Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Порядок уплаты взносов на социальное страхование на случай безработицы Аверс 2010-03-22

Версия для печати

Порядок уплаты взносов на социальное страхование на случай безработицы

Аверс-бухгалтерия № 12 (478) от 22.03.2010 г.

 

Порядок начисления, удержания, уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, а также представления отчетности в соответствующий фонд в настоящее время регламентируется:

- Законом Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" (далее - Закон № 1533);

- Законом Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" (далее - Закон № 2213);

- Инструкцией о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339 (далее - Инструкция № 339).

 

ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Закон № 1533 содержит определения терминов "страхователь" и "застрахованное лицо", которые применяются по отношению к плательщикам страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (далее - Фонд):

страхователи - это работодатели, застрахованные лица, физические лица- предприниматели и иные лица, выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, которые уплачивают страховые взносы (п. 4 ст. 1 Закона № 1533 и п. 1.3 Инструкции № 339). При этом работодателями являются собственники предприятий, учреждений, организаций или уполномоченные ими органы, воинские части Вооруженных сил Украины, Государственной пограничной службы Украины, иные воинские формирования, созданные в соответствии с законами Украины и выплачивающие денежное обеспечение, а также Служба безопасности Украины, Служба внешней разведки Украины, государственная специальная служба транспорта, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, органы внутренних дел и налоговой милиции, а также военизированные аварийно-спасательные службы, созданные на постоянной основе, собственники расположенных в Украине иностранных предприятий, учреждений, организаций и физические лица, использующие наемный труд (п. 10 ст. 1 Закона № 1533 и п. 1.3 Инструкции № 339);

застрахованные лица - это наемные работники, военнослужащие, лица, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, а также другие лица, в пользу которых осуществляется социальное страхование на случай безработицы (п. 3 ст. 1 Закона № 1533). Наемными работниками согласно п. 11 ст. 1 Закона № 1533 являются физические лица, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятии, в учреждении и организации или у физического лица.

Статьей 2 Закона № 1533 предусмотрены принципы обязательности страхования всех лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта), по гражданско-правовым договорам, и на других основаниях, предусмотренных действующим законодательством, а также военнослужащих (кроме проходящих срочную воинскую службу), и добровольности такого страхования лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно, и гражданами Украины, работающими за ее пределами. Согласно п. 2.1 Инструкции № 339 плательщиками страховых взносов являются работодатели, застрахованные лица, лица, выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, а в случае принятия участия в социальном страховании на случай безработицы на добровольных началах:

- лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов);

- физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, не использующие наемный труд;

- граждане Украины, работающие за пределами Украины и не застрахованные в системе социального страхования на случай безработицы страны пребывания, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено ВРУ.

 

Лица, освобождаемые от уплаты страховых взносов

Согласно ст. 18 Закона № 1533 и п. 2.2 Инструкции № 339 от уплаты страховых взносов освобождаются:

- застрахованные лица на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста;

- застрахованные лица в части получаемого пособия по частичной безработице;

- работодатели предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25 % суммы расходов на оплату труда в части расходов на оплату труда наемных работников-инвалидов;

- работодатели предприятий и организаций обществ УТОГ и УТОС.

 

Лица, не подлежащие страхованию

Согласно ст. 5 Закона № 1533 и п. 2.3 Инструкции № 339 страхованию на случай безработицы не подлежат:

- работающие пенсионеры, получающие или имеющие право на назначение пенсии по возрасту (в том числе на льготных условиях), пенсии за выслугу лет, а также лица, достигшие установленного действующим законодательством пенсионного возраста;

- иностранцы и лица без гражданства, временно работающие по найму в Украине, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено ВРУ

Обратим внимание на то, что рассматриваемому виду страхования не подлежат работающие пенсионеры, соответственно, с их доходов взносы не удерживаются. Однако начисление взносов на суммы фактических расходов на оплату труда таких работников их работодателями производится в общем порядке (см. также письмо Минтруда от 17.06.2004 г. № ДЦ-09-2698).

Право на пенсию не требует подтверждения, если работник достиг пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет). В иных случаях назначения пенсии работнику следует подтвердить на нее право соответствующим заявлением и копией пенсионного удостоверения. Если лицо, которое имеет право на пенсию, не обращается за ее назначением, то оно может подтвердить свое право на освобождение от уплаты взносов соответствующей справкой из органов ПФУ.

