Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Оплата товара в инвалюте частями: как определить валовые расходы Лига 2009-11-01

Версия для печати

? Принимаю дела у бывшего бухгалтера, и по учету одной из операций возникли сомнения. Ситуация следующая. Предприятие в конце 2007 – начале 2008 г. осуществляло внешнеэкономическую деятельность: по договору купли-продажи приобрело товары у нерезидента. Вначале нерезиденту был перечислен аванс (частями):

1) в декабре 2007 г. – 10000 долл. США (курс НБУ – 5,05 грн. / 1 долл. США, коммерческий курс покупки доллара – 4,68 грн. / 1 долл. США);

2) в январе 2008 г. – 5000 долл. США (курс НБУ – 5,05 грн. / 1 долл. США, коммерческий курс – 6,5 грн. / 1 долл. США);

3) в феврале 2008 г. – 20000 долл. США (курс НБУ – 5,05 грн. / 1 долл. США, коммерческий курс – 7,0 грн. / 1 долл. США).

Товар получили в феврале на сумму 25000 долл. США (коммерческий курс – 7,7 грн. / 1 долл. США). Как надо было правильно отразить в налоговом учете валовые расходы и себестоимость товара?

Бухгалтер&Закон 26.10.2009 – 01.11.2009, № 22 (22) 

 

Ваши волнения, как нового бухгалтера, вполне понятны: в большинстве случаев позиция налоговых органов состоит в том, что за состояние налогового учета периода работы уволенного главного бухгалтера несет ответственность действующий. В частности, действующий главный бухгалтер обязан проверять бухгалтерскую документацию, оставшуюся после предшественника (см. письмо ГНАУ от 17.04.2002 г. № 3125/5/26-2119). Подробно о процедуре передачи дел при смене главного бухгалтера можно прочитать в статье «О главном бухгалтере замолвите слово!»  («БУХГАЛТЕР & ЗАКОН», 24.08.2009 – 30.08.2009, № 13 (13)).

Но сейчас нам важно разобраться, как правильно надо было отразить вышеописанные операции в налоговом учете.

Итак, начнем с того, что согласно пп. 7.3.2 Закона о прибыли расходы, понесенные в течение отчетного периода налогоплательщиком в инвалюте в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится к валовым расходам (далее – ВР), определяются в размере балансовой стоимости такой инвалюты.

В данном случае для расчетов с нерезидентом было приобретено 35000 долл. США, которые полностью (авансом) были перечислены в его пользу.

Порядок определения балансовой стоимости инвалюты, приобретенной за гривни, установлен пп. 7.3.4 Закона о прибыли. Исходя из его требований, определим балансовую стоимость израсходованной вами инвалюты (см. таблицу 1).

Таблица 1

Дата перечисления инвалюты

Коммерческий курс покупки доллара

Балансовая стоимость инвалюты

Размер ВР

Декабрь 2007 года

4,68 грн. / 1 долл. США
__________________

10000 USD
________________
46800 грн.

В отчетном периоде в ВР ничего не включается, поскольку в соответствии с пп. 11.2.3 Закона о прибыли дата возникновения ВР определяется на дату оприходования товаров

Январь 2008 года

6,5 грн. / 1 долл. США
_____________

5000 USD
________________
32500 грн.

- " -

Февраль 2008 года

7,0 грн. / 1 долл. США
_________________

20000 USD
________________
140000 грн.

В I квартале 2008 г. в ВР можно было включить 25000 USD в такой сумме их балансовой стоимости:
149300 грн. (10000 USD x 4,68 грн. / 1 USD + 5000 USD x 6,5 грн. / 1 USD + 10000 USD x 7,0 грн. / 1 USD)
___________________________

Итого:
перечислено 35000 USD

х
_____________


(46800 грн. + 32500 грн. + 140000 грн.) – 149300 грн = 70000 грн.
______________________________

Итого:
получено товаров на 25000 USD
___________________________

При оприходовании от нерезидента оставшейся части товаров в ВР будет включен остаток аванса в размере 10000 USD балансовой стоимостью 70000 грн.

