверки по вопросу соблюдения законодательства в сфере интеллектуальной собственности и привлекать нарушителей к ответственности.

Контролировать соблюдение законодательства в сфере интеллектуальной собственности субъектами предпринимательства в пределах своих полномочий имеют право следующие государственные органы и их должностные лица:

- государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности Государственного департамента интеллектуальной собственности. Отметим, что государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности одни из немногих должностных лиц, имеющих почти неограниченные полномочия в сфере контроля за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности. Госинспекторы имеют право проверять правомерность использования любого объекта интеллектуальной собственности (см письмо МОН от 26.12.2008 г. № 1/13-736);

- органы внутренних дел;

- налоговые органы, в том числе налоговая милиция;

- должностные лица Госпотребстандарта;

- должностные лица Министерства культуры и туризма Украины;

- Государственная инспекция по охране прав на сорта растений;

- Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

Однако даже этот перечень органов, осуществляющих контроль в указанной сфере, не является исчерпывающим.

В соответствии со ст. 4 Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности (далее - Соглашение о сотрудничестве), вступившего в силу для Украины 28 декабря 2000 года, уполномоченные органы сторон осуществляют сотрудничество, в том числе путем проведения мероприятий по предупреждению, выявлению, прекращению и раскрытию правонарушений в сфере интеллектуальной собственности. Распоряжением КМУ от 05.05.2003 г. № 258-р определены уполномоченные органы, ответственные за исполнение указанного соглашения. К ним относятся МОН, МВД, Минюст, Минэкономики, Минкультуры, СБУ, ГТСУ, ГНАУ, АМКУ, Госпотребстандарт.

Более того, совместным приказом МОН, МВД, СБУ, ГТСУ, ГНАУ и Минкультуры от 24.11.2009 г. № 1055/491/753/1120/656/52 утверждена Программа скоординированных действий правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с незаконным производством, распространением и реализацией аудио- и видеопродукции, компакт-дисков, других объектов права интеллектуальной собственности и для обеспечения защиты прав УЕФА (далее - Программа). Этим документом, в частности:

- на МОН, МВД, СБУ, Минкультуры, ГТСУ возложена ответственность за постоянное проведение мероприятий, направленных на борьбу с "пиратством" путем объединенных действий правоохранительных и контролирующих органов;

- на МВД, СБУ, ГНАУ и МОН возложена организация и проведение совместных проверок субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по производству, распространению или использованию объектов права интеллектуальной собственности.

Рассмотрим подробно, какими полномочиями наделены некоторые из перечисленных государственных органов при осуществлении проверок законности использования субъектами предпринимательства объектов интеллектуальной собственности.

 

Органы внутренних дел

Полномочия органов внутренних дел на проведение проверок субъектов предпринимательства определены Законом Украины от 20.12.90 г. № 565-XII "О милиции" (далее - Закон о милиции), Законом Украины от 18.02.92 г. № 2135-XII "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об оперативной деятельности), УК и другими нормативными актами.

Работники милиции имеют право проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к их компетенции (п. 24 ст. 11 Закона о милиции).

Таким образом, работники милиции уполномочены проводить проверки, в том числе и по вопросам правомерности использования объектов интеллектуальной собственности. Указанные полномочия работников МВД предусмотрены и вышеуказанной Программой скоординированных действий правоохранительных и контролирующих органов. Однако приступать к проведению проверок работники правоохранительных органов имеют право только при условии наличия направления на проверку, составленного по форме, установленной МВД. И хотя на сегодняшний день такой порядок КМУ не разработан, это не останавливает работников правоохранительных органов.

В п. 4 постановления КМУ от 05.07.93 г. № 510 "Об образовании Государственной службы по борьбе с экономической преступностью" четко определено, что Государственная служба по борьбе с экономической преступностью имеет право на проведение оперативно-розыскных мероприятий, связанных с установлением фактов нарушения прав интеллектуальной собственности (см. также письмо Госкомпредпринимательства от 09.09.2008 г. № 7651).

При обнаружении неправомерности использования объектов интеллектуальной собственности органы внутренних дел могут составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждать уголовные дела по соответствующим статьям УК и соответственно вести по ним досудебное следствие.

При отсутствии законных оснований на проверку хозяйствующего субъекта или при нарушении прав и законных интересов физических лиц в ходе проверки согласно ст. 25 Закона о милиции действия работников милиции могут быть обжалованы в установленном порядке в органы внутренних дел, суд или прокуратуру. К тому же при нарушении работниками милиции прав и законных интересов граждан милиция обязана принять меры к восстановлению этих прав, возмещению нанесенных материальных убытков и по требованию гражданина публично принести извинения.

