Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Принципы стандартизации, технического регулирования и оценки соответствия Лига 2009-10-18

Версия для печати

Принципы стандартизации, технического регулирования и оценки соответствия

Бухгалтер&Закон 12.10.2009 – 18.10.2009, № 20 (20)

 

   

В 1992 году Украина присоединилась к Соглашению (СНГ) о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности. Среди ключевых направлений такой политики было названо, в частности, установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний. 

Об общих требованиях к порядку осуществления надзора за соблюдением технических регламентов по подтверждению соответствия, технических регламентов, стандартов, норм и правил, за состоянием средств измерений, а также прочих требований, связанных с качеством продукции, рассказывает «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН».

 

Государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил

В ст. 3 Декрета № 30-93 объектами госнадзора определены:

• продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, продукция животноводства и растениеводства, продукты питания, в т. ч. продукция, прошедшая сертификацию, – на соответствие стандартам, нормам, правилам;

• продукция импортная – на соответствие действующим в Украине стандартам, нормам и правилам в части безопасности для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды;

• продукция экспортная, приобретаемая за государственные средства, – на соответствие стандартам, нормам и правилам или отдельным требованиям, обусловленным договором (контрактом), если таким договором (контрактом) не предусмотрено иное.

Общие требования к порядку проведения, рассмотрения и оформления результатов государственного надзора установлены Инструкцией № 321, в соответствии с которой Госпотребстандарт и его территориальные органы осуществляют как периодический, так и постоянный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил.

При этом механизм осуществления госконтроля должностными лицами Госпотребстандарта и его территориальных органов в сфере защиты прав потребителей в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе за соблюдением законодательства о защите прав потребителей субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в т. ч. ресторанного хозяйства, определяет Порядок № 311.

В п. 1.3 этого Порядка указано, что проверки деятельности субъектов хозяйствования проводятся с целью контроля состояния соблюдения ими требований законодательства о защите прав потребителей относительно качества и безопасности продукции, правил торговли и услуг, предоставления потребителям необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции.

 

Периодический надзор

Пунктом 4.1.1 Инструкции № 321 установлено, что периодический госнадзор осуществляется в форме инспекционного контроля за соблюдением стандартов, норм и правил путем проведения плановых (не чаще одного раза в календарный год) и внеплановых проверок.

Госпотребстандарт в письме от 24.03.2008 г. № 3025-2-11/14 разъясняет, что при осуществлении плановых мероприятий госнадзора территориальные органы Госпотребстандарта самостоятельно принимают решение о способе уведомления субъекта хозяйственной деятельности о проведении проверки в порядке, предусмотренном Законом № 877, т. е. не позднее чем за 10 дней до дня проведения проверки.

Внеплановые проверки проводятся органами надзора во исполнение решений Кабмина, на основании мотивированного требования органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, прокуратуры, а также обращений граждан.

1. Направление на проверку. Для проведения проверки директором государственного центра стандартизации, метрологии и сертификации (ГЦСМС) назначается государственный инспектор – руководитель проверки, которому выдается письменное решение о проверке.

2. Подготовительная работа. До начала проверки инспектор знакомится с объектом надзора, материалами предыдущих проверок, изучает содержание норм, стандартов и правил, распространяющихся на продукцию, подлежащую проверке; уточняет, подлежит ли обязательной сертификации или обязательному подтверждению соответствия такая продукция.

3. Проведение проверки, отбор образцов (проб). Отбор образцов (проб) производится в присутствии ответственных лиц предприятия. Методика отбора, количество отобранных образцов (проб) должны соответствовать требованиям, изложенным в нормативных документах на продукцию.

Испытание и анализ образцов (проб) проводят специалисты предприятия в присутствии государственного инспектора. В то же время, анализ образцов может быть поручен специализированным предприятиям (испытательным центрам), ГЦСМС или другим предприятиям, имеющим соответствующую материально-техническую базу, аттестованную в установленном порядке.

По результатам испытаний составляется протокол испытаний, который прилагается к акту проверки независимо от ее результатов.

4. Оформление Акта проверки. Результаты государственного надзора оформляются актом проверки соблюдения требований стандартов, норм и правил установленной формы.

Представители субъекта предпринимательской деятельности имеют право изложить замечания и возражения относительно результатов проверки в отдельном документе, который будет приложен к акту проверки. 

Акт проверки является основанием для принятия надлежащих мер к субъекту предпринимательства в связи с нарушением стандартов, норм и правил.

 

Постоянный надзор

Постоянный государственный надзор применяется в случае систематических претензий к качеству продукции, выпускаемой субъектом предпринимательской деятельности, или отсутствия условий для стабильного выпуска продукции в соответствии со стандартами, нормами и правилами.

Постоянный надзор может производиться как в форме выборочного (отбор определенного количества продукции для проверки), так и сплошного контроля продукции в зависимости от объема партии произведенной продукции, особенностей производственного процесса, требований нормативных документов

Как следует из письма от 21.07.2006 г. № 6456-3-11/19 Госпотребстандарта, максимальный срок, на который вводится постоянный надзор, действующим законодательством не предусмотрен.

 

Ответственность за нарушение стандартов, норм и правил

В п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93 установлена ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение стандартов, норм и правил (см. таблицу 1).

Таблица 1

№ п/п 

Вид нарушения 

Размер штрафных санкций 

Передача заказчику или в производство и использование конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил в части качества продукции и технологических процессов 

25 % стоимости разработки 

Реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил 

25 % стоимости реализованной продукции 

Реализация на территории Украины импортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил, действующих в Украине, в части безопасности для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды 

50 % стоимости реализованной продукции 

Уклонение от предъявления органам госнадзора продукции, подлежащей контролю 

25 % стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения 

Реализация продукции, которая подлежит, но не прошла обязательной сертификации, или реализация продукции, подлежащей другой обязательной процедуре по подтверждению соответствия, но не имеющей соответствующего документа о соответствии, а также применение в отношении такой продукции национального знака соответствия 

25 % стоимости реализованной продукции 

Реализация экспортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил, при наличии письменного подтверждения потребителя 

25 % стоимости реализованной продукции 

Реализация продукции, запрещенной к выпуску и реализации органами госнадзора 

100 % стоимости реализованной продукции 

Выпуск, реализация повышенно опасной продукции (ядов, ядохимикатов, взрыво- и огнеопасных веществ в т. д.) без надлежащей предупредительной маркировки и без инструкции по эксплуатации, хранению, транспортировке 

50 % стоимости выпущенной или реализованной продукции 

Выпуск, реализация продукции, которая вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил является опасной для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды 

100 % стоимости выпущенной или реализованной продукции 

Стоимость продукции для целей начисления вышеуказанных штрафных санкций рассчитывается по ценам реализации.

Постановление о наложении штрафных санкций на основании акта проверки субъекта предпринимательской деятельности принимают главный государственный инспектор АР Крым, области, города или его заместители. А в случае нарушений, приведенных в строках 7 и 9 таблицы, постановление выносит главный государственный инспектор Украины либо его заместители.

Если нарушитель добровольно не уплачивает штраф, постановление подлежит принудительному исполнению в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

Декрет № 30-93 не регламентирует процедуру обжалования решений о применении штрафных санкций. Согласно мнению Госпотребстандарта Украины, приведенному в письме от 04.08.2006 г. № 6931-3-11/19, штрафные санкции, применяемые к субъектам предпринимательства, допустившим нарушения стандартов, норм и прав, имеют статус административно-хозяйственных санкций, и на них распространяются сроки обжалования, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства.

При этом Госпотребстандарт считает (письмо от 20.02.2008 г. № 1852-1-5/16), что положения ст. 12 Закона № 877 о принципе пропорциональности нарушения и наказания не применяются при осуществлении госнадзора Госпотребстандартом и его территориальными органами.

Ответственность должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, граждан – субъектов предпринимательской деятельности за правонарушения в сфере стандартизации, качества продукции, сертификации предусмотрена гл. 13 КоАП (см. таблицу 2).

Таблица 2

№ п/п 

Вид нарушения 

Штрафные санкции 

КоАП 

Выпуск (в т. ч. из ремонта) или реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов, сертификатов соответствия, норм, правил и образцов (эталонов) в части качества, комплектности и упаковки 

3 – 8 НМДГ 

ст. 167 

Выпуск в продажу продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий и образцов (эталонов) в части качества, комплектности и упаковки 

1 – 18 НМДГ 

ст. 168 

Выполнение работ, предоставление услуг гражданам-потребителям, не соответствующих требованиям стандартов, норм и правил 

1 – 18 НМДГ 

ст. 1681 

Выпуск в продажу продукции с нарушением требований в части медицинских предупреждений потребителей табачных изделий 

30 – 100 НМДГ 

ст. 1682 

Передача заказчику или в производство конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил в части качества продукции и ее безопасности 

3 – 40 НМДГ 

ст. 169 

Несоблюдение стандартов и технических условий при транспортировке, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, если это привело к снижению качества, порче или сверхнормативным потерям продукции 

3 – 40 НМДГ 

ст. 170 

Введение производителем или поставщиком в обращение продукции (в т. ч. импортной), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, но относительно которой нет сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия или составленной согласно требованиям технического регламента по подтверждению соответствия декларации о соответствии, а также неправомерное применение национального знака соответствия 

3 – 88 НМДГ 

ст. 1701 

Нарушение установленного порядка выдачи сертификата соответствия 

3 – 44 НМДГ 

ст. 1721 

Невыполнение законных требований должностных лиц органов исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации в части устранения нарушений законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации или создание препятствий для деятельности таких органов; невыполнение требований предписаний, связанных с нарушением требований стандартов, норм и правил в отношении качества продукции 

3 – 20 НМДГ 

ст. 1889 

Статьей 2447 КоАП установлено, что дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в сфере стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации (за исключением правонарушений при реализации продукции промышленными предприятиями гражданам-потребителям и правонарушений в части лекарственных средств и нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм), рассматривают органы исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации. При этом от имени такого органа налагать административные взыскания имеют право:

• руководитель такого органа и его заместители;

• директора центров стандартизации, метрологии и сертификации АРК, области, города и их заместители.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вынесения такого постановления (ст. 289 КоАП). Согласно ст. 288 КоАП постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в районный, районный в городе, городской суд.

Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрена и уголовная ответственность за нарушения в сфере стандартизации и качества продукции. В соответствии со ст. 227 УКУ выпуск на товарный рынок или другая реализация потребителям недоброкачественной, т. е. не соответствующей установленным стандартам, нормам, правилам и техническим условиям или некомплектной продукции и товаров, если такие действия совершены в крупных размерах (свыше 90750 грн.), караются штрафом от 100 до 200 НМДГ либо исправительными работами на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. В делах о преступлениях, предусмотренных данной статьей, досудебное следствие проводится следователями органов внутренних дел.

автор: Сергей Касаткин, аудитор

Правовой глоссарий:

1. КоАП – Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

2. УКУ – Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

3. Декрет № 30-93 – Декрет КМУ «О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственность за их нарушение» от 08.04.93 г. № 30-93.

4. Закон № 877 – Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

5. Инструкция № 321 – Инструкция о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением стандартов, норм и правил, утвержденная приказом Госстандарта от 03.06.2002 г. № 321.

6. Порядок № 311 – Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 25.10.2006 г. № 311.

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)