Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Налог с рекламы Аверс 2010-03-08

Версия для печати

Налог с рекламы

Аверс-бухгалтерия № 10 (476) от 08.03.2010 г.

 

В соответствии со ст. 15 Закона Украины от 25.06.91 г. № 1251-XII "О системе налогообложения" (далее - Закон № 1251) налог с рекламы относится к местным налогам, механизм начисления и взимания которых регулируется Декретом КМУ от 20.05.93 г. № 56-93 "О местных налогах и сборах" (далее - Декрет о местных налогах), направленным на укрепление бюджетов местного самоуправления.

Рассматривая порядок исчисления налога с рекламы, определенный ст. 11 Декрета о местных налогах, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что налог с рекламы взимается со стоимости услуг за установку и размещение именно рекламы, а не какой-либо другой информации.

Согласно ст. 1 Закона Украины от 03.07.96 г. № 270/96-ВР "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой является информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом, предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителя рекламы и его интерес относительно такого лица или товара. При этом потребителем рекламы является неопределенный круг лиц, на которых направлена реклама.

Действие Закона о рекламе не распространяется на отношения, связанные с распространением информации, обязательность размещения и обнародования которой определена другими законами Украины (п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). По сути, к информации о рекламодателе, не имеющей к самой рекламе прямого отношения, можно отнести:

– информацию о производителе товара и/или товаре, размещаемую в местах, где этот товар реализуется или предоставляется потребителю (см. письма ГНАУ от 08.11.2007 г. № 22729/7/22-3017 и от 08.12.2005 г. № 12060/6/15-0316, а также письма Госкомпредпринимательства от 28.12.2006 г. № 9522 и от 31.10.2003 г. № 6253);

– информацию, размещаемую эмитентами ценных бумаг согласно требованиям Закона Украины от 23.02.2006 г. № 3480-IV "О ценных бумагах и фондовом рынке" (письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 02.02.2000 г. № 06-10/75). Следует отметить, что в данном письме Комитет Верховной Рады Украины ссылается на ранее действовавший Закон Украины от 18.06.91 г. № 1201-XII "О ценных бумагах и фондовой бирже", однако сути рассматриваемого вопроса, на наш взгляд, это не меняет - подобная информация не является рекламой;

– информацию, не обращающую внимание потребителей на конкретный вид продукции или ее производителя для формирования интереса и не способствующую реализации продукции (см. письмо ГНАУ от 16.04.99 г. № 2186/6/18-0116);

– информацию, не содержащую исходные данные о лице, которое производит или распространяет продукцию (см. письмо ГНАУ от 16.04.99 г. № 2186/6/18-0116). Примером такой информации может быть каталог почтовых марок Украины, содержащий в себе информацию о марках, выпущенных в обращение с 1918 года и не находящихся на сегодняшний день в свободной продаже.

Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 11 Декрета о местных налогах во время оплаты услуг по установке и размещению социальной рекламы налог с рекламы не уплачивается.

Кроме этого, следует отметить, что согласно ст. 18 Декрета о местных налогах органам местного самоуправления для отдельных категорий граждан предоставлено право:

– вводить льготные налоговые ставки;

– полностью отменять отдельные местные налоги и сборы;

– освобождать от уплаты местных налогов и сборов;

– предоставлять отсрочки по уплате местных налогов и сборов.

Для получения льготного статуса, как указано в письме ГНАУ от 11.08.2000 г. № 4584/6/18-0316, следует обратиться с ходатайством в орган местного самоуправления.

 

Плательщики налога с рекламы

Плательщиками налога с рекламы являются юридические лица и граждане, которые должны его уплачивать во время оплаты услуг по установке и размещению рекламы (ст. 11 Декрета о местных налогах).