 

Органы государственной налоговой службы

Основной задачей налоговых органов, в соответствии с Законом Украины от 04.12.90 г. № 509-XII "О государственной налоговой службе в Украину" (далее - Закон № 509), является контроль за соблюдением налогового законодательства. В их компетенцию не входит проведение отдельных проверок соблюдения хозяйствующими субъектами прав на объекты интеллектуальной собственности. Это значит, что налоговые органы могут обнаружить нарушение законодательства в этой сфере лишь в ходе обычной плановой или внеплановой налоговой проверки. При этом налоговые органы уполномочены проводить мероприятия по предупреждению, выявлению, прекращению и раскрытию правонарушений в сфере интеллектуальной собственности согласно нормам Соглашения о сотрудничестве.

Работники налоговой милиции, обладающие более широкими правами и возможностями и имеющими практически те же полномочия, что и работники органов внутренних дел (ст. 22 Закона № 509), наделены правом проводить проверки по вопросу соблюдения правомерности использования объектов интеллектуальной собственности (п. 24 ст. 11 Закона о милиции).

 

Органы государственной таможенной службы

Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства в сфере интеллектуальной собственности при таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Приказом ГТСУ от 14.12.2005 г. № 1233 утверждены:

- Примерное положение о секторе по вопросу защиты прав интеллектуальной собственности региональной таможни, таможни, определяющее правовой статус подразделения по вопросу прав интеллектуальной собственности региональной таможни, таможни, а именно его компетенцию (права, задачи, функции). В частности, такое подразделение имеет право принимать участие в проверках деятельности субъектов предпринимательства, которые перемещают через таможенную границу Украины товары, содержащие объекты права интеллектуальной собственности, по вопросам, входящим в их компетенцию;

- Примерная должностная инструкция главного инспектора по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности региональной таможни, таможни. Среди перечня прав главного инспектора предусмотрено и право требовать от подразделений таможни, субъектов предпринимательской деятельности, перемещающих через таможенную границу Украины товары, которые содержат объекты права интеллектуальной собственности, предоставления информации и материалов, необходимых для выполнения задач, возложенных на него, и принимать участие в проверках деятельности таких субъектов.

Контроль за перемещением объектов интеллектуальной собственности таможенные органы осуществляют в соответствии с постановлением КМУ от 13.04.2007 г. № 622 "Вопросы регистрации объектов права интеллектуальной собственности в таможенном реестре, получения информации и взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными и контролирующими органами и владельцами прав на объекты права интеллектуальной собственности в случае приостановления таможенного оформления товаров по инициативе таможенного органа".

Кроме этого, таможенные органы проводят мероприятия по предупреждению, выявлению, прекращению и раскрытию правонарушений в сфере интеллектуальной собственности согласно нормам Соглашения о сотрудничестве и мероприятия, направленные на объединение усилий правоохранительных и контролирующих органов в направлении борьбы с "пиратством" в соответствии с Программой.

 

Органы службы безопасности

Во исполнение Программы органами СБУ принимаются меры, направленные на предупреждение и раскрытие правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, создание и совершенствование законодательной базы, необходимой для противодействия этим явлениям. К тому же органы СБУ уполномочены проводить мероприятия по предупреждению, выявлению, прекращению и раскрытию правонарушений в сфере интеллектуальной собственности на основании норм Соглашения о сотрудничестве.

 

Органы прокуратуры

В соответствии со ст. 19 Закона Украины от 05.11.91 г. № 1789-XII "О прокуратуре" предметом прокурорского надзора, в том числе является соблюдение законов, касающихся экономических, межнациональных отношений, охраны окружающей среды, таможни и внешнеэкономической деятельности. То, что использование объектов интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности непосредственно связано с экономическими отношениями и интересами, вряд ли у кого-то вызовет сомнение, а как следствие не должно возникать сомнений и по поводу полномочий работников прокуратуры проводить проверки соблюдения законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

При этом следует принять к сведению, что проверка выполнения законов работниками прокуратуры осуществляется по заявлениям и уведомлениям о нарушении законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии оснований - и по собственной инициативе прокурора.

 

Виды ответственности за нарушение законодательства в сфере интеллектуальной собственности

Действующим законодательством за нарушение прав интеллектуальной собственности предусмотрены гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность, а также могут применяться финансовые санкции.

 

Гражданско-правовая ответственность

Нарушение прав интеллектуальной собственности, непризнание этого права или посягательство на него влечет за собой ответственность, предусмотренную ГКУ, другими законами или договором (ст. 431 ГКУ).

Каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего права интеллектуальной собственности. При этом суд в случаях и в порядке, установленных законом, может согласно ст. 432 ГКУ принять решение, в частности:

- о применении немедленных мер по предотвращению нарушения права интеллектуальной собственности и сохранению соответствующих доказательств;

- приостановлении пропуска через таможенную границу Украины товаров, импорт или экспорт которых осуществляется с нарушением права интеллектуальной собственности;

- изъятии из гражданского оборота товаров, изготовленных или введенных в гражданский оборот с нарушением права интеллектуальной собственности, и уничтожение таких товаров;

- изъятии из гражданского оборота материалов и оборудования, которые использовались преимущественно для изготовления товаров с нарушением права интеллектуальной собственности, или изъятия и уничтожения таких материалов и оборудования;

- применении разового денежного взыскания вместо возмещения убытков за неправомерное использование объекта права интеллектуальной собственности;

- опубликовании в СМИ сведений о нарушении права интеллектуальной собственности и содержании судебного решения о таком нарушении.

При этом ст. 52 Закона Украины от 23.12.93 г. № 3792-XII "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве) предусматривает право лиц, в том числе на обращение в другие органы в соответствии с их компетенцией.

Субъекты авторского права и/или смежных прав имеют право:

- требовать признания и возобновления своих прав;

- обращаться с иском в суд о возобновлении нарушенных прав и (или) прекращении действий, нарушающих авторское право или создающих угрозу их нарушения;

- предъявлять иски о возмещении морального вреда;

- предъявлять иски о возмещении убытков (материального ущерба), включая упущенную выгоду, или о взыскании дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения им авторского права и (или) смежных прав, или выплату компенсаций;

- требовать принятия других предусмотренных законодательством мер, связанных с защитой авторского права и смежных прав.

Согласно п. 2 ст. 52 Закона об авторском праве суд имеет право вынести решение:

- о возмещении морального (неимущественного) вреда, нанесенного нарушением авторского права и (или) смежных прав, с определением размера возмещения;

- возмещении убытков, нанесенных нарушением авторского права и (или) смежных прав;

- взыскании с нарушителя авторского права и (или) смежных прав дохода, полученного в результате нарушения;

- выплате компенсации, которая определяется судом, в размере от 10 до 50 000 минимальных заработных плат, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

- запрете опубликования произведений, их исполнения, выпуска экземпляров фонограмм, видеограмм, о прекращении их распространения, об изъятии (конфискации) контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, видеограмм или программ вещания, оборудования и материалов, предназначенных для их изготовления и воссоздания, о публикации в прессе информации о допущенном нарушении;

- требовании от лиц, нарушающих авторское право и (или) смежные права истца, информации о третьих лицах, задействованных в производстве и распространении контрафактных экземпляров произведений, объектов смежных прав и о каналах распространения.

Также суд может вынести решение о наложении на нарушителя штрафа в размере 10 % суммы, присужденной судом в пользу истца, которая перечисляется в установленном порядке в государственный бюджет Украины.

Способы защиты прав и юрисдикция судов в отдельных сферах интеллектуальной собственности установлены:

- ст. 35 Закона Украины от 15.12.93 г. № 3687-XII "Об охране прав на изобретения и полезные модели";

- ст. 27 Закона Украины от 15.12.93 г. № 3688-XII "Об охране прав на промышленные образцы";

- ст. 53 Закона Украины от 21.04.93 г. № 3116-XII "Об охране прав на сорта растений";

- ст. 22 Закона Украины от 05.11.97 г. № 621/97-ВР "Об охране прав на топографии интегральных микросхем";

- ст. 21 Закона Украины от 15.12.93 г. № 3689-XII "Об охране прав на знаки для товаров и услуг";

- ст. 25 Закона Украины от 16.06.99 г. № 752-XIV "Об охране прав на указание происхождения товаров".

 

Административная ответственность

Нормами КУоАП предусмотрена ответственность за следующие нарушения в сфере интеллектуальной собственности:

- незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности, присвоение авторства на такой объект или другое преднамеренное нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности (ст. 512 КУоАП). Такие нарушения влекут за собой наложение штрафа от 10 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции, оборудования и материалов, предназначенных для ее изготовления. Отметим, что под объектами права интеллектуальной собственности понимаются литературные или художественные произведение, их исполнение, фонограммы, передачи организации вещания, компьютерные программы, базы данных, научные открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, топографии интегральной микросхемы, рационализаторского предложения, сорта растений и т. п.;

- демонстрирование фильмов или распространение фильмов путем продажи или передачи в прокат фильмокопий без государственного удостоверения на право распространения и демонстрации фильмов (ст. 1646 КУоАП). Указанные нарушения влекут за собой наложение штрафа в размере от 20 до 45 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией фильмокопий и денежных средств, полученных от их демонстрации, продажи или передачи в прокат. При повторном совершении таких действий применяется штраф в размере от 45 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией фильмокопий и денежных средств, полученных от их демонстрации, продажи или передачи в прокат;

- распространение фильмов путем изготовления фильмокопий без государственного удостоверения на право распространения и демонстрации фильмов в целях их демонстрации, продажи, передачи в прокат (ст. 1646 КУоАП). Данные нарушения влекут за собой наложение штрафа в размере от 60 до 90 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией фильмокопий, средств их изготовления, а также денежных средств, полученных от их демонстрации, продажи или передачи в прокат. При повторном совершении таких действий применяется штраф в размере от 90 до 150 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией фильмокопий, средств их изготовления, а также денежных средств, полученных от их демонстрации, продажи или передачи в прокат;

- распространение и демонстрация фильмов с нарушением условий, предусмотренных государственным удостоверением на право распространения и демонстрацию фильмов (ст. 1647 КУоАП). Названные нарушения влекут за собой наложение штрафа в размере от 20 до 35 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией фильмокопий и денежных средств, полученных от их демонстрации, продажи или передачи в прокат. При повторном совершении указанных действий применяется штраф в размере от 35 до 70 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией фильмокопий и денежных средств, полученных от их демонстрации продажи или передачи в прокат;

- несоблюдение субъектами кинематографии и телевидения квоты демонстрации национальных фильмов при использовании национального экранного времени (ст. 1648 КУоАП). Такие нарушения влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от 60 до 90 необлагаемых минимумов доходов граждан. При повторном совершении таких действий применяется штраф в размере от 90 до 150 необлагаемых минимумов доходов граждан;

- распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, упаковки которых не маркированы контрольными марками или маркированы контрольными марками, имеющими серию или содержащими информацию, не соответствующую носителю этого экземпляра, или номер, который не соответствует данным Единого реестра получателей контрольных марок (ст. 1649 КУоАП). Такие нарушения влекут за собой наложение штрафа в размере от 10 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией этих экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных. При повторном совершении таких действий применяется штраф в размере от 50 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан с конфискацией таких экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных;

- нарушение законодательства, регулирующего производство, экспорт, импорт дисков для лазерных систем считывания, матриц, экспорт, импорт оборудования или сырья для их производства (ст. 16413 КУоАП). Названные нарушения влекут за собой наложение штрафа в размере от 20 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан.

В соответствии со ст. 255 КУоАП за указанные действия протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на это должностные лица:

- органов внутренних дел, налоговых органов, государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности и государственные инспекторы по охране прав на сорта растений (ст. 512 КУоАП);

- органов внутренних дел, Госпотребстандарта, Минкультуры и Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (ст. 1646 и ст. 1647 КУоАП);

- органов внутренних дел, Минкультуры и Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания (ст. 1648 КУоАП);

- органов внутренних дел и государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности (ст. 1649 КУоАП);

- государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности (ст. 16413 КУоАП).

Многие контролирующие органы разработали на основании норм КУоАП свои соответствующие инструкции по порядку и процедуре составления протоколов об административных правонарушениях.

Например, государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности при составлении административных протоколов руководствуются нормами Инструкции по оформлению материалов об административных правонарушениях, утвержденной приказом МОН от 04.05.2005 г. № 273;

- органы внутренних дел - нормами Инструкции по оформлению материалов об административных правоотношениях, утвержденной приказом МВД Украины от 22.02.2001 г. № 185;

- государственные инспекторы по охране прав на сорта растений - нормами Инструкции по оформлению государственными инспекторами по охране прав на сорта растений материалов об административных правонарушениях, утвержденной приказом Государственной службы по охране прав на сорта растений от 26.08.2005 г. № 450;

- должностные лица Минкультуры - нормами Инструкции по оформлению материалов об административных правонарушениях, утвержденной приказом Минкультуры от 20.04.2006 г. № 192.

При этом на основании ст. 221 КУоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанными статьями КУоАП, рассматриваются районными (городскими) судами, которые после рассмотрения дела выносят постановление о наложении административного взыскания. В соответствии со ст. 289 КУоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вынесения постановления.

Пристального внимания заслуживают вопросы, касающиеся административной ответственности, которая сопряжена с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов права интеллектуальной собственности. Субъекты предпринимательства могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной ст. 155 КУоАП, за нарушение правил торговли (в случае незаконного распространения объектов интеллектуальной собственности, в частности, путем продажи или иного отчуждения прав интеллектуальной собственности), ст. 164 КУоАП - за осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта хозяйствования или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащего лицензированию согласно закону, или без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом.

К наиболее распространенным нарушениям, которые допускаются субъектами предпринимательства в процессе их деятельности, связанной с использованием объектов интеллектуальной собственности, можно отнести действия, ответственность за которые предусмотрена ст. 512 и ст. 1649 КУоАП.

Ввиду сложности и неоднозначности трактовки данных норм органами контроля и судебными инстанциями ВСУ в письме от 01.01.2006 г. представлено обобщенное разъяснение по применению судами законодательства по делам об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности, которые предусмотрены указанными статьями КУоАП. В данном письме приведены:

- разъяснение порядка административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 512 и ст. 1649 КУоАП;

- порядок судебного разбирательства по данной категории дел;

- разъяснение проблемных вопросов применения законодательства.

Отметим, что ВСУ в отношении вопросов: кто может быть привлечен к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 1649 КУоАП, и является ли реализатор, работающий у частного предпринимателя (которому вся контрафактная продукция принадлежит на праве частной собственности), субъектом правонарушения, - указал на следующее. Зачастую представители МВД, налоговых органов и Департамента интеллектуальной собственности оформляют протоколы об административном правонарушении в отношении реализаторов контрафактной продукции, у которых изымают (для экспертизы) всю имеющуюся на торговом месте продукцию, а суды затем выносят решения о наложении взыскания на реализаторов в виде штрафа с конфискацией изъятой контрафактной продукции. При этом другие суды освобождают реализаторов от административной ответственности, мотивируя это тем, что последние не являются субъектами правонарушения. В случаях, когда контрафактная продукция принадлежала частным предпринимателям, а их продажу осуществляли реализаторы, представители указанных органов составляют протоколы в отношении частных предпринимателей, у которых (вместе с реализаторами) требуют объяснений, изымают копии документов о праве на занятие предпринимательской деятельностью, трудовые соглашения с реализаторами и т. п. Кроме этого, были случаи, когда протокол составляли в отношении частного предпринимателя, тогда как контрафактная продукция принадлежала реализатору.

Однако, по мнению ВСУ, правомерным будет такой подход, когда к ответственности привлекаются и реализатор, и субъект предпринимательской деятельности (владелец, арендатор торговой точки, киоска, отдела магазина и др.), если он организовал незаконное распространение. Если правонарушение совершил реализатор, которому на праве собственности принадлежит контрафактная продукция, то административные материалы должны готовиться в отношении него. Для предупреждения и прекращения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности должен устанавливаться и привлекаться к административной ответственности в первую очередь организатор незаконного распространения контрафактной продукции (частный предприниматель и пр.), а вместе с ним и реализатор, который продавал такую продукцию.

Следовательно, как разъяснил ВСУ, должны быть оформлены два протокола об административном правонарушении - в отношении организатора незаконных действий и реализатора. Однако рассматривать оба дела суд должен в одном производстве.

Также ВСУ указал на то, что в случае незаконного предоставления в прокат экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, квалификация такого административного правонарушения согласно ст. 1649 КУоАП является неправомерной, так как при прокате не происходит передачи права собственности. Предоставление в прокат продукции при отсутствии разрешения от субъекта авторских и смежных прав или предоставление в прокат продукции, которая является контрафактной, должно быть определено как незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности, что является правонарушением, административная ответственность за которое предусмотрена ст. 512 КУоАП.

Кроме этого, как считает ВСУ, компьютерная игра является объектом авторского права, но она не определена (не идентифицирована) ни в Законе об авторском праве, ни в Законе Украины от 23.03.2000 г. № 1587-III "О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных", ни в ст. 512 и ст. 1649 КУоАП. Поэтому до тех пор, пока не будет дано определение термина "компьютерная игра" как объекта права интеллектуальной собственности и не внесены соответствующие изменения в эти законодательные акты, отсутствуют правовые основания для привлечения лиц к административной ответственности.

Дополнительная информация о практике рассмотрения споров, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности представлена в письмах ВХСУ от 14.01.2002 г. № 01-8/31 и от 14.01.2004 г. № 05-3/31.

 

Штрафные (финансовые) санкции и специальные меры

В соответствии со ст. 8 Закона Украины от 17.01.2002 г. № 2953-III "Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания" (далее - Закон № 2953) к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафов:

- за осуществление хозяйственной деятельности по производству дисков для лазерных систем считывания, матриц без лицензии - 200 % стоимости произведенной продукции, но не менее 5 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

- производство дисков для лазерных систем считывания, матриц без нанесения специальных идентификационных кодов - 200 % стоимости произведенной продукции, но не менее 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

- производство дисков для лазерных систем считывания, матриц без разрешения лиц, которым принадлежит авторское право и смежные права, - 200 % стоимости произведенной продукции, но не менее 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

- экспорт, импорт дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья без наличия лицензии - 200 % стоимости импортированной или экспортированной продукции, но не менее 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан;

- невыполнение требований о технологическом обеспечении производителем нанесения на диски для лазерных систем считывания, матриц специальных идентификационных кодов лицензионным оборудованием - 5 000 необлагаемых минимумов доходов граждан.

При повторном нарушении лицензионных условий в течение действия лицензии к субъектам хозяйствования перечисленные штрафные санкции применяются в двойном размере, а стоимость произведенной продукции определяется на основании данных, указанных в акте проверки, документов, приобщенных к нему, или других документов, предоставленных субъектом хозяйствования.

Процедура применения перечисленных штрафных санкций определена Порядком применения финансовых санкций к субъектам хозяйствования за нарушение требований Закона Украины "Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования, связанной с производством, экспортом, импортом дисков для лазерных систем считывания", утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 28.10.2002 г. № 619 (далее - Порядок № 619).

При этом п. 3 ст. 8 Закон № 2953 предусмотрено, что санкции, определенные этой статьей, применяются центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности, то есть МОН. Однако согласно нормам Порядка № 619 применять штрафные санкции уполномочен лишь Государственный департамент интеллектуальной собственности.

Решение о применении финансовых санкций согласно указанному документу принимается председателем Госдепартамента или его заместителем на основании соответствующих актов проверки субъектов хозяйствования в срок не позднее 30 календарных дней с даты составления акта. При необходимости в зависимости от объемов и видов необходимых работ в каждом конкретном случае сроки могут быть продлены, но не более чем на 60 календарных дней.

Вместе с тем, отметим, что постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года" предусмотрен иной порядок применения санкций к субъектам хозяйствования. Согласно этому порядку контролирующие органы, зафиксировавшие в процессе проверки нарушения, обязаны предоставлять субъекту хозяйствования предписание об их устранении в течение 30 суток без применения санкций, если законом не предусмотрен иной срок для устранения нарушений. Санкции могут быть применены только в случае, если субъект хозяйствования не выполнит предписания и не устранит нарушения в течение предоставленных ему 30 суток (кроме нарушений, которые невозможно устранить). Видимо, за нарушения, которые устранить невозможно, применять штрафные санкции будут сразу, не предоставляя 30 суток.

В соответствии с п. 10 Порядка № 619 решение о применении финансовых санкций составляется в двух экземплярах, один остается в Госдепартаменте, а другой в течение 3 дней направляется субъекту хозяйствования или вручается ему под расписку.

Указанные штрафные санкции должны быть уплачены в течение 15 календарных дней, следующих за днем поступления решения об этом субъекту хозяйствования, в противном случае Госдепартамент принимает меры по взысканию суммы штрафов в судебном порядке.

Применение специальных мер в целях прекращения нарушений, определенных Законом № 2953, предусмотрено ст. 9 данного закона. Такие меры применяются по решению МОН. В свою очередь, государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности могут подавать предложения по их применению. Данной статьей предусмотрены следующие специальные меры:

ограничение, временный запрет деятельности субъектов хозяйствования в случае ее несоответствия требованиям указанного закона;

аннулирование лицензии на производство дисков для лазерных систем считывания, матриц в случае повторного нарушения лицензионных условий. Производитель может получить новую лицензию на право осуществления соответствующего вида деятельности не ранее чем через 5 лет с даты принятия решения центральным органом исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности об аннулировании предыдущей лицензии;

временное прекращение действия лицензии на производство дисков для лазерных систем считывания, матриц в случае выявления нарушений требований этого закона, допущенных производителем, который отказывается выполнять или не выполняет требования центрального органа исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности по прекращению нарушения в течение одного месяца со дня его выявления.

Указанные меры применяются в порядке, определенном постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 675.

Кроме того, п. 4 ст. 9 Закона № 2953 к специальным мерам отнесено и опечатывание и/или изъятие дисков для лазерных систем считывания, матриц, произведенных с нарушением требований Закона № 2953, а также оборудования и сырья для их производства, несоответствующих его требованиям. Такая мера применяется в порядке, предусмотренном ст. 91 Закона № 2953 должностными лицами МОН в сфере интеллектуальной собственности с привлечением в случае необходимости представителей органов МВД.

