Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Переоценка товаров, переданных на комиссию Лига 2009-07-26

Версия для печати

Переоценка товаров, переданных на комиссию

Бухгалтер&Закон 20.07.2009 – 26.07.2009, № 08 (08) 

 

   

Договоры комиссии на оптовую продажу товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) широко распространены среди посреднических соглашений. Зачастую комитенту настолько важно продать ТМЦ, что он согласен на любые сроки их реализации комиссионером. Разумеется, если ТМЦ не являются скоропортящимся продуктом. В течение длительных сроков реализации у комитента в силу разных причин возникает необходимость проведения переоценки ТМЦ. «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» решил разобраться с порядком документального оформления и отражения в учете таких операций. 

Но сначала о правовых аспектах рассматриваемой ситуации. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 1011 ГКУ). И согласно ст. 1012 ГКУ договор комиссии можно, в частности, заключить на определенный срок или вообще без указания какого-либо срока реализации. Согласно ст. 1021 ГКУ комиссионер в течение этого срока обязуется хранить имущество комитента и несет ответственность за его утрату, недостачу или повреждение.

«Б&З» отмечает, что согласно п. 5 Положения № 120/190 не подлежат уценке товары, продукция и излишние ТМЦ, которые находятся на ответственном хранении.

В любом случае комитент, передав товары комиссионеру, остается собственником таких товаров до момента их реализации. Следовательно, комитент вправе проводить переоценку (уценку или дооценку) товаров, переданных на комиссию, в общем порядке согласно действующему законодательству.

 

Уценка ТМЦ

Известно, что приобретенные (полученные) ТМЦ предприятие зачисляет на баланс по первоначальной стоимости (п. 9 П(С)БУ 9). Стоимость таких запасов в будущем может измениться, поскольку согласно п. 24 П(С)БУ 9 запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или по чистой стоимости реализации.

Таким образом, если на дату баланса цена запасов снизилась, запасы устарели либо иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду, их надо отражать по чистой стоимости реализации (п. 25 П(С)БУ 9).

Иначе говоря, основанием для проведения уценки запасов является утрата первоначально ожидаемой экономической выгоды, связанной с их использованием.

Проводит комитент уценку в соответствии с Положением № 120/190. Этим документом руководствуются при проведении уценки, в частности:

– товаров широкого потребления и продукции производственно-технического назначения, которые залежались (не имеют сбыта более трех месяцев) и не пользуются спросом у потребителей;

– товаров и продукции, которые частично потеряли свое первоначальное качество.

Уценку ТМЦ, включая те, которые переданы на комиссию, проводят по решению руководителя предприятия по мере необходимости по состоянию на 1-е число месяца (п. 4 Положения № 120/190).

Для выявления ТМЦ, подлежащих уценке, а также для ее проведения руководитель предприятия утверждает комиссию, в состав которой входят, как правило, заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), главный бухгалтер, товаровед, экономист по ценам, технолог и др.

Однако при инвентаризации товаров, переданных на комиссию, будем исходить из общих правил, касающихся ее проведения, с учетом некоторых особенностей. Так, комитенту вначале все же нужно провести с комиссионером сверку остатков товаров и оформить это соответствующим документом (двусторонним актом сверки).

Провести такую сверку на месте (у комиссионера) комитент может уполномочить как одного из членов инвентаризационной комиссии, так и любого работника предприятия.

Опять-таки, отдельных типовых форм инвентаризационной описи для товаров, переданных на комиссию, нет. Значит, можно воспользоваться типовой формой № инв-5, утвержденной Постановлением № 241. В ней достаточно изменить название, указав, например, «Инвентаризационная опись ТМЦ, переданных на комиссию по договору №...». В этом случае записи в опись (форму № инв-5) осуществляются на основании проверки и пересчета ценностей в натуре.

По данным такой инвентаризации комиссия проведет уценку, окончательное решение о которой утвердит руководитель предприятия.

«Б&З» акцентирует внимание на следующем: согласно п. 10 Положения № 120/190 комиссия начинает проводить уценку только после определения размера средств (в разрезе источников финансирования), которые могут быть направлены на покрытие всех убытков от уценки ТМЦ.

