Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Сертификация: анализ и проверка образцов Лига 2009-10-18

Версия для печати

Сертификация: анализ и проверка образцов

Бухгалтер&Закон 12.10.2009 – 18.10.2009, № 20 (20)

 

   

Сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения осуществляется после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи соответствующих ветеринарных документов. С целью проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров могут браться пробы и образцы товаров для исследования (анализа, экспертизы). Порядок отбора проб и образцов товара, а также отражение в учете расходов, связанных с их исследованием, рассмотрит «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». 

Правовые и экономические основы систем стандартизации и сертификации, а также организационные формы их функционирования на территории Украины установлены Декретом № 46-93.

Согласно п. 2 ст. 5 этого Декрета одним из обязательных требований, содержащихся в госстандартах Украины, является обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей, охраны окружающей природной среды и соблюдение установленных требований к методам испытаний этих показателей. Это требование положено в основу при формировании Перечня № 28. Продукция и товары, не включенные в данный Перечень, могут сертифицироваться добровольно.

В ст. 42 Закона № 771 указано, что в соответствии с требованиями действующих санитарных мероприятий импорт пищевых продуктов, пищевых и диетических добавок, ароматизаторов, вспомогательных материалов для переработки или производства должен сопровождаться:

• оригиналом международного ветеринарного (санитарного) сертификата, удостоверяющего пригодность для потребления человеком, – для пищевых продуктов;

• документацией и/или маркировкой, определяющей мощности (объекты), на которых изготовлены добавки, ароматизаторы, вспомогательные материалы (мощности (объекты) происхождения), – для перечисленных продуктов.

Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции для определения ее характеристик и дальнейшего государственного технического надзора за сертифицированной продукцией. Сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения осуществляется после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выдачи соответствующих ветеринарных документов (ст. 15 Декрета № 46-93).

Госпотребстандарт в п. 2 письма от 25.06.2005 г. № 5183-2-4/24 относительно сертификации пищевых продуктов и сопутствующих материалов разъясняет, что основным признаком продукции, включенной в Перечень № 28, является ее название и нормативные документы, на соответствие которым эта продукция должна сертифицироваться.

 

Взятие проб и образцов товаров

Положениями ст. 75 ТКУ установлено, что с целью проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров таможенным органом по письменному распоряжению руководителя таможенного органа (или его заместителя) могут браться пробы и образцы товаров для исследования (анализа, экспертизы), которое оплачивается за счет средств госбюджета.

Также с разрешения таможенного органа пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут браться декларантами и соответствующими органами госконтроля.

В п. 7 Порядка № 446 указано, что для этого собственник или получатель такого товара обращается в таможенный орган с письменным заявлением произвольной формы о предоставлении разрешения на выдачу проб или образцов. К заявлению прилагается справка органа сертификации о заключении договора на проведение работ по сертификации контролируемого товара между его собственником или получателем и органом сертификации, форма которой приведена в приложении 2 к Порядку № 446.

Для импортера все виды работ, связанные с обязательной сертификацией продукции: подготовительные, экспертные, относительно аккредитации, аттестации, испытания, контроля и регистрации являются платными на основании п. 1 ст. 19 Декрета № 46-93. При этом таможенные органы не возмещают расходы, понесенные декларантом в результате взятия проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем.

В частности, тарифы (прейскуранты) на работы и услуги, которые выполняются и предоставляются за плату учреждениями и заведениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, утверждены постановлением КМУ от 27.08.2003 г. № 1351.

Для исследования (анализа, экспертизы) товаров пробы и образцы берутся в минимальном количестве, обеспечивающем возможность проведения их исследования по Нормативам отбора проб и образцов товаров для проведения исследований (анализа, экспертизы) экспертными подразделениями Центрального таможенного управления лабораторных исследований и экспертной работы, утвержденным приказом ГТСУ от 23.12.2002 г. № 719.

О взятии проб и образцов таких товаров составляется акт по форме, утвержденной приказом ГТСУ от 18.04.2005 г. № 302. При этом отдельная ГТД на пробы и образцы товаров не подается при условии, что сведения о них будут приведены в ГТД, представляемой по всем товарам, которые перемещаются через таможенную границу Украины.

Перечень испытательных лабораторий, аккредитованных в соответствии с требованиями ДСТУ ISO/IEC 17025, приведен в приложении 2 к письму ГТСУ от 08.05.2008 г. № 29/1-1.2/3451-ЕП.

«Б&З» отмечает, что согласно положениям стандартного правила 3.38 Общего приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур пробы отбираются только в случаях, когда это признается таможенной службой необходимым для того, чтобы установить наименование тарифной позиции товаров и/или стоимость декларируемых товаров или с целью обеспечения применения других положений национального законодательства.

ГТСУ в письме от 24.03.2009 г. № 11/4-10.29/2570 разъясняет, что при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров по контрактам, условия которых являются неизменными (ассортимент, артикулы, наименование товара, страна происхождения товара, стороны контракта и т. п.) и по которым уже проводились лабораторные исследования, повторный отбор проб и образцов товаров и направление их на исследование может проводиться при наличии достаточных оснований, которые свидетельствуют о возможном нарушении законодательства.

Если протокол (отчет) лабораторного исследования или экспертного заключения подтверждает, что проверенные (исследованные) пищевые продукты безопасны, пригодны к употреблению, соответствуют техническим регламентам и санитарным мероприятиям, соответствующий инспектор информирует таможенные органы в установленном порядке для обеспечения завершения таможенного оформления этого груза.

В случае уничтожения отобранных проб или образцов контролируемого товара или их разрушения до уровня невозможности применения по назначению во время проведения работ по сертификации собственник или товарополучатель контролируемого товара в письменном виде уведомляет об этом таможенный орган и подает акт об уничтожении (разрушении), составленный органом сертификации. При этом количество контролируемого товара в ГТД отмечается с учетом выданных проб или образцов.

 

Отражение в учете

В п. 2 ст. 19 Декрета № 46-93 определено, что средства, расходуемые заявителем на обязательную сертификацию продукции, относятся на себестоимость.

В бухгалтерском учете согласно п. 19 П(С)БУ 16 и пп. 3.6 п. 21 Методических рекомендаций № 145 расходы, понесенные в связи с оформлением сертификатов, заключений санитарно-гигиенической экспертизы и маркировкой, относятся к расходам на предпродажную подготовку товара и отражаются в составе расходов на сбыт.

При этом такие расходы состоят не только из сумм, оплаченных за проведение сертификации или подтверждение соответствия иностранного сертификата, но и стоимости образцов товара, которые были предоставлены по акту для проведения исследований (анализа, экспертизы).

В налоговом учете расходы предприятия-импортера, связанные с сертификацией, санитарно-гигиенической экспертизой и дополнительной маркировкой товаров, включаются в валовые расходы в соответствии с нормами пп. 5.2.1 и пп. 5.2.15 Закона о прибыли. Указанные расходы не принимают участия в расчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов (п. 5.9 Закона о прибыли), т. к. не связаны с приобретением или улучшением товаров.

Стоимость образцов товаров, переданных на исследование (анализ, экспертизу), также не участвует в учете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов, поскольку прямо списывается на расходы текущего периода.

Стоимость государственных платных услуг по сертификации или подтверждению соответствия иностранного сертификата не является объектом налогообложения на основании пп. 3.2.6 Закона о НДС.

Таблица 1

№ п/п 

Содержание хозяйственной операции 

Бухгалтерский учет 

Налоговый учет, грн. 

Дт 

Кт 

Сумма,
грн. 

ВД 

ВР 

Перечислен аванс за оформление сертификата соответствия 

371 

311 

1000,00 

– 

–* 

Возмещены расходы, связанные с проведением санитарной экспертизы 

371 

311 

500,00 

– 

–* 

Отражены в составе расходов на сбыт расходы по сертификации и санитарной экспертизе 

93
377 

377
371 

1500,00
1500,00 

– 

1500,00 

Отражена в составе расходов на сбыт стоимость образцов товара 

93 

632 

200,00 

– 

200,00 

Отражен финансовый результат 

791 

93 

1700,00 

– 

– 

* Согласно абз. «б» пп. 11.2.3 Закона о прибыли датой увеличения валовых расходов является дата фактического получения услуг, независимо от наличия их оплаты (в т. ч. частичной или авансовой). 

автор: Елена Бондаренко, эксперт-аналитик

Правовой глоссарий:

1. ТКУ – Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

2. Декрет № 46-93 – Декрет КМУ «О стандартизации и сертификации» от 10.05.93 г. № 46-93.

3. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

4. Закон о НДС – Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

5. Закон № 771 – Закон Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 23.12.97 г. № 771/97-ВР.

6. Порядок № 446 – Порядок таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины и подлежащих обязательной сертификации в Украине, утвержденный постановлением КМУ от 14.05.2008 г. № 446.

7. Перечень № 28 – Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28.

8. П(С)БУ 16 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318. 

9. Методические рекомендации № 145  –  Методические рекомендации по формированию состава расходов и порядка их планирования в торговой деятельности, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 22.05.2002 г. № 145.  

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)