Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Документы по продаже Консультант СПД 2008-11-15

Версия для печати

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ЧАСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

“Консультант частного предпринимателя”

№ 20, от 30 октября 2008 г.

№ 21, от 15 ноября 2008 г.

Анна ДАНЬШИНА

консультант по налогообложению

 

Торговля в настоящее время — наиболее распространенный вид деятельности частного предпринимателя. Осуществляя ее, ФЛП должен знать, как грамотно документально оформить операцию продажи товаров.

Сегодня расскажем о том, какие документы должны оформлять (и что иметь при себе) частные предприниматели на общей системе налогообложения и те, которые уплачивают единый налог.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХК — Хозяйственный кодекс Украины.

ГК — Гражданский кодекс Украины.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Указ № 727 — Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных средств» от 12.06.95 г. № 436/95.

Закон о патентовании — Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о разрешительной системе — Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Закон № 771 — Закон Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-ІV.

Закон № 1023 — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Закон № 1699 — Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.

Закон № 1251 — Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Декрет № 56-93 — Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

Постановление № 1755 — Постановление КМУ «О сроке действия лицензии на проведение определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу» от 29.11.2000 г. № 1755.

Порядок № 150 — Порядок выдачи органами государственного пожарного надзора разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, утвержденный постановлением КМУ от 14.02.2001 г. № 150.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

Положение № 1077 — Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

Правила № 104 — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Правила № 126 — Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций от 19.10.2004 г. № 126.

Правила № 185 — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369.

Приказ № 247 — Приказ Министерства охраны здоровья Украины «Об утверждении Временного порядка проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы» от 09.10.2000 г. № 247.

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Основным нормативным документом, определяющим общие условия занятия торговой деятельностью, требования к торговой сети и торговому обслуживанию граждан, является Порядок № 833.

Продажа товаров как предпринимателем на общей системе налогообложения, так и предпринимателем, уплачивающим единый налог в соответствии с п. 3 Порядка № 833 может осуществляться в сфере:

оптовой торговли (как правило, торговля товарами с последующей перепродажей или профессиональным использованием покупателем). При этом оптовая торговля осуществляется либо через магазин, либо со склада;

розничной торговли (как правило, торговля товарами и предоставление услуг покупателям для личного или бытового использования, не связанного с предпринимательской деятельностью). Розничная торговля, в свою очередь, может осуществляться в магазине (другой торговой точке капитальной застройки) или мелкорозничным способом за пределами основного торгового помещения: в пунктах некапитальной застройки (в киоске, ларьке, палатке и т. п.) или через средства передвижной сети (через автомагазины, авторазвозки, с тележек и т. п.).

Порядком № 833 предусмотрено, что при определении терминов «оптовая торговля» и «розничная торговля» следует руководствоваться ГСТУ 4303-2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения понятий»:

розничная торговля — вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий покупку-продажу товаров конечному потребителю и предоставление ему торговых услуг;

оптовая торговля — вид экономической деятельности в сфере товарооборота, охватывающий покупку-продажу товаров по договорам поставки партиями для последующей их продажи конечному потребителю через розничную торговлю или для производственного потребления и предоставления связанных с этим услуг.

При этом партия товара — определенное количество товаров одного или нескольких наименований, закупленных, отгруженных или полученных одновременно по одному товаросопроводительному документу (термин приведен в ГСТУ 3993-2000 «Товароведение. Термины и определения»).

Осуществляя торговую деятельность, расчеты с покупателями в соответствии с п. 22 Порядка № 833 предприниматель может осуществлять как наличными средствами (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п., этот способ чаще всего присущ розничной торговле), так и безналичным способом (обычно применяется при оптовой торговле).

Вместе с товаром потребителю в обязательном порядке выдается расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции, удостоверяющий факт покупки товара и/или предоставления услуги (п. 22 Порядка № 833, п. 18 раздела I Правил № 104).

Документальное оформление продажи товаров будет зависеть от того, какой вид торговли и способ оплаты изберет частный предприниматель. Рассмотрим в газете «Консультант частного предпринимателя» подробнее различную торговлю и ее документальное оформление.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ ПРОДАЖУ ТОВАРОВ…

Организация деятельности объектов оптовой и розничной торговли, в том числе мелкорозничной, регламентируется основными нормативными документами, приведенными выше.

Торгуя товарами, предприниматель должен обеспечить:

продажу товаров согласно установленным правилам и нормам;

соответствие помещения (места) для проведения деятельности в сфере торговли необходимым санитарным нормам, а техническое состояние помещения (места), здания и оборудования — требованиям нормативных документов по хранению, производству и продаже соответствующих товаров, а также охране труда;

размещение торгового патента, лицензии согласно установленным законодательством требованиям;

наличие на видном и доступном месте уголка покупателя, в котором размещаются информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей.

Таким образом, для того чтобы начать торговлю товарами, предпринимателю необходимо решить ряд организационных вопросов:

1) прежде всего нужно зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательской деятельности (п. 5 Порядка № 833). Порядок регистрации для физлица, намеревающегося стать предпринимателем, установлен ст. 42–45 Закона № 755. Если предприниматель зарегистрирован, то в разделе II «Основные виды деятельности физического — лица предпринимателя» Регистрационной карточки на проведение госрегистрации физлица-предпринимателя предусматривается торговый вид деятельности (например, при осуществлении розничной торговли в карточке указывается КВЭД 52.63.0);

2) в случае необходимости получить свидетельства, разрешения, лицензии, патенты и т. д.;

3) оборудовать соответствующим образом торговую точку.

В этом номере газеты «Консультант частного предпринимателя» мы не будем рассматривать моменты госрегистрации предпринимателя в качестве субъекта предпринимательской деятельности, госрегистрации права собственности на торговую точку (или заключения договора на ее аренду). Кратко рассмотрим, какие и в каком случае необходимо получать разрешения, а также как оборудовать торговую точку и какие документы для этого необходимы.

РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Для полноправного функционирования торговой точки необходимо получить ряд документов разрешительного характера:

разрешение на размещение объекта торговли;

разрешение на размещение малой архитектурной формы (для малых архитектурных форм — киосков, палаток, павильонов и т. п.);

разрешение органа государственного пожарного надзора на начало работы и аренду помещений;

разрешение органов СЭС.

Внимание! За осуществление торговой деятельности без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом, налагается штраф от 20 до 40 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ННМДГ) (от 340 до 680 грн.) с возможной конфискацией продукции, орудий производства и сырья. Если указанное нарушение будет совершено повторно в течение одного года, то штраф составит от 30 до 60 ННМДГ (от 510 до 1 020 грн.). Также за предоставление предпринимателем разрешительному органу или администратору недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства предусмотрен штраф — от 40 до 100 ННМДГ (от 680 до 1 700 грн.).

Документом, регулирующим отношения между органами исполнительной власти и предпринимателем при оформлении документов разрешительного характера, является Закон о разрешительной системе.

Процедура выдачи разрешительных документов осуществляется в соответствии с принципом организационного единства. По принципу «единого окна» администратор местных органов власти сам передает документы необходимым органам, следит за своевременностью их рассмотрения и обеспечивает выдачу разрешительных документов. На процедуру выдачи разрешений местными разрешительными органами отводится 10 рабочих дней (при условии, отсутствия необходимость обследования объекта, на который выдается разрешение). Процедура получения разрешений через администратора описана в Законе о разрешительной системе.

Но возможен и другой путь — предприниматель может сам непосредственно обратиться в соответствующие местные разрешительные органы для получения необходимого разрешения.

Рассмотрим порядок получения некоторых разрешительных документов путем непосредственного обращения предпринимателя в необходимые инстанции.

1. Разрешение на размещение объекта торговли.

Выдается органом местного самоуправления (п. 16 Правил № 369). Таким органом сегодня является исполнительный комитет управления потребительского рынка Украины.

Получение разрешения платное. За его выдачу предприниматель, в зависимости от площади торгового места, его территориального размещения и вида продукции, уплачивает сбор (ст. 17 Декрета № 56-93). Сбор взимается с предпринимателей, реализующих продукцию (товары) в зависимости от площади торгового места, его территориального размещения и вида продукции. Его сумма не должна превышать 340 грн. (20 ННМДГ) при постоянной торговле в специально отведенных местах или 17 грн. (1 ННМДГ) — при разовой.

Предприниматели на общей системе, постоянно торгующие в стационарных объектах, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли уплачивают единоразово (ст. 17 Декрета № 56-93).

Плательщики единого налога согласно ст. 6 Указа № 727 освобождены от уплаты этого сбора, но получать разрешение на размещение объекта торговли они должны (бесплатно), поскольку Правилами № 369 для них не предусмотрено отдельных норм.

Но некоторые сомнения в необходимости получения данного разрешения вносят письма Госпредпринимательства (письма от 09.11.2006 г. № 8080, от 10.11.2006 г. № 8104 (далее — Письмо № 8104), от 17.10.2006 г. № 7507). Так, в Письме № 8104 указано, что «со вступлением в силу части первой ст. 4 Закона о разрешительной системе с 05.10.2006 г. правовых оснований для выдачи органами местного самоуправления разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг нет...». В то же время Госпредпринимательства отмечает, что органы местного самоуправления имеют полномочия осуществлять выдачу разрешения на размещение зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения (п. 10 ст. 10 Закона о благоустройстве).

Госпредпринимательства считает, что органы местного самоуправления имеют полномочия выдавать разрешения на объекты торговли в соответствии с Законом о благоустройстве, но согласно Закону о разрешительной системе с 05.10.2006 г. местные органы этого права лишены. Таким образом, теперь, по мнению Госпредпринимательства, любые требования о получении разрешения на размещение объекта торговли, а значит и о взыскании платы за это, неправомерны.

Что касается ответственности за торговлю без разрешения, то «осторожным» предпринимателям напомним, что Заключительными положениями Закона о разрешительной системе (п. 3 ст. 11) внесены изменения в КоАП, а именно: на основании ч. 1 ст. 164 КоАП за осуществление хоздеятельности без разрешения на начало работы предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 20 до 40 ННМДГ (от 340 до 680 грн.) с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, а при повторном совершении нарушения лицом, которое в течение года уже привлекалось к административной ответственности за это же нарушение, оно может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 60 ННМДГ (от 510 до 1 020 грн.).

Админпротоколы за нарушение хозсубъектами порядка ведения хоздеятельности составляют должностные лица органов госналогслужбы (ст. 255 КоАП).

«Смелым» предпринимателям рекомендуем воспользоваться прошлогодними письмами Госпредпринимательства от 19.04.2007 г. № 2891, от 14.08.2007 г. № 6048. Так, по мнению Госпредпринимательства, поскольку разрешение на торговлю не предусмотрено ни одним законодательным актом Украины, действия проверяющих органов и исполнительного комитета относительно требования ими получения разрешения от субъектов хозяйствования неправомерны. При этом субъект хозяйствования, законные права которого были нарушены, имеет право обратиться в суд с иском о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.

Госпредпринимательства предлагает законодателям внести соответствующие изменения в Закон № 1251 и Декрет № 56-93, вступающие в противоречие с Законом о разрешительной системе. ГНАУ с таким предложением согласна, но в последствии своим письмом все равно высказала мнение «за» необходимость получения такого разрешения (письмо ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717).

В любом случае, получать или не получать разрешение на размещение объекта торговли, решает сам предприниматель, основываясь на целесообразности и необходимости дальнейшего сотрудничества с местными органами самоуправления.

Относительно ответственности отметим, что на основании ч. 1 ст. 164 КоАП за осуществление хозяйственной деятельности без разрешения на начало работы предприниматели могут быть привлечены к админответственности в виде штрафа. Об этой статье КоАП мы уже говорили выше.

2. Разрешение на размещение малой архитектурной формы (МАФ)

Его получают предприниматели у органов градостроения и архитектуры при исполкоме местных советов (в гг. Киеве и Севастополе — в районных госадминистрациях), в случае если предприниматель собирается осуществлять мелкорозничную торговлю.

МАФ — это небольшое сооружение для осуществления предпринимательской деятельности торгово-бытового назначения с определенной местными органами всласти площадью, которое выполняется из облегченных конструкций и устанавливается временно без устройства углубленных в грунт фундаментов. МАФ бывают передвижными и стационарными.

Стационарная МАФ — сооружение, имеющее закрытое помещение для временного пребывания людей (например, киоски, павильоны и др.).

Передвижная МАФ — сооружение, не имеющее закрытого помещения для временного пребывания людей (например, торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат и др.).