Если работник получает пенсию по инвалидности, но не достиг пенсионного возраста, то он подлежит страхованию на случай безработицы и из его заработной платы должны удерживаться страховые взносы (дополнительно см. письмо Минтруда от 16.02.2007 г. № ДЦ-06-819/0/6-07).

Однако обратим внимание, что до 1 января 2011 года Законом Украины от 25.12.2008 г. № 799-VI "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения" действие ст. 5 Закона № 1533 приостановлено. Это означает, что до указанной даты из заработной платы работающих пенсионеров и иностранных граждан страховые взносы удерживаются на общих основаниях.

 

Постановка на учет и снятие с учета плательщиков взносов

Порядок постановки на учет субъектов предпринимательства в качестве плательщиков взносов на социальное страхование на случай безработицы предусмотрен ст. 4 Закона № 1533, а также п. 3 Инструкции № 339.

Но перед тем как приступить к рассмотрению этого порядка, необходимо уточнить следующее.

Субъекты предпринимательства - юридические лица после государственной регистрации в обязательном порядке подлежат постановке на учет в соответствующем центре занятости, что одновременно подразумевает приобретение ими статуса плательщиков социальных взносов.

Субъекты предпринимательства - физические лица независимо от того, будут ли они являться работодателями или нет, после государственной регистрации подлежат учету в центре занятости. Далее, в зависимости от выбранной системы налогообложения осуществляется их учет в качестве плательщиков социальных взносов:

- если выбрана общая система налогообложения - в момент появления у них наемных работников, либо одновременно с появлением у них желания добровольно уплачивать взносы;

- если же используется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога, то регистрация в качестве плательщиков происходит одновременно с постановкой на учет, поскольку 4 % единого налога органами Госказначейства в обязательном порядке перечисляются на счета Фонда и такая уплата взносов не является добровольной.

 

Порядок постановки страхователей на учет и внесения изменений в сведения о них

В соответствии с п. 3.1 Инструкции № 339 взятие на учет юридических и физических лиц - предпринимателей осуществляется органами Фонда на следующий рабочий день после получения сведений из регистрационной карточки, представленных государственным регистратором в соответствии с Законом Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" (далее - Закон № 755).

Постановка на учет обособленных подразделений осуществляется при наличии у них отдельного баланса и самостоятельном ведении расчетов с застрахованными лицами, по местонахождению таких подразделений, на основании сведений из Единого государственного реестра.

Статус плательщика взносов приобретают:

- юридические лица и их обособленные подразделения - со дня постановки на учет;

- физические лица - предприниматели, использующие наемный труд, - со дня заключения трудового договора с наемным работником (форма договора утверждена приказом Минтруда от 08.06.2001 г. № 260).

В отношении регистрации в качестве плательщиков взносов подразделений предприятий, не являющихся обособленными, Минтруда в письме от 08.02.2005 г. № 20-655 разъясняет, что они не могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных плательщиков. Социальные взносы, взимаемые с заработной платы наемных работников таких подразделений, перечисляет головное предприятие.

Физические лица, не являющиеся предпринимателями, согласно п. 3.2 Инструкции № 339 берутся на учет как плательщики страховых взносов одновременно с регистрацией письменного трудового договора с первым наемным работником (также по форме и в порядке, предусмотренном приказом Минтруда от 08.06.2001 г. № 260). Договор регистрируется в службе занятости по месту проживания работодателя.

Страхователи, использующие труд наемных лиц по договорам гражданско-правового характера, приобретают статус плательщика взносов со дня заключения такого договора (п. 3.2 Инструкции № 339).

Особенности постановки на учет в качестве плательщиков взносов физических лиц - предпринимателей, как использующих, так и не использующих наемный труд, изложены в письме Минтруда от 22.05.2009 г. № 170/18/153-09.

Страхователи, на которых не распространяется действие Закона № 755, берутся на учет в рабочих органах Фонда по своему местонахождению (месту проживания) не позднее следующего дня с момента получения от них заявления (по форме, предусмотренной приложением 2 к Инструкции № 339), подаваемого в 10-дневный срок со дня:

- регистрации представительства нерезидента;

- регистрации структурного центра общественной (неправительственной) организации в Украине;

- государственной регистрации представительства иностранного банка;

- регистрации воинской части;

- заключения договора гражданско-правового характера с физическим лицом.