 

Уголовная ответственность

Нормами УК уголовная ответственность за нарушения в сфере интеллектуальной собственности предусмотрена:

- за незаконное воспроизведение, распространение произведений науки, литературы и искусства, компьютерных программ и баз данных, а также незаконное воспроизведение, распространение исполнений, фонограмм, видеограмм и программ вещания, их незаконное тиражирование и распространение на аудио- и видеокассетах, дискетах, других носителях информации, или другое преднамеренное нарушение авторского права и смежных прав (ст. 176 УК);

- незаконное использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, топографии интегральной микросхемы, сорта растений, рационализаторского предложения, присвоения авторства на них или другое преднамеренное нарушение права на эти объекты (ст. 177 УК);

- незаконное изготовление, подделку, использование или сбыт незаконно изготовленных, полученных или поддельных марок акцизного сбора или контрольных марок для маркировки упаковок экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных или голографических защитных элементов (ст. 216 УК);

- незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара или другое преднамеренное нарушение права на эти объекты (ст. 229 УК);

- незаконное производство, экспорт, импорт, хранение, реализация и перемещение дисков для лазерных систем считывания, матриц, оборудования и сырья для их производства (ст. 2031 УК);

- преднамеренные действия, направленные на получение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, в целях разглашения или другого использования этих сведений, а также незаконное использование таких сведений (ст. 231 УК);

- преднамеренное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца лицом, которому эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если оно совершено из корыстных или других личных мотивов и нанесло существенный вред субъекту хозяйствования (ст. 232 УК).

Рассмотрим особенности и условия привлечения лиц к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 176, ст. 177, 2031 и ст. 229 УК.

Так, к уголовной ответственности может быть привлечено лицо:

- согласно ч. 1 ст. 176 и ч. 1 ст. 177 УК если нарушения причинили материальный ущерб в значительном размере (от 20 и выше необлагаемых минимумов доходов граждан). Если размер причиненного ущерба меньше указанного, то противоправные действия лица квалифицируются как административное правонарушение (ст. 512 КУоАП);

- ч. 2 ст. 176 и ч. 2 ст. 177 УК если действия, предусмотренные ч. 1 данных статей, совершены повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или нанесли материальный ущерб в крупном размере (от 200 и выше необлагаемых минимумов доходов граждан);

- ч. 3 ст. 176 и ч. 3 ст. 177 УК если действия, предусмотренные ч. 1 и 2 данных статей, совершены служебным лицом с использованием служебного положения или организованной группой, или если они нанесли материальный ущерб в особо крупном размере (от 1 000 и выше необлагаемых минимумов доходов граждан);

- согласно ч. 1 ст. 2031 УК если нарушения причинили материальный ущерб в значительном размере (от 20 и выше необлагаемых минимумов доходов граждан). Если размер причиненного ущерба меньше указанного, то противоправные действия лица квалифицируются как административное правонарушение (ст. 16413 КУоАП);

- ч. 2 ст. 2031 УК если действия, предусмотренные ч. 1 этой статьи, совершены повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или нанесли материальный ущерб в крупном размере (от 100 и выше необлагаемых минимумов доходов граждан);

- ч. 1 ст. 229 УК если нарушения причинили материальный ущерб в значительном размере (от 20 и выше необлагаемых минимумов доходов граждан). Если размер причиненного ущерба меньше указанного, то противоправные действия лица квалифицируются как административное правонарушение (ст. 512 КУоАП);

- ч. 2 ст. 229 УК если действия, предусмотренные ч. 1 этой статьи, совершены повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или нанесли материальный ущерб в крупном размере (от 200 и выше необлагаемых минимумов доходов граждан);

- ч. 3 ст. 229 УК если действия, предусмотренные ч. 1 и 2 этой статьи, совершены служебным лицом с использованием служебного положения либо организованной группой, либо если они нанесли материальный ущерб в особо крупном размере (от 1 000 и выше необлагаемых минимумов доходов граждан).

Следует принять во внимание, что для квалификации правонарушения применяется не размер необлагаемого минимума доходов граждан (17 грн.), а размер налоговой социальной льготы (п. 22.5 ст. 22 Закона о налоге с доходов).

Поскольку преступление, предусмотренное указанными статьями УК, не относится к делам частного обвинения (то есть возбуждаемым только по жалобе потерпевшего), то для возбуждения уголовного дела по данным статьям заявления потерпевшего не требуется.

В соответствии со ст. 94 УПК основаниями для возбуждения уголовного дела могут быть:

- заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан;

- сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, которые задержали подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным;

- явка с повинной;

- сообщения, опубликованные в прессе;

- непосредственное выявление органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

При этом согласно ст. 112 УПК досудебное следствие ведут по делам о преступлениях, предусмотренных:

- ч. 1 и 2 ст. 176, ст. 177, ст. 2031 и ст. 229 УК, а также ст. 231 и ст. 232 УК - органы внутренних дел;

- ч. 3 ст. 176, ст. 177 и ст. 229 УК - органы прокуратуры;

- ст. 216 УК - органы налоговой милиции.