Необходимость получения разрешительных документов для МАФ предусмотрена ст. 24 Закона № 1699. Органами, ответственными за выдачу разрешения, являются исполнительные органы соответствующих местных советов (орган градостроительства и архитектуры). Эти органы определяют порядок получения СПД разрешения на размещение временных сооружений.

Подготовив соответствующий пакет документов, предприниматель передает их на рассмотрение органов градостроения и архитектуры, которые в течение 10 дней выдают заявителю разрешение на размещение передвижной МАФ со схемой установки объекта на топографической схеме в масштабе 1:500, либо предоставляет аргументированный отказ (в 3-дневный срок). Причиной отказа может быть несоответствие МАФ местным правилам застройки, градостроительной документации, строительным нормам, отсутствие или неправильное оформление каких-либо документов и т. п.

Срок действия разрешения на размещения МАФ определяется сроком действия документов, подтверждающих право на земельный участок.

Что касается ответственности, то на основании ч. 1 ст. 164 КоАП за осуществление хоздеятельности без разрешения на начало работы предприниматели могут быть привлечены к админответственности в виде штрафа.

3. Разрешение органа государственного пожарного надзора

Предприниматель получает его в центральных, территориальных и местных органах государственного пожарного надзора (п. 2.8 Правил № 126).

Выдача разрешения осуществляется в соответствии с Порядком № 150. Оно выдается бесплатно (п. 2 Порядка № 150). Такое разрешение необходимо предпринимателю на начало работы созданного магазина; при аренде любых помещений; в случае ввода в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых и других объектов; при внедрении новых технологий; при передаче в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции.

Пункт 11 Порядка № 150 определяет ряд случаев, когда такое разрешение не оформляется. Так, оно не оформляется на арендованные торговые места, киоски и контейнеры, если они размещены на рынках в соответствии со схемой, согласованной в установленном порядке с органами государственного пожарного надзора; а также в случае приема в эксплуатацию объектов нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта госкомиссией.

Основанием для выдачи разрешения является заключение, которое оформляется по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния объекта или помещения, проводимой органом государственного пожарного надзора или другим юридическим (физическим) лицом, получившим лицензию на проведение такой оценки (экспертизы). Отметим, что за проведение экспертизы взимается плата (в зависимости от вида экспертизы она составляет минимум 17 грн. и максимум 32 грн.).

Для получения разрешения подают заявление и материалы экспертизы. Органы Госпожарнадзора должны рассмотреть документы в течение 5 рабочих дней и выдать разрешение при условии отсутствия замечаний к пожарной безопасности торговой точки.

На основании ч. 1 ст. 164 КоАП за осуществление хозяйственной деятельности без разрешения на начало работы предприниматели могут быть привлечены к админответственности в виде штрафа. Об этой статье КоАП мы уже говорили выше.

Нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению в соответствии со ст. 175 КоАП влечет за собой наложение штрафа на предпринимателя — гражданина от 0,5 до 7 ННМДГ (8,50–119 грн.). За невыполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора или создание препятствий для их деятельности в соответствии со ст. 1888 КоАП — штраф от 0,5 до 7 ННМДГ (8,50–119 грн.).

Приступить к торговой деятельности можно и без получения разрешения органа пожарного надзора на начало работ. Так, собственник (арендатор) может начать деятельность по декларативному принципу (ст. 1 Закона о разрешительной системе), предоставив декларацию соответствия объекта (объектов) требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности по форме согласно приложению 3 к Порядку № 150. Указанная декларация должна быть предоставлена в орган государственного пожарного надзора не позднее чем за 10 дней до начала хозяйственной деятельности.

При обнаружении работниками органа госпожнадзора во время плановых проверок фактов предоставления ФЛП, зарегистрированными по декларативному принципу, в заявлении и приложенных к нему документах недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности или фактов осуществления хоздеятельности без разрешения на начало работы, виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности.

На основании ч. 3 ст. 164 КоАП за предоставление органам госпожарнадзора недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 40 до 100 ННМДГ (от 680 до 1 700 грн.).

4. Разрешение органов санэпидемстанции

Такой документ необходимо получить предпринимателю в случае ввода в эксплуатацию объектов производственного, социально-культурного и прочего назначения.