Плательщики страховых взносов, которые участвуют в страховании на случай безработицы на добровольных началах, согласно п. 3.4 Инструкции № 339 должны представить в центр занятости заявление по форме, предусмотренной приложением 3 к Инструкции № 339, и заверенные ответственным лицом центра занятости копии справки о присвоении идентификационного номера (при наличии) и паспорта. При этом такие лица приобретают статус плательщика страховых взносов с даты, указанной в заявлении.

Изменения в дело плательщика страховых взносов центром занятости вносятся также на основании уведомления государственного регистратора о проведении регистрации соответствующих изменений (в учредительные документы в связи с изменением наименования или местонахождения юридического лица, имени физического лица - предпринимателя или места его проживания).

При этом если изменения произошли за пределами территории обслуживания центра занятости, то взятие на учет по новому местонахождению осуществляется после проведения документальной проверки плательщика и полного расчета по уплате им страховых взносов в Фонд, а также после снятия с учета по предыдущему местонахождению. В случае неплатежеспособности плательщика его долг на основании акта проверки учитывается по новому месту взятия на учет (п. 3.7 Инструкции № 339).

 

Порядок снятия страхователей с учета

Порядок снятия страхователей с учета регламентируется п. 3.8 Инструкции № 339 и, как и постановка на учет, зависит от распространения на страхователей действия норм Закона № 755.

Так, снятие с учета юридических и физических лиц - предпринимателей, являющихся плательщиками страховых взносов, проводится на основании уведомления государственного регистратора о внесении в ЕГР записи о решении учредителей (участников) юридического лица в отношении его прекращения или о решении физического лица - предпринимателя о прекращении им предпринимательской деятельности (п. 3.8 Инструкции № 339). После получения такого уведомления работники центра занятости в 10-дневный срок должны осуществить документальную проверку правильности расчетов работодателя, по результатам которой составляется акт в двух экземплярах. Если работодатель имеет недоимку по уплате страховых взносов, то ему начисляется пеня и штраф. В 15-дневной срок такой работодатель должен произвести полный расчет по уплате такой недоимки, а также пени и штрафа, начисленных на основании акта.

После окончательного погашения работодателем суммы задолженности по уплате страховых взносов и других платежей в Фонд работниками центра занятости плательщику выдается справка об отсутствии задолженности (направляется письмом с уведомлением о вручении).

Юридические лица снимаются с учета только после получения органом Фонда сведений из службы государственного регистратора о прекращении такого юридического лица.

Снятие с учета физического лица - предпринимателя как плательщика страховых взносов осуществляется на основании уведомления государственного регистратора о прекращении им предпринимательской деятельности. Пунктом 3.9 Инструкции № 339 также определено, что физические лица могут быть сняты с регистрации в результате:

- смерти;

- вынесения судебного решения об объявлении физического лица умершим или признании его безвестно отсутствующим;

- вынесения судебного решения о признании физического лица - предпринимателя недееспособным или об ограничении его гражданской дееспособности;

- вынесения судебного решения о прекращении предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя.

Дополнительно в п. 3.8 Инструкции № 339 указано, что:

- физические лица - предприниматели, а также лица, не имеющие такого статуса, но использовавшие наемный труд, снимаются с учета в качестве плательщиков взносов только после снятия с регистрации в центре занятости последнего трудового договора с наемным работником и полного расчета с Фондом;

- обособленные подразделения юридических лиц снимаются с учета центрами занятости в порядке, предусмотренном для юридических лиц. Если обособленное подразделение имеет задолженность, то ее погашает головное предприятие;

- для снятия с учета представительство нерезидента в произвольной форме подает заявление. Снятие с учета осуществляется после проведения документальной проверки и окончательного расчета нерезидента с Фондом.

Особенности снятия с учета физических лиц предпринимателей - плательщиков взносов, использующих и не использующих наемный труд, изложены в письме Минтруда от 22.05.2009 г. № 170/18/153-09.

Снятие с учета страхователей, на которых не распространяется действие Закона № 755, осуществляется по их заявлению после проведения проверки, сверки расчетов и окончательного расчета с Фондом. Для юридических лиц, относящихся к указанной категории, необходимо представление копии документа о принятии соответствующего решения (п. 2 ст. 4 Закона № 1533 и п. 3.8 Инструкции № 339).

Если вышеперечисленные субъекты предпринимательства использовали наемный труд и при этом имели задолженность по уплате страховых взносов, пени или штрафов, то такие долги подлежат списанию в соответствии с:

- Порядком проведения органами государственной службы занятости - исполнительной дирекцией Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы списания непогашенных долгов по уплате страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы после ликвидации плательщика страховых взносов, утвержденным постановлением Фонда от 22.10.2002 г. № 146;

- Порядком проведения органами государственной службы занятости - рабочими органами исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы списания безнадежного долга по уплате страховых взносов в процессе осуществления судом дела о банкротстве, утвержденным постановлением Фонда от 16.07.2004 г. № 292.

Дополнительно отметим, что порядок обмена информацией, касающейся сведений из Единого государственного реестра, между органами Госкомстата, налоговой службы и фондами социального страхования информации утвержден совместным приказом Госкомпредпринимательства, ГНАУ и Госкомстата от 07.12.2005 г. № 121/560/406.

 

Определение размеров страховых взносов и объекта их обложения

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 1533 размер страховых взносов для работодателей и застрахованных лиц ежегодно по представлению КМУ устанавливается ВРУ одновременно с утверждением государственного бюджета на текущий год. В 2009 году указанные величины в соответствии с п. 2 ст. 1 этого закона составляют:

для работодателей - 1,6 % суммы расходов на оплату труда, включающей основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с трудовым законодательством, и подлежащие обложению налогом с доходов физических лиц (дополнительно см. письма Минтруда от 18.08.2008 г. № 3511/0/10-08/020 и Государственного центра занятости от 18.09.2008 г. № ДЦ-03-5743/0/6-08);

для наемных работников - 0,6 % суммы оплаты труда, включающей основную и дополнительную заработную плату, а также другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые подлежат обложению налогом с доходов физических лиц;

- для юридических и физических лиц, которые используют труд физических лиц по договорам гражданско-правового характера - 2,2 % суммы налогооблагаемого дохода (прибыли).

Учитывая что размер ставок взносов был изменен с 13 января 2009 года (Закон Украины от 25.12.2008 г. № 799-VI "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно уменьшения влияния мирового финансового кризиса на сферу занятости населения") особенности уплаты взносов за январь 2009 года разъяснены в письмах Минтруда от 16.02.2009 г. № ДЦ-03-1067/0/6-09, от 16.02.2009 г. № ДЦ-03-1068/0/6-09, от 19.01.2009 г. № ДЦ-03-227/0/6-09 и от 18.03.2009 г. № 87/18/153-09.

При выплате дохода в натуральной форме, база для начисления взносов определяется в соответствии с требованиями п. 5.12 Инструкции № 339.

Для лиц, которые принимают участие в социальном страховании на добровольных началах, то есть обеспечивают себя работой самостоятельно, или работают за пределами Украины и не застрахованы в системе обязательного государственного социального страхования страны пребывания, предусмотрен страховой взнос в размере 2,2 % суммы налогооблагаемого дохода (п. 3 ст. 1 Закона № 2213 и п. 4.2 Инструкции № 339).

Согласно п. 2 ст. 19 Закона № 1533 база для начисления взносов не должна превышать максимальную величину фактических расходов страхователя на оплату труда наемных работников. Дополнительные разъяснения по данному вопросу изложены в письме Минтруда от 18.02.2004 г. № ДЦ-09-610.

При определении объекта для взимания взносов в письмах Минтруда от 26.04.2004 г. № ДЦ-09-1824, от 17.05.2004 г. № ДЦ-09-2130 и от 11.06.2004 г. № ДЦ-09-2598 рекомендуется руководствоваться нормами Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

 

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Пунктом 3 ст. 17 Закона № 1533 и п. 5.6 Инструкции № 339 предусмотрен порядок уплаты страховых взносов, согласно которому работодатели и застрахованные лица уплачивают страховые взносы одновременно с выплатой дохода в любой форме - при получении средств для выплаты заработной платы в отделениях банков, при ее выплате из выручки от реализации или в натуральной форме, при перечислении средств на счета работников (см. также письмо от 19.01.2009 г. № ДЦ-03-227/0/6-09). При этом фактическим получением (перечислением) средств на оплату труда считается:

- получение соответствующих сумм наличностью;

- зачисление на банковский счет получателя;

- перечисление денежных средств по поручению получателя на какие-либо цели;

- получение товаров, услуг или каких-либо иных материальных ценностей в счет заработной платы;

- фактическое осуществление из средств на оплату труда отчислений, предусмотренных действующим законодательством или исполнительными документами.