Что касается упомянутой вами себестоимости товаров, то в соответствии с п. 5.9 Закона о прибыли первоначальная стоимость оприходованных, но не реализованных на конец 1-го квартала 2008 года товаров  должна была участвовать в расчете прироста (убыли) балансовой стоимости товаров за этот период. Напомним, что первоначальную стоимость товаров определяют в соответствии с п. 9 П(С)БУ 9.

Из всего перечня возможных составляющих первоначальной стоимости ваших товаров нам известна только сумма, которая подлежала уплате иностранному поставщику. При определении такой стоимости нужно учитывать еще и нормы П(С)БУ 21, поскольку расчеты проводились в инвалюте.

Напомним, что в соответствии с п. 6 П(С)БУ 21 суммы аванса (предоплаты) в инвалюте, предоставленного другим лицам для приобретения такого немонетарного актива, как запасы, при включении в первоначальную стоимость оприходованных товаров включаются в размере, который определяется путем пересчета инвалюты в гривни по валютному курсу на дату уплаты аванса.

Если же авансовые платежи осуществляются частями и получение товаров тоже происходит частями, как в рассматриваемой ситуации, стоимость полученного актива определяется в сумме авансовых платежей с применением валютных курсов, исходя из последовательности осуществления таких платежей.

Важно помнить, что для отражения операций в инвалюте в бухгалтерском учете под валютным курсом понимается курс НБУ. Поэтому бухгалтерские и налоговые расходы в инвалюте на приобретение товаров будут существенно отличаться.

Чтобы все вышесказанное стало более понятным, мы привели некоторые расчеты (см. таблицу 2).

Таблица 2

Дата перечисления инвалюты

Курс НБУ

Корреспонденция счетов

Сумма операции

Декабрь 2007 года

5,05 грн. / 1 долл. США

Дт 632 Кт 312

10000 USD
_______________
50500 грн.

Январь 2008 года

5,05 грн. / 1 долл. США

Дт 632 Кт 312

5000 USD
________________
25250 грн.

Февраль 2008 года

5,05 грн. / 1 долл. США

Дт 632 Кт 312

20000
________________
101000 грн.

Итого:
перечислено 35000 USD

35000 USD
________________
176750 грн.

Итого:
получен товар на сумму 25000 USD

Дт 281 Кт 632

В первоначальную стоимость части оприходованных товаров будет включена сумма 126250 грн. (10000 USD + 5000 USD + 10000 USD) x 5,05 грн. / 1 USD

При оприходовании от нерезидента оставшейся части товаров в первоначальную стоимость товаров (Дт 281 Кт 632) будет включен остаток перечисленного аванса в размере 10000 USD в сумме 50500 грн.

Как видим, разница в размере инвалютных бухгалтерских и налоговых расходов налицо, но так и должно было быть.

И еще один налоговый нюанс учета расходов, понесенных в инвалюте. Если ваш иностранный контрагент на момент осуществления операции имел «офшорный» статус, то в соответствии с п. 18.3 Закона о прибыли в ВР попадут только 85 % балансовой стоимости всей инвалюты, израсходованной на приобретение товаров. Подробнее о порядке бухгалтерского и налогового учета операций с нерезидентами из офшора можно прочитать в статьях «Нерезиденты из офшора: все, что вы хотели бы знать об особенностях операций с ними» и «Нерезиденты из офшора: нюансы учета, налогообложения и расчетов» («БУХГАЛТЕР & ЗАКОН», 24.08.2009 – 30.08.2009, № 13 (13)).

автор: Елена Рыжикова, редактор

Правовой глоссарий:

1. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

2. П(С)БУ 9 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. № 246.

3. П(С)БУ 21 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденное приказом Минфина Украины от 10.08.2000 г. № 193.

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)