Согласование с органами санитарно-эпидемиологического надзора требует ст. 15 Закона № 4004. Согласование с органами СЭС осуществляется в форме проведения санитарноэпидемиологической экспертизы и получения положительного заключения.

Без положительного заключения запрещаются использование и функционирование объектов.

Однако общий Порядок такого согласования законодательно не утвержден (предыдущий был отменен в феврале 2002 года и до сих пор не заменен новым нормативным документом), поэтому придется выполнить требования органов СЭС по предоставлению нужных им документов и уточнить у них же порядок получения согласования. Проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы осуществляется в порядке, утвержденном Приказом № 247.

Заключение выдается в 3-х экземплярах: один — собственнику, второй — Госнадзорохрантруда, третий — остается в органах государственной санитарно-эпидемиологической службы. В случае отказа в выдаче заключения предпринимателю предоставляется обоснование.

При нарушении требований санитарного законодательства СЭС может аннулировать выданное заключение.

В соответствии со ст. 42 КоАП нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет за собой наложение штрафа на граждан-предпринимателей от 1 до 12 ННМДГ (17–204 грн.).

Невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы относительно устранения нарушений санитарного законодательства, непредоставление им необходимой информации или предоставление неправдивой информации, создание препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей влечет за собой наложение штрафа на граждан-предпринимателей от 1 до 20 ННМДГ (17–340 грн.) (ст. 18811 КоАП).

ТОРГОВАЯ ТОЧКА

Для проведения деятельности в сфере торговли предприниматели могут иметь (п. 7 Порядка № 833, п. 3 Правил № 185, п. 3 Правил № 369):

1) для осуществления розничной и оптовой торговли:

магазин — стационарный пункт розничной продажи товаров, занимающий отдельные помещения или строения и имеющий торговый зал для покупателей (он может быть: по товарной специализации — продовольственным, непродовольственным, смешанным; по товарному ассортименту — универсальным, специализированным, узкоспециализированным, комбинированным; по методу продажи товаров — с индивидуальным обслуживанием, самообслуживанием, торговлей по образцам или через торговые автоматы);

склад товарный (магазин-склад) — отдельные или специально приспособленные помещения для хранения и переработки товарных запасов;

2) для работы в мелкорозничной сети — павильон, киоск, палатку, ларек, лари, навес — они занимают отдельные помещения, но не имеют торгового зала для покупателей;

3) для работы в передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Требования к торговому объекту предпринимателя

Торговый объект должен быть:

оборудован согласно требованиям нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, здоровья и защиты окружающей природной среды, противопожарной безопасности, а также санитарных норм;

техническое состояние торговой точки и оборудования должно соответствовать требованиям нормативных документов по хранению, производству и продаже товаров.

Оставив за рамками данной статьи нюансы торговых точек для отдельных видов торговой деятельности (аптеки, ювелирные магазины, комиссионная торговля, нефтепродукты и
т. п.), рассмотрим основные требования, которые должен соблюдать предприниматель при оборудовании торговой точки, а также необходимые для этого документы.

Вывеска магазина*

До открытия торговой точки (магазина) предприниматель должен установить на его фасаде вывеску.

Состав информации, размещаемой на вывеске, определен Законом № 1023. Это полное зарегистрированное наименование ФЛП, включая гербы, эмблемы, знаки для товаров и услуг. Вывеска может изготавливаться любым способом и любого размера.

У входа в магазин (торговую точку) на видном месте размещается информация о режиме работы, который устанавливается предпринимателем самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством, по согласованию с органами местного самоуправления (п. 13 Порядка № 833). При закрытии торгового объекта для проведения санитарных мероприятий, ремонта, технического переоборудования и других работ субъект ведения хозяйства должен разместить рядом с информацией о режиме работы объявление о дате и периоде закрытия.

* Отметим, что вывеска на фасаде магазина не является внешней рекламой, поэтому разрешение на размещение рекламы не нужно. Подтверждением этому может служить мнение Госпредпринимательства (письмо от 28.12.2006 г. 9522), который разъяснил, что вывеска на фасаде магазина, где реализуется товар, не является рекламой, поскольку она носит не рекламный характер, а информационный. При этом необходимо соблюдать следующее условие: вывеска не должна содержать ни одного призыва к приобретению товара (услуги), то есть на ней должно быть изображено только название магазина.