В случае недостатка у страхователей-работодателей денежных средств для выплаты заработной платы и одновременной уплаты страховых взносов в полном объеме выплата заработной платы производится частично, а начисленные на заработную плату взносы перечисляются в Фонд пропорционально выплачиваемым суммам заработной платы (см. дополнительно письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 17.01.2005 г. № 06-10/10-32).

Плательщики страховых взносов, граждане Украины, работающие за пределами Украины, и лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, уплачивают страховые взносы в Фонд в полном размере в порядке и в сроки, определенные страховщиком.

Днем уплаты страховых взносов считается:

- в случае перечисления по безналичным расчетам - день представления в учреждение банка расчетных документов на перечисление страховых взносов на счет Фонда;

- в случае уплаты наличностью - день внесения наличных денежных средств в банковское учреждение или отделение связи для перечисления на счет Фонда.

Если взносы не были своевременно перечислены по вине банка, то как разъяснено в письме Минтруда от 10.03.2009 г. № 1695/0/6-09, страхователям нет необходимости повторно их уплачивать. При этом такие суммы до момента их поступления на счета Фонда являются просроченной задолженностью (недоимкой), но пеня и штрафные санкции плательщикам в этом случае не начисляются.

В случае ликвидации (реорганизации) юридического или физического лица страхователь в соответствии с п. 3.8 Инструкции № 339 обязан провести полный расчет по уплате страховых взносов в Фонд по день его ликвидации (реорганизации).

Страховые взносы, подлежащие уплате с момента взятия хозяйствующего субъекта на учет и до момента его регистрации в рабочих органах исполнительной дирекции Фонда, уплачиваются (взыскиваются) за весь указанный период (п. 5 ст. 17 Закона № 1533).

 

Порядок возврата излишне или ошибочно уплаченных сумм взносов

Пунктом 5.13 Инструкции № 339 предусмотрен возврат Фондом сумм излишне или ошибочно уплаченных страхователями страховых взносов. Возврат производится плательщикам в 15-дневный срок или при их согласии эта сумма зачисляется в счет уплаты будущих платежей. Для проведения указанной операции плательщику с заявлением следует обратиться в центр занятости по месту учета.

 

Порядок представления отчетности

В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона № 1533 работодатели - юридические и физические лица, использующие труд наемных работников, обязаны предоставлять исполнительной дирекции Фонда сведения в установленном порядке:

- о приеме на работу работников;

- о заработной плате работников, использовании рабочего времени и т. п.;

- об уплате страховых взносов, в том числе застрахованными лицами.

В соответствии с п. 6.7 Инструкции № 339 работодатели ежеквартально составляют в двух экземплярах расчетную ведомость о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд, один экземпляр которой должен быть представлен в центр занятости по месту учета плательщика до 20 (за год до 25) числа месяца, следующего за отчетным периодом. То есть последним днем представления отчетности соответственно следует считать 19 апреля, 19 июля, 19 октября и 24 января. Если последний день срока представления расчетной ведомости приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, днем окончание срока является первый за ним рабочий день.

Особенности заполнения расчетной ведомости изложены в Методических рекомендациях по заполнению расчетной ведомости о начислении и перечислении страховых взносов в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы.

Лица, выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, ежеквартально представляют отчетность по форме, утвержденной приложением 6 к Инструкции № 339, начиная с квартала, в котором осуществлены эти выплаты (п. 6.7 Инструкции № 339).

Объединения граждан, благотворительные, профсоюзные и религиозные организации, а также политические партии, не использовавшие труд наемных работников, представляют отчетность раз в год, до 25 января года, следующего за отчетным (п. 6.7 Инструкции № 339).

Все остальные субъекты хозяйствования даже при отсутствии наемных работников обязаны представлять отчетность на общих основаниях (см. письма Минтруда от 08.02.2010 г. № ДЦ-03-769/0/6-10, от 04.08.2009 г. № ДЦ-03-6773/0/6-09 и от 24.06.2008 г. № 343/020/99-08).

