Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Представительство в административном процессе Аверс 2008-07-07

Версия для печати

Представительство в административном процессе

Аверс-бухгалтерия № 27 (389) от 07.07.2008 г.

 

При рассмотрении вопроса о представительстве в административном процессе необходимо обратить внимание на то, что административный суд - это суд общей юрисдикции, к компетенции которого КАСУ отнесено рассмотрение и решение административных дел (ст. 3). То есть представительство в административном процессе основывается на общих нормах представительства, изложенных в ст. 237 - 250 ГКУ.

Основные вопросы представительства в суде подробно регламентированы гл. 4 ГПКУ.

Вместе с тем представительство в административном процессе имеет и свои особенности, которые обусловлены спецификой субъектов административного процесса и определены ст. 56 - 61 КАСУ.

Дела административной юрисдикции - это переданные на разрешение административного суда публично-правовые споры, в которых хотя бы одной стороной является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное лицо либо иной субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе при исполнении делегированных полномочий (ст. 3 КАСУ).

Возможность участия стороны либо третьего лица в административном деле лично и (или) через представителя предусмотрена ст. 56 КАСУ. Представителем при этом может быть физическое лицо, имеющее административную процессуальную дееспособность.

Административной процессуальной дееспособностью обладают физические лица, достигшие совершеннолетия (18 лет) и не признанные судом недееспособными, а также физические лица, не достигшие этого возраста, - в делах по публично-правовым отношениям, в которых они согласно законодательству (ст. 34 и 35 ГКУ) могут самостоятельно принимать участие (ст. 48 КАСУ).

Представители принимают участие в административном процессе на основании договора или закона.

 

Законные представители

Законными представителями государственных органов, предприятий, учреждений или организаций в суде являются их руководители либо иные лица, уполномоченные законом, положением, уставом.

Законными представителями малолетних и несовершеннолетних лиц, не достигших возраста, с которого наступает административная и процессуальная дееспособность, а также недееспособных физических лиц, являются родители, усыновители, опекуны, попечители, иные лица, определенные законом.

В качестве законных представителей действуют также органы и другие лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц. Например, согласно ст. 60 КАСУ обращаться с административными исками о защите прав, свобод и интересов других лиц и принимать участие в этих делах вправе Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Представительство этих органов имеет свои особенности (см. ст. 61 КАСУ). Так, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы местной власти, органы государственной власти, участвуя в деле в качестве законных представителей, не могут заканчивать дело примирением. Отказ органов и лиц, определенных ст. 60 КАСУ, от административного иска или изменение исковых требований не лишают лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск, права требовать от суда рассмотрения дела, рассмотрения иска в первоначальном объеме. Причем если лицо, обладающее административной дееспособностью, в защиту прав, свобод и интересов которого подан иск, не поддерживает исковые требования, то суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

В отношении представления интересов граждан или государства, в лице его государственных органов, прокурором следует отметить, что согласно п. 11 постановления Пленума ВАСУ от 06.03.2008 г. № 2 "О практике применения административными судами отдельных положений Кодекса административного судопроизводства Украины во время рассмотрения административных дел" (далее - Пленум № 2) прокурор может осуществлять представительство на любой стадии административного процесса.

При этом в понимании ст. 56 Закона Украины от 05.11.91 г. № 1789-XII "О прокуратуре" прокурором в административном судопроизводстве является Генеральный прокурор Украины и его заместители, подчиненные прокуроры и их заместители, старшие помощники, помощники прокурора, начальники управлений и отделов, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений, отделов, действующие в пределах своей компетенции. Полномочия указанных прокуроров, как представителей в административном судопроизводстве, подтверждаются служебным удостоверением. Полномочия иных работников прокуратуры, выполняющих функции прокурора по представлению интересов государства или гражданина в административном судопроизводстве, должны быть подтверждены доверенностью, выданной руководителем прокуратуры.

Если орган прокуратуры является ответчиком по административному делу по обжалованию его решений, действий или бездеятельности как субъекта властных полномочий или должностных лиц прокуратуры, то, как следует из п. 12 Пленума № 2, полномочия их представителей, кроме руководителя прокуратуры, не могут подтверждаться служебным удостоверением, а подтверждаются иными документами, определенными ст. 58 КАСУ, в данном случае - доверенностью.

 

Лица, которые не могут быть представителями

Согласно ст. 57 КАСУ не могут быть представителями в суде лица, принимающие участие в деле в качестве секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика и свидетеля.

Не выступают представителями в суде судьи, прокуроры и следователи. Исключение представляют случаи, когда они действуют как представители соответствующих органов, являющиеся стороной или третьим лицом по делу, или как законные представители стороны или третьего лица по делу.

 

Документы, подтверждающие полномочия представителя

Документы, подтверждающие полномочия представителя в административном процессе, перечислены в ст. 58 КАСУ.

Полномочия представителей, принимающих участие в деле согласно договору на осуществление представительства в суде, должны быть подтверждены доверенностью либо устным заявлением доверителя с занесением их в журнал судебного заседания. Оригиналы доверенностей или их копии, заверенные подписью судьи, прилагаются к делу.

Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими занимаемую ими должность либо факт родственных, опекунских и иных отношений с представляемым ими лицом. Оригиналы или копии таких документов также прилагаются к делу.

Доверенности юридических лиц, составленные от имени органа, предприятия, учреждения или организации, выдаются за подписью руководителя или иного уполномоченного на то законом, положением, уставом лица и удостоверяются печатью этого органа, предприятия, учреждения, организации.

Доверенность физического лица на ведение дела в административном суде удостоверяется нотариально или должностным лицом предприятия, учреждения, организации, в которой доверитель работает, учится, находится на службе, стационарном лечении, или по решению суда, или по месту жительства (нахождения) данного лица.

Полномочия адвоката как представителя могут удостоверяться также ордером, выданным соответствующим адвокатским объединением, либо договором о предоставлении правовой помощи.

Лица, принимающие участие в процессе, в том числе и представители, должны иметь документ, удостоверяющий их личность (паспорт).

Если доверенности или иные документы, подтверждающие полномочия представителя, были удостоверены в других государствах, то они должны быть легализованы в установленном законодательством порядке, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины (п. 6 ст. 58 КАСУ).

Отметим, что Украина является страной, присоединившейся к Конвенции, отменяющей требование о легализации иностранных официальных документов. В соответствии с этой конвенцией страны-участницы, подписавшие ее, для легализации документов используют апостиль ("Apostille"). При этом, как следует из п. 10 Пленума № 2, проставление апостиля является единой формальной процедурой, необходимой для удостоверения аутентичности подписи или роли, в которой выступало лицо, подписавшее документ, аутентичности оттиска печати или штампа, которым скреплен документ, составленный в определенном государстве.

Конвенция вступила в силу с 22 декабря 2003 года и применяется в отношениях с государствами, которые не высказали возражений против присоединения Украины к Конвенции (см. приложение 1 к письму ГНАУ от 17.05.2004 г. № 8780/7/12-0117).

Возражения против присоединения Украины к Конвенции высказали Бельгия и Федеративная Республика Германия. В соответствии со ст. 12 Конвенции это означает, что на территории Украины не принимаются документы, выданные на территории этих стран и заверенные апостилем, а продолжает применяться требование о соблюдении процедуры консульской легализации. Порядок консульской легализации устанавливается МИД Украины (ст. 54 Консульского устава Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 02.04.94 г. № 127/94) и Инструкцией о порядке консульской легализации официальных документов в Украине и за границей, утвержденной приказом МИД от 04.06.2002 г. № 113.

В соответствии с постановлением КМУ от 18.01.2003 г. № 61 полномочия на проставление апостиля, который предусмотрен Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных документов, в Украине предоставлены:

- МОН - на официальных документах, выданных учебными заведениями, государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями в сфере образования и науки;

- Минюсту - на документах, выдаваемых органами юстиции и судами, а также на документах, оформляемых нотариусами Украины;

- МИД - на всех прочих видах документов.

Следует также обратить внимание на то, что Украина является участницей отдельных международных договоров, которыми отменяются какие-либо дополнительные удостоверения официальных документов, представляемых в учреждения государств - участников такого договора, а также она подписала ряд двусторонних соглашений, отменяющих легализацию документов (перечень таких двусторонних договоров приведен в письме Минюста от 09.07.2004 г. № 26-38-290).

Как следует из п. 10 Пленума № 2, в отношениях между Украиной и странами СНГ действует Конвенция о правовой помощи в правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, согласно ст. 13 которой документы, рассматриваемые на территории одной из Договорных Стран как официальные, так и используемые на территории иных Договорных Стран, являются доказательной силой официальных документов, то есть не требуют какой-либо легализации.

 

Полномочия представителя в суде

Полномочия на ведение дела в административном суде дают право представителю совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, которые может совершать это лицо. Причем распоряжения доверителя представителю по ведению дела для него обязательны (см. также п. 13 Пленума № 2).

Полномочия представителя действительны в течение времени производства по делу, если иной срок не указан в доверенности.

Основания и порядок прекращения представительства по доверенности, отмена доверенности и отказ представителя от предоставленных ему полномочий регулируются ст. 248 - 250 ГКУ.

В отличие от вышеуказанного законный представитель самостоятельно осуществляет процессуальные действия в интересах представляемого им лица.

Полномочия представителя в административном суде определены ст. 59 КАСУ, они сходны с полномочиями представителя в гражданском процессе, закрепленными ст. 44 ГПКУ.

Однако главное отличие заключается в том, что представитель в гражданском процессе может совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, которые имеет право совершать это лицо. Ограничения полномочий представителя на совершение определенного процессуального действия должны быть указаны только в выданной доверенности.

Представитель, который принимает участие в административном процессе на основании договора, имеет право:

- полностью или частично отказаться от административного иска;

- изменить административный иск;

- достичь примирения;

- признать административный иск;

- передать полномочия представителя другому лицу;

- обжаловать судебное решение.

Совершение этих действий возможно, если право на них специально оговорено в выданной представителю доверенности.

Вопросы, связанные с полномочиями представителей в административном судопроизводстве, рассмотрены в постановлении ВСУ от 04.09.2007 г. по делу № 07/85.

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)