Рекламно-информационное оформление пункта мелкорозничной торговой точки**

Рекламно-информационное оформление пункта мелкорозничной торговой точки должно быть типовым для данного субъекта хозяйствования. На видном месте размещается свидетельство о госрегистрации, информация в виде адреса и номера телефона предпринимателя, которому принадлежит этот пункт, фамилия, имя и отчество продавца, а также режим работы (п. 21 Правил № 369).

** Попутно отметим, что в случае если предприниматель открывает новый магазин и проводит его презентацию (раздает бесплатные прайс-листы, подарки), которая является рекламным мероприятием, налог с рекламы уплачивать не надо (письмо ГНА в г. Киеве от 25.07.2005 г. 693/10/15-508). При этом у предпринимателя не возникает дохода. В письме от 23.10.2000 г. 5837/6/15-1116 ГНАУ разъяснила, что если бесплатное распространение товаров (работ, услуг) в рекламных целях можно четко идентифицировать как рекламу, то стоимость таких товаров не включается в состав валовых доходов.

Стационарные пункты мелкорозничной торговой сети, как правило, должны быть типовыми, соответствовать требованиям нормативных документов по санитарии, охране труда, технике безопасности, эстетичным требованиям, архитектурно вписываться в окружающую среду.

Если осуществляется выездная (выносная) торговля, а также продажа товаров с использованием других нестационарных средств, то на рабочем месте продавца-предпринимателя устанавливается табличка с указанием фамилии, имени и отчества продавца; сведения о ФЛП, который организовал торговлю: фамилия, имя и отчество, номер свидетельства о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего такую регистрацию. Все сведения оформляются в соответствии с законодательством о языках (п. 12 Порядка
№ 833).

На кузовах автомагазинов, автокафе, авторазвозок, автоприцепов, автоцистерн краской наносится четкая надпись, которая указывает наименование, адрес предпринимателя, номер точки передвижной торговой сети и номер телефона ФЛП. На автотранспорт, который перевозит продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт.

«Уголок потребителя»

«Уголок потребителя» оборудуется предпринимателем в обязательном порядке в торговой точке на видном месте в целях предоставления покупателям надлежащей информации (ч. 2
п. 10 Порядка № 833).
В соответствии с Порядком № 833 в «Уголке потребителя» должны размещаться: информация о наименовании собственника; книга отзывов и предложений
(о ней мы скажем ниже);
адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей; торговый патент; лицензия.

Обратите внимание: по требованию потребителя (т. е. покупателя) предприниматель должен предоставить ему Порядок № 833, Закон № 1023, санитарные нормы, ветеринарные документы, правила продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией предпринимателя.

Если субъект хозяйствования проигнорировал требования Порядка № 833 и не разместил в торговом зале указанную выше информацию или документ для покупателей, то за такое нарушение ему грозит административный штраф. Так, согласно ст. 155 КоАП за нарушение правил торговли и предоставления услуг на предпринимателя может налагаться штраф в размере от 1 до 10 ННМДГ (от 17 до 170 грн.). За повторные действия в течение года — от 5 до 27 ННМДГ (от 85 до 459 грн.). Штраф налагается органами, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением законодательства Украины о защите прав потребителей.

Книга отзывов и предложений

Книга отзывов и предложений предназначена для поддержания прямой связи с покупателем. Она позволяет вовремя отреагировать на претензию клиента.

Основным нормативным документом, регулирующим порядок ведения Книги, является Инструкция о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭСторга Украины от 24.06.96 г. № 349 (далее — Инструкция № 349).

Согласно п. 1 Инструкции № 349 Книгу ведут предприятия розничной торговли и заведения ресторанного хозяйства независимо от формы собственности. Несмотря на то что предприниматели здесь не указаны, на практике это требование распространяется и на них. Книга должна находиться в каждом отделе торговой точки и быть доступна покупателю (ее помещают в открытом футляре в «Уголке потребителя» согласно п. 10 Порядка № 833).

Книга должна быть пронумерована, прошнурована и удостоверена подписью предпринимателя, а также печатью (если такова имеется у ФЛП) (п. 17 Инструкции № 349). На титульном листе Книги приводится информация о названии субъекта хозяйственной деятельности, магазина, его регистрационный номер, адрес и дата выдачи Книги предпринимателю. Сведения о местных органах по защите прав потребителей и отделах по вопросам торговли, а также полный текст Инструкции № 349 приводятся на первом листе Книги. Дата выдачи Книги и название торговой точки, получившей ее, фиксируются в специальном журнале учета.