Согласно п. 6.7 Инструкции № 339 отчетность в Фонд может быть представлена в электронном виде. Отдельные вопросы приемки центрами занятости отчетности в электронном виде регламентированы Временным порядком представления электронных отчетов органам Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденным приказом Минтруда от 12.03.2009 г. № 17 (далее - Порядок № 17), который предусматривает следующее:

- представление электронного отчета осуществляется страхователем добровольно;

- страхователь создает и заполняет электронный отчет с помощью специализированного программного обеспечения, осуществляя наложение электронной цифровой подписи и отправляя отчет в центр обработки электронных отчетов;

- центр обработки отчетов согласно п. 3.3 Порядка № 17 осуществляет прием отчетности ежедневно с 900 до 1700, кроме выходных, праздничных и нерабочих дней;

- в случае успешной проверки электронный отчет вносится в централизованный архив и в соответствии с п. 3.5 Порядка № 17 передается в соответствующий центр занятости, на учете в котором состоит страхователь. При этом квитанция о представлении электронного отчета высылается страхователю не позднее чем через два часа с момента отправления им отчета в центр обработки отчетов и свидетельствует о том, что электронный отчет представлен;

- в случае успешной обработки данных, содержащихся в отчете, центр занятости через центр обработки электронных отчетов высылает страхователю квитанцию о принятии электронного отчета. При этом электронный отчет считается принятым;

- в случае отрицательных результатов проверки полученный отчет не подлежит дальнейшей обработке и уничтожается. При этом создается квитанция об отклонении электронного отчета, в которую вносятся выявленные отрицательные результаты проверки;

- при выявлении ошибок, обнаруженных в отчете при обработке данных, или других замечаний к отчету центр занятости через центр обработки электронных отчетов высылает страхователю квитанцию об обработке электронного отчета. При этом соответствующий электронный отчет считается непринятым.

Особенности представления отчетности в электронном виде дополнительно изложены в письмах Минтруда от 21.08.2009 г. № 232/18/99-09 и от 22.06.2009 г. № 170/18/99-09:

- работники государственной службы занятости в рамках исполнения своих функциональных обязанностей информируют работодателей о новой услуге по принятию отчетности в электронном виде с применением электронной цифровой подписи;

- ключи электронной цифровой подписи предоставляются государственным центром занятости бесплатно. Эти ключи можно использовать для предоставления отчетности в любую организацию, в том числе и в органы налоговой службы;

- действие сертификатов электронной цифровой подписи, выданных государственным центром занятости, возобновляется в соответствии с действующим законодательством. Сертификаты, выданные до 15 октября 2009 года, действительны в течение календарного года;

- принятие и обработка электронных отчетов в центры занятости с использованием сертификатов существующих аккредитованных сертификационных центров возможны при условии использования посредником соответствующего программного обеспечения, отвечающего техническим требованиям Государственной службы занятости Украины к представлению отчетности в электронном виде;

- форматы электронных документов, в которых представляется электронная отчетность, публикуются на официальном сайте Государственной службы занятости Украины www.dcz.gov.ua в разделе "Услуги работодателям/Форматы электронных документов".

Относительно возможности представления отчетности по почте в письме Минтруда от 21.06.2002 г. № ДЦ-09-2021 разъяснено, что действующим законодательством, а именно п. 6.7 Инструкции № 339, в целях проверки представляемых данных предусмотрена сдача отчетности только лично представителем плательщика таких взносов.

 

Исправление ошибок, допущенных в отчетности

Исправление ошибок, допущенных в отчетности, может быть связано с:

- неправильным определением базы налогообложения;

- неправильным применением ставки взносов;

- неправомерным использованием средств Фонда.

При обнаружении ошибки страхователю следует руководствоваться п. 6.7 Инструкции № 339, а также рекомендациями, изложенными в письмах Минтруда от 29.11.2006 г. № ДЦ-09-6241/0/6-06, от 20.11.2006 г. № 713/020/99-06 и от 17.05.2006 г. № ДЦ-09-2529/0/6-06, в части, не противоречащей указанной норме инструкции.

Так, при обнаружении ошибок, допущенных при заполнении расчетной ведомости прошлых отчетных периодов, страхователю необходимо:

- правильно исчислить сумму страховых взносов;

- начислить сумму пени, если ошибка привела к недоимке;

- уплатить сумму недоимки и пени;

- сумму недоимки отразить в строке 3.1 разд. 2, а сумму пени - в строке 8 разд. 2 расчетной ведомости за отчетный период, в котором была выявлена ошибка;

- направить в центр занятости по месту своей регистрации уведомление о выявлении ошибки.

Если страхователь, обнаруживший ошибку, самостоятельно осуществит корректировку, уплатит сумму недоимки и пени, штрафные санкции к нему не применяются. При этом срока давности при взыскании страховых взносов, пени и финансовых санкций не существует (ст. 38 Закона № 1533).

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)