В целом размеры уценки ТМЦ определяет инвентаризационная комиссия на основании экспертной оценки с учетом степени утраты потребительских свойств ТМЦ и насыщенности рынка этими ТМЦ (п. 11 Положения № 120/190). В этой связи Минэкономики Украины в письме от 26.02.2008 г. № 91-22/65 разъяснило следующее. Экспертную оценку залежавшихся товаров для проведения уценки производит комиссия, утвержденная руководителем предприятия, так как нормативно-правовыми актами не предусмотрена необходимость привлечения сертифицированных экспертов.

Технически сложные ТМЦ, которые имеют производственные паспорта (радиоприемники, приборы, часы, станки и пр.), уценивают только при наличии паспорта и при условии, что такие ТМЦ исправны и пригодны к эксплуатации.

Данные об уцененных ТМЦ отражают в описях-актах (форму акта-описи см. в приложении к Положению № 120/190).

При уценке товаров до чистой стоимости реализации (далее – ЧСР) нужно учитывать п. 26 П(С)БУ 9: ЧСР определяется по каждой единице запасов. Для этого из ожидаемой цены продажи вычитают расходы на сбыт.

Ожидаемую цену реализации рассчитывают без НДС (если поставка ТМЦ комиссионером покупателю является налогооблагаемой операцией). Ведь в соответствии с п. 7.1 Закона о НДС поставка товаров осуществляется по договорным (контрактным) ценам с дополнительным начислением НДС. Например, комиссия предприятия-комитента установила, что ожидаемая цена реализации единицы ТМЦ составляет 1500 грн., кроме того НДС – 300 грн. Значит, возможная цена продажи ТМЦ (с учетом НДС) равна 1800 грн.

При определении суммы ожидаемых расходов на реализацию можно воспользоваться перечнем расходов на сбыт, приведенным в п. 24 Методических рекомендаций № 145.

Здесь же «Б&З» обращает внимание на п. 19 П(С)БУ 16. Он содержит перечень расходов на сбыт предприятий и одновременно устанавливает ограничения по ним для торговых предприятий. Последние не могут отнести к расходам на сбыт те расходы, которые перечислены в пп. 18, 20 и 27 П(С)БУ 16: административные, прочие операционные и финансовые расходы.

Кроме уценки, предприятие согласно п. 28 П(С)БУ 9 может дооценить ТМЦ, переданные на комиссию и оставшиеся нереализованными, при условии, что такие запасы:

– ранее были уценены;

– являются активами на дату баланса;

– после проведенной уценки чистая стоимость их реализации увеличилась.

Решение о проведении дооценки и ее размере оформляется приказом руководителя предприятия; выборку товаров, подлежащих дооценке, также проводит специальная комиссия, назначенная руководителем предприятия-комитента.

При этом сумма увеличения (дооценки) стоимости ТМЦ не может превышать сумму предыдущего уменьшения (уценки) их стоимости. При увеличении стоимости запасов признается прочий операционный доход (п. 28 П(С)БУ 9).

В отличие от уценки, для которой предусмотрена соответствующая форма (опись-акт), для дооценки подобной формы действующим законодательством не установлено. Также нет и нормативного документа, регулирующего порядок проведения дооценки.

Поэтому предприятие вполне может использовать приложение к Положению № 120/190 с соответствующей корректировкой наименований граф формы описи-акта, заменив слово «уценка» на слово «дооценка».

 

Бухгалтерский учет

Результаты уценки надо отражать в том месяце, в котором была составлена опись-акт уценки (п. 19 Положения № 120/190). Учитывая это, аналогичным образом (в том месяце, в котором была составлена опись-акт дооценки) целесообразно отражать в бухгалтерском учете и результаты дооценки.

Сумму уценки ТМЦ (сумму уменьшения балансовой стоимости ТМЦ) списывают на расходы отчетного периода: Дт 946 «Потери от обесценивания запасов» Кт 283 «Товары на комиссии» (п. 27 П(С)БУ 9).