Продавец (наемный работник), действия которого вызвали недовольство, должен не позднее следующего дня сообщить об этом предпринимателю, а также написать объяснения по поводу его возникновения (п. 6 Инструкции № 349). Предприниматель должен в течение 7 дней рассмотреть внесенные замечания, предложения и жалобы, а также принять соответствующие меры по устранению выявленных недостатков. В случае если ликвидировать причину инцидента или выполнить предложения покупателя в недельный срок не получится, срок продлевается до 15 дней.

Заполненная Книга вместе с отчетом по жалобе и мерах по ликвидации ее причины остается у предпринимателя на хранение, о чем делается соответствующая запись в специальном журнале (приложение 2 к Инструкции № 349). Хранится она в течение 1 года. Если Книга не была заполнена на протяжении календарного года, ее можно использовать в следующем году. Если в Книге заполняется третий с конца бланк для заявлений, то в течение 5 дней ее необходимо заменить на новую (п. 16 Инструкции № 349).

Если Книга по каким-либо причинам отсутствует, предпринимателю грозит штраф в размере от 17 до 170 грн. (ст. 155 КоАП).

Техническое обеспечение торговой точки

Предприниматель самостоятельно решает вопросы обеспечения торговой точки оборудованием (холодильным, подъемно-транспортным, весоизмерительным и т. п.), регистраторами расчетных операций (РРО) в соответствии с законодательством и нормативными документами.

1. Средства измерительной техники, используемые в торговой деятельности, должны быть в исправном состоянии, иметь поверочное клеймо и проходить периодическую поверку в установленном законодательством порядке (п. 11 Порядка № 833).

2. Регистраторы расчетных операций (РРО). Согласно нормам ст. 1 Закона о РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие операции по расчетам в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, должны применять РРО.

Субъекты предпринимательской деятельности, которые могут осуществлять продажу товаров без применения РРО, определены в ст. 9 Закона о РРО. Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием расчетных книжек (РК) и книг учета расчетных операций (КУРО), утвержден постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Внимание! К регистрации принимаются РРО, модификации которых включены в
Государственный реестр РРО.

Заметим, что на практике встречаются случаи, когда предприниматели для удобства учета движения товаров (приход-расход) самостоятельно устанавливают и используют РРО (без выдачи чека покупателю и сдачи соответствующей отчетности в налоговые органы).

3. Платежные терминалы. Следует обратить внимание, что торговые точки предпринимателя на общей системе налогообложения, у которых годовой объем расчетных операций по продаже товаров превышает 5 млн грн., должны принимать оплату за проданные товары с применением специальных платежных средств (банковских платежных карточек). Это требование установлено п. 2 постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.03.2006 г. № 377. Если предприниматель имеет несколько торговых точек, то объем расчетных операций в 5 млн грн. определяется по каждому магазину.

Кроме того, если предприниматель имеет торговую точку с площадью торгового зала от 400 кв. м, то он также обязательно устанавливает платежный терминал.

Итак, платежный терминал применяется, если объем расчетных операций с начала года достигает 5 млн грн., а также при продаже товаров в торговом зале площадью от 400 кв. м.

Заметим, что на практике встречаются случаи, когда предприниматели, для удобства покупателей, несмотря на то что они не попадают под требования оборудования платежных терминалов (например, площадь зала меньше требуемого), устанавливают их самостоятельно.

Требования к торговой точке в случае продажи «табачки» и «алкоголки»

Для осуществления торговли алкогольными напитками необходимо обеспечить подходящими условиями помещения для розничной торговли алкогольными напитками согласно санитарно-техническим, санитарно-гигиеническим, технологическим, противопожарным и другим нормам.

Заметим, что для занятия деятельностью по торговле алкогольными напитками необходимо торговое помещение (здание) площадью не менее 20 кв. м, оборудованное соответствующим торгово-технологическим оснащением (витрины, прилавки и т. п.), сигнализацией, с достаточным освещением, отоплением и вентиляцией. А в случаях, предусмотренных законодательством, нужно обеспечить условия для применения РРО, хранения материальных ценностей.