К тому же необходимо обратить внимание на существование уголовной ответственности, сопряженной с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности, связанной с использованием объектов права интеллектуальной собственности, компьютерной техники и информации. В частности, субъекты предпринимательства могут быть привлечены к уголовной ответственности:

- за создание в целях использования, распространения или сбыта, а также за распространение или сбыт вредных программных или технических средств, предназначенных для несанкционированного вмешательства в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи (ст. 3611 УК);

- несанкционированный сбыт или распространение информации с ограниченным доступом, которая хранится в ЭВМ (компьютерах), автоматизированных системах, компьютерных сетях или на носителях такой информации, созданной и защищенной в соответствии с действующим законодательством (ст. 3612 УК);

- несанкционированное изменение, уничтожение или блокировку информации, которая обрабатывается в ЭВМ (компьютерах), автоматизированных системах или компьютерных сетях или хранится на носителях такой информации, совершенные лицом, которое имеет право доступа к ней (ст. 362 УК);

- нарушения правил эксплуатации ЭВМ (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, или порядка, или правил защиты информации, которая в них обрабатывается, если это причинило значительный вред, совершенные лицом, которое отвечает за их эксплуатацию (ст. 363 УК);

- преднамеренное массовое распространение сообщений электросвязи, осуществленное без предварительного согласия адресатов, приведшее к нарушению или прекращению работы ЭВМ (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи (ст. 3631 УК);

Дела о преступлениях, предусмотренных указанными статьями, являются подведомственными органам внутренних дел и СБУ.

 

Основания для изъятия и выемки объектов интеллектуальной собственности и компьютерной техники

Выемка и изъятие объектов интеллектуальной собственности может быть осуществлена органами контроля:

- в рамках уголовного и оперативно-розыскного дела;

- при проведении проверок.

Выемка может быть осуществлена только в случае возбужденного уголовного дела органами дознания (ст. 101 УПК) и досудебного следствия (ст. 102 УПК). Выемка согласно ст. 178 УПК проводится по постановлению следователя в тех случаях, когда следователь располагает точными данными о том, что предметы, имеющие значение для дела, находятся у определенного лица или в определенном месте.

Изъятие объектов интеллектуальной собственности в случае обнаружения факта незаконного их использования или с нарушением требований действующего законодательства контролирующими органами осуществляется в ходе проведения ими проверок.

Согласно ст. 265 КУоАП при производстве по делам об административных правонарушениях имеют право изымать вещи, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, которые обнаружены во время осмотра:

- налоговые органы (в том числе работники налоговой милиции);

- Госпотребстандарт;

- органы внутренних дел;

- органы СБУ.

Некоторые контролирующие органы наделены правом на изъятие объектов интеллектуальной собственности соответствующими положениями или порядками проведения ими проверок. Так, на изъятие объектов интеллектуальной собственности уполномочены:

- государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности Государственного департамента интеллектуальной собственности - согласно Положения о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности Государственного департамента интеллектуальной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 674 (далее - Положение № 674);

- таможенные органы – согласно ст. 10 Правил таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, утвержденных Многосторонним Соглашением от 28.09.2001 г.

Как в административном, так и в уголовном производстве объекты прав интеллектуальной собственности изымаются этими органами до рассмотрения дела в судебном порядке, а после рассмотрения дела (в зависимости от результатов такого рассмотрения) их в установленном порядке конфискуют, либо возвращают владельцу, либо уничтожают, а при платном изъятии - реализуют.

Отметим также, что и изъятие в рамках оперативно-розыскного дела возможно только по решению суда (п. 24 ст. 11 Закона о милиции). При этом в отличие от других органов контроля государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности могут изымать объекты права интеллектуальной собственности не только до решения вопроса в судебном порядке. Согласно Положению № 674 им предоставлено право изъятия на необходимый срок, но не более 30 дней в случае, когда имеются основания подозревать, что совершено нарушение требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Что касается правомерности изъятия компьютерной техники (например, в случае обнаружения нелицензионного программного обеспечения, установленного на ней), то здесь необходимо отметить следующее. Органы контроля вправе изымать вещи, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Поскольку сам компьютер не является ни орудием, ни объектом правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, то, на наш взгляд, он не может быть изъят.

Изъятию подлежат носители объектов прав интеллектуальной собственности, то есть жесткий диск (винчестер).

Однако исключением из этого правила являются полномочия государственных инспекторов по вопросам интеллектуальной собственности, которым п. 7 Положения № 674 предоставлено право на изъятие у субъектов хозяйствования:

- экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, которые производятся (распространяются, предоставляются в прокат, хранятся, используются или перемещаются) с нарушением требований законодательства;

- оборудования и сырья для их производства, электронной компьютерной техники для их воссоздания и соответствующих документов.

Следовательно, на сегодняшний день единственными полномочными должностными лицами органов контроля на изъятие компьютерной техники являются государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности.

В случае изъятия компьютерной техники каким-либо другим контролирующим органом их действия могут быть обжалованы в установленном порядке в органы внутренних дел, суд или прокуратуру.

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)