При проведении дооценки предприятие обязано признать прочий операционный доход: Дт 283 «Товары на комиссии» Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности» (п. 28 П(С)БУ 9).

 

Налоговый учет

Уценка (дооценка) запасов, проведенная по правилам бухгалтерского учета, не изменяет их балансовую стоимость, а также валовой доход либо валовые расходы такого налогоплательщика (п. 5.9 Закона о прибыли). Другими словами, переоценка (уценка и дооценка) не влияет на прирост (убыль) балансовой стоимости ТМЦ.

Если ТМЦ изначально были предназначены для использования в облагаемых НДС операциях в пределах хозяйственной деятельности, то в связи с переоценкой налоговый кредит по НДС корректировать не нужно (пп. 7.4.1 Закон о НДС).

Тем более что Закон о НДС не содержит прямого указания на необходимость корректировки налогового кредита при уценке ТМЦ.

 

Пример.

23.02.2009 г. по договору комиссии были переданы на реализацию товары в количестве 200 шт. балансовой стоимостью 65 грн. за 1 ед.

По состоянию на 31.03.2009 г. по данным сверки с комиссионером выявлен остаток нереализованных товаров в количестве 100 шт. Ожидаемая цена реализации единицы товара (условно) – 60 грн. Ожидаемые расходы на реализацию единицы товара (условно) – 8 грн. ЧСР одной единицы товара равна 52 грн. (60 грн. – 8 грн.).

В следующем отчетном периоде ЧСР увеличивается до 55 грн. Предприятие-комитент на основании акта сверки и проведенной инвентаризации осуществляет дооценку остатков товаров по состоянию на 30.06.2009 г.

№ п/п 

Содержание операции 

Бухгалтерский учет,
 грн. 

Налоговый учет, грн. 

Дт 

Кт 

Сумма 

ВД 

ВР 

Переданы товары по договору комиссии 

283 

281 

13000 

– 

– 

На дату баланса 31.03.2009 г. 

По результатам проведенной уценки на дату баланса стоимость товаров составила 52 грн. x 100 = 5200 грн. Сумма уценки – 1300 грн. ((65 грн. – 52 грн.) x 100)  

946 

283 

1300 

– 

– 

Списана сумма уценки на финансовый результат 

791 

946 

1300 

– 

– 

На дату баланса 30.06.2009 г.  

По результатам проведенной дооценки на дату баланса стоимость товаров составила 55 грн. x 100 = 5500 грн. Сумма дооценки – 300 грн. ((55 грн. – 52 грн.) x 100)  

283

719 

300 

– 

– 

Списана сумма дооценки на финансовый результат 

719 

791 

300 

  

  

Итак, предприятие-комитент вправе в общем порядке проводить переоценку товаров, переданных на оптовую комиссию и оставшихся нереализованными комиссионером на дату баланса.

В заключение отметим: цена товара, подлежащего продаже на условиях комиссии, является существенным условием договора комиссии (ч. 3 ст. 1012 ГКУ). К тому же, как правило, комитент уплачивает за услуги комиссионера вознаграждение в размере, зафиксированном в договоре. Чаще всего оно устанавливается в процентах от суммы продажи. Поэтому при изменении продажной стоимости товаров в связи с переоценкой их балансовой стоимости комитент обязательно должен письменно уведомить комиссионера о таком изменении.  

автор: Елена Рыжикова, редактор

 

Правовой глоссарий:

1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

3. Закон о НДС – Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

4. Положение № 120/190 – Положение о порядке уценки и реализации залежавшейся продукции из группы товаров широкого потребления, продукции производственно-технического назначения и излишних товарно-материальных ценностей, утвержденное приказом Минэкономики Украины от 10.09.96 г. № 120/190.

5. П(С)БУ 9 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246.

6. П(С)БУ 16 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318.

7. Постановление № 241 – постановление Госкомстата СССР «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» от 28.12.89 г. № 241.

8. Методические рекомендации № 145 – Методические рекомендации по формированию состава расходов и порядка их планирования в торговой деятельности, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 22.05.2002 г. № 145.

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)