Помещения, в которых хранятся алкогольные напитки, должны хорошо вентилироваться, не иметь постороннего запаха, быть непроницаемыми для прямых лучей света, а также оборудованы охранной сигнализацией. Алкогольные напитки размещаются в помещениях для хранения по группам, видам, маркам. Закупоренные бутылки с алкогольными напитками хранят в горизонтальном положении с целью предотвращения высыхания пробки, а бутылки с другой укупоркой — в вертикальном положении.

Температурный режим хранения алкогольных напитков установлен п. 18 Правил розничной торговли алкогольными напитками, утвержденных постановлением КМУ от 30.07.96 г. № 854.

Помещения для хранения табачных изделий должны быть отделены от торгового зала противопожарными перегородками, оснащены охранной и противопожарной сигнализацией; быть сухими, чистыми, хорошо вентилируемыми, затемненными, с относительной влажностью воздуха 60 ± 10%.

Ящики с табачными изделиями должны размещаться на поддонах, брусках или других конструкциях (устройствах) на высоте не менее 10 см от пола с промежутками для циркуляции воздуха в штабелях высотой, делающей невозможной деформацию нижнего ящика. Расстояние от штабеля до источника тепла и стен должно быть не менее 1 м.

Не допускается хранение табачных изделий в одном помещении вместе с продуктами, которые быстро портятся, и товарами, имеющими запах и свойство вбирать запах.

За нарушение правил торговли алкогольными напитками и табачными изделиями (а именно: торговля алкогольными напитками или табачными изделиями в неприспособленных для этого помещениях или в других запрещенных местах предусмотрен административный штраф в размере от 5 до 20 ННМДГ (от 85 до 340 грн.) (ч. 2 ст. 156 КоАП).

В соответствии со ст. 15 Закона № 481 хранение алкогольных напитков и табачных изделий осуществляется в местах хранения, внесенных в Единый реестр, независимо от того, кому принадлежит такое место хранения. Внесение мест хранения в Единый реестр осуществляется на основании следующих документов: заявления установленного образца; нотариально заверенной копии лицензии на соответствующий вид деятельности; документа, подтверждающего право пользования помещением. Эти документы необходимо предоставить в Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНАУ. Справка о внесении места хранения в Единый реестр выдается в течение 7 календарных дней со дня подачи заявления. Она должна находиться в месте хранения и предъявляться работникам контролирующих органов, которые уполномочены осуществлять проверки.

Единый реестр представляет собой перечень мест, используемых для хранения спирта, и помещений для хранения алкогольных напитков и табачных изделий.

В случае изменения сведений, занесенных в Единый реестр, предприниматель обязан подать соответствующее заявление. В течение 7 календарных дней с даты подачи заявления орган государственной службы вносит изменения в Единый реестр и выдает справку, оформленную с учетом изменений.

В соответствии с приказом ГНАУ от 28.05.2002 г. № 251 в Единый реестр вносятся: сведения о заявителе — идентификационный код (номер), наименование (фамилия, имя, отчество), местонахождение или место проживания, серия и номер лицензии, выданной заявителю на определенный вид деятельности; сведения о месте хранения — местонахождение, площадь места хранения, вид продукции, которая хранится; дата включения места хранения в Единый реестр; серия, номер и дата выдачи справки о внесении места хранения в Единый реестр.

В случае хранения алкогольных напитков и табачных изделий в местах, не внесенных в Единый реестр, к субъектам предпринимательской деятельности применяются штрафные санкции в размере 100% стоимости товара, который находился в таком месте, но не менее 1 700 грн.

Внимание! Помимо штрафных санкций за хранение, применяемых к предпринимателю, осуществляющему торговлю алкогольной и табачной продукцией, могут также применяться и административные санкции. Так, за хранение или транспортировку алкогольных напитков или табачных изделий, на которых нет надлежащим образом размещенных марок акцизного сбора, либо с поддельными или фальсифицированными марками акцизного сбора на продавцов этих товаров налагается штраф в размере от 20 до 100 ННМДГ (от 340 до 1 700 грн.) с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий (ч. 1 ст. 1645 КоАП).

Продолжение следует

 

 

Вернуться на страницу - Общие вопросы по предпринимателям

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)