Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Избавление экпедитора от невостребованного груза Лига 2009-12-06

Версия для печати

Избавление экспедитора от невостребованного груза

Бухгалтер&Закон 30.11.2009 – 06.12.2009, № 27 (27)

 

  

Невостребованный груз на складе транспортно-экспедиторской компании может возникнуть по двум причинам:

– от груза отказывается получатель, при этом транспортно-экспедиторские услуги оплачены отправителем, услуги перевозки оказаны, расходы понесены;

– от груза отказывается получатель, которым оплачены услуги перевозки, но не указаны его реквизиты, по указанному в документах адресу грузополучателя нет и т. п. 

 

Как правильно «избавиться» от невостребованного груза и оформить соответствующие документы, разбирался «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН».

 

Возврат груза грузоотправителю

В пункте 13.11 Правил № 363 определено, что если грузополучатель не может принять груз от перевозчика (экспедитора), то другой пункт назначения и условия доставки груза определяются по согласованию с грузоотправителем.

Если перевозчик (экспедитор) не получил от грузоотправителя сведений об изменении пункта назначения груза или не согласен с новыми условиями его доставки, он обязан возвратить груз грузоотправителю. При этом стоимость перевозки груза при его возвращении должен оплатить заказчик.

Этот способ избавления от невостребованного груза наиболее простой. Но для того чтобы его применить, необходимо согласовать с заказчиком транспортно-экспедиторских услуг порядок и сроки уведомления грузополучателя о прибытии груза, его хранения и возврата грузоотправителю. Лучше всего это согласовывать на стадии заключения договора. А чтобы бухгалтер имел возможность своевременно отразить в учете описанные операции, в приказе об учетной политике (или приложении к нему) следует утвердить сроки и порядок (количество раз) уведомления грузополучателя, предельный срок хранения невостребованного груза, формулу расчета возмещения расходов экспедитору за такие операции.

Если грузополучателем не востребован скоропортящийся груз, то тратиться на его хранение и возврат грузоотправителю не имеет смысла. Положениями гл. 32 «Правовое регулирование перевозки грузов» ХКУ установлен другой способ избавления от невостребованного груза.

 

Хранение и реализация невостребованного груза

Во исполнение положений ч. 1 и 2 ст. 310 ХКУ перевозчик (экспедитор) обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в его адрес. А грузополучатель обязан принять этот груз. При этом грузополучатель имеет право отказаться от приема поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что в результате изменения качества его невозможно полностью или частично использовать по первоначальному назначению.

Если в результате повреждения груза его качество изменилось настолько, что он не может быть использован по прямому назначению, грузополучатель имеет право от него отказаться и требовать возмещения за его потерю (ч. 4 ст. 314 ХКУ).

Согласно ч. 3 ст. 310 ХКУ ответственность перевозчика (экспедитора) за сохранность груза прекращается с момента его выдачи грузополучателю в пункте назначения. Если получатель не востребовал прибывший груз в установленный срок или отказался его принять, перевозчик (экспедитор) имеет право оставить груз у себя на хранение за счет и на риск грузоотправителя, уведомив его об этом в письменном виде.

Груз, не полученный в течение одного месяца после уведомления перевозчиком (экспедитором) грузополучателя, считается невостребованным и реализуется в установленном законодательством порядке (ч. 4 ст. 310 ХКУ).

Приобретение права собственности на движимую вещь, от которой отказался собственник, установлено ч. 1 ст. 336 ГКУ и заключается в следующем: лицо, завладевшее движимой вещью, от которой отказался собственник (ст. 347 этого Кодекса), приобретает право собственности на такую вещь с момента завладения ею. Напомним, что движимыми вещами являются вещи, которые можно свободно перемещать в пространстве (ч. 2 ст. 181 ГКУ).

Справка «Б&З»

Статья 347. Отказ от права собственности (ГКУ)

1. Лицо может отказаться от права собственности на имущество, заявив об этом или совершив другие действия, свидетельствующие о его отказе от прав собственности.

2. В случае отказа от права собственности на имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации, право собственности на него прекращается с момента совершения действия, свидетельствующего о таком отказе.

3. В случае отказа от права собственности на имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, право собственности на него прекращается с момента внесения по заявлению собственника соответствующей записи в государственный реестр 

В научно-практическом комментарии к ч. 4 ст. 310 ХКУ указано, что невостребованным является груз, который не был получен в течение одного месяца после уведомления перевозчиком получателя. Порядок реализации невостребованных грузов устанавливается транспортными кодексами, уставами, правилами перевозки и другими нормативными актами. Определенные особенности реализации грузов установлены на железнодорожном и морском транспорте.

В пункте 71 Устава автомобильного транспорта только указано, что по окончании предельного срока хранения невостребованные грузополучателем грузы подлежат реализации в порядке, установленном Правилами.

Однако на момент подготовки данного материала Правила реализации невостребованного груза действующим законодательством не установлены.

При этом п. 74 Устава автомобильного транспорта определено, что сумма, полученная автотранспортным предприятием или организацией за груз, переданный для реализации другой организации за вычетом сумм, принадлежащих автотранспортному предприятию или организации, перечисляется:

• грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной – в случае оплаты им стоимости груза;

• грузоотправителю – во всех других случаях.

При невозможности перечислить указанную сумму грузополучателю или грузоотправителю данная сумма по окончании срока, установленного для предъявления претензий за не доставленные по назначению грузы, перечисляется в доход бюджета.

В случае дальнейшего возмещения грузоотправителю или грузополучателю в претензионном или исковом порядке суммы стоимости переданного другой организации груза, которая уже перечислена в доход бюджета, автотранспортное предприятие или организация платит эту сумму за счет очередных перечислений в бюджет.

При использовании этого способа избавления от невостребованного груза следует учитывать положения ч. 3 ст. 925 ГКУ, в соответствии с которыми к требованиям, следующим из договора перевозки груза, применяется исковая давность в один год с момента, определенного в соответствии с транспортными кодексами (уставами).

В контексте указанной нормы отметим, что исковая давность – это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ч. 1 ст. 256 ГКУ).

При этом в ГКУ существует такое понятие, как «приобретательная давность». Согласно ст. 344 ГКУ лицо, которое добросовестно завладело чужим имуществом и продолжает открыто, непрерывно владеть движимым имуществом – в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность), если иное не установлено этим Кодексом.

Если лицо завладело имуществом на основании договора с его собственником, который по окончании срока договора не предъявил требований о его возврате, он приобретает право собственности по приобретательной давности на движимое имущество – через 5 лет со времени истечения исковой давности.

Утрата не по своей воле имущества его собственником не перерывает приобретательной давности в случае возврата имущества в течение одного года или предъявления в течение этого срока иска о его истребовании.

Следовательно, передав невостребованный груз для реализации через биржу, аукцион и т. д. через 1 месяц, перевозчик (экспедитор) не застрахованы от получения иска от заказчика в течение 1 года о его возврате или компенсации его стоимости.

Поэтому «Б&З» считает, что выручку, полученную от продажи невостребованного груза, за минусом сумм, принадлежащих перевозчику (экспедитору), необходимо внести на депозитный счет, чтобы зарезервировать денежные средства для выполнения претензий заказчика и только по истечении одного года перечислять ее в бюджет.

автор: Елена Бондаренко, эксперт-аналитик

Правовой глоссарий:

1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

3. Правила № 363 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 14.10.97 г. № 363.

4. Устав автомобильного транспорта – Устав автомобильного транспорта Украинской ССР, утвержденный постановлением Совета Министров Украинской ССР от 27.06.69 г. № 401.

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)