Отметим, что согласно ст. 21 Декрета о местных налогах иностранные юридические лица и граждане уплачивают местные налоги и сборы, а значит и налог с рекламы, на равных условиях с юридическими лицами и гражданами Украины, если иное не предусмотрено международными договорами и законодательством Украины. Это также отмечает ГНАУ в п. 4 письма от 10.07.2009 г. № 14451/7/15-0617, в котором, кроме прочего, сообщается, что субъекты хозяйствования (провайдеры программных услуг), получившие соответствующую лицензию на вещание, и при условии трансляции (ретрансляции) программ (передач) иностранных телерадиоорганизаций размещают рекламный продукт в информационном пространстве Украины являются плательщиками налога с рекламы (см. также письмо ГНАУ от 09.02.2009 г. № 1401/5/15-0716).

Таким образом, плательщиком налога с рекламы является рекламодатель, то есть заказчик рекламы, который уплачивает налог в составе стоимости услуг за установку и размещение рекламы согласно выставленному счету (налог указывается отдельной строкой).

Однако ответственным за перечисление налога в бюджет является субъект, устанавливающий и размещающий рекламный продукт, то есть производитель рекламы, аккумулирующий в своем учете суммы налога и в дальнейшем осуществляющий перечисление таких сумм в бюджет в установленные законодательством сроки (письмо ГНАУ от 23.02.98 г. № 1873/10/16-1101).

При этом следует учитывать, что если рекламное агентство, получившее, к примеру, заказ на размещение рекламного продукта, перепоручает это третьему лицу, то такое агентство самостоятельно перечисляет в бюджет только часть налога полученного от заказчика, которая рассчитывается как разница между уплаченным заказчиком размером налога и суммой этого платежа, перечисленной в составе стоимости услуг третьего лица.

Например, ООО "Икс" принимает от рекламодателя заказ на размещение рекламного продукта на сумму 7 206 грн., в том числе НДС 20 % - 1 200 грн., налог с рекламы 0,1 % - 6 грн.

ООО "Икс" перепоручает данный заказ ООО "Игрек", за что производит оплату в сумме 5 644,70 грн., в том числе НДС 20 % - 940 грн., налог с рекламы 0,1 % - 4,70 грн.

В данном случае ООО "Игрек" перечисляет в бюджет 4,70 грн., а ООО "Икс" - 1,30 грн. (6 - 4,70).

Аналогичного мнения по данному вопросу придерживается и ГНАУ (см. письма от 24.09.2002 г. № 6303/6/15-3416 и от 15.03.2002 г. № 1661/6/18-0116, а также "Вестник налоговой службы Украины", октябрь 2006 г., № 40 (419), с. 53).

Обращаем внимание, что, к сожалению, в Порядке заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165, нет четких указаний по отражению суммы налога с рекламы в налоговой накладной.

В письме от 27.06.2007 г. № 6314/6/16-1515 главный налоговый орган предлагает три варианта отражения суммы налога с рекламы в налоговой накладной:

– в разделе III вместо показателя "Оборотная (залоговая) тара";

– справочно вне границ налоговой накладной;

– вообще не отражать в налоговой накладной, но с обязательным указанием в других первичных документах.

На практике в основном используется первый вариант, то есть сумму налога с рекламы отражают в строке III вместо показателя "Оборотная (залоговая) тара". При этом после слов "Оборотная (залоговая) тара" (через запятую) дописывается: "налог с рекламы" или другой налог или сбор, который не включается согласно законодательству в базу обложения НДС (к примеру, пенсионный сбор). На это также указывает ГНАУ в журнале "Вестник налоговой службы Украины" за май 2000 г. № 20, с. 22.

 

Объект обложения налогом с рекламы

В соответствии со ст. 11 Декрета о местных налогах базой обложения налогом с рекламы является стоимость услуг по установке и размещению рекламы.

Налог с рекламы взимается при оплате стоимости услуг по установке и размещению всех видов объявлений и сообщений, передающих информацию в коммерческих целях при помощи средств массовой информации - прессы и телевидения, а также афиш, плакатов, рекламных щитов, других технических средств, имущества и одежды на улицах, магистралях, площадях, домах, транспорте и в других местах.

Указанная формулировка определения базы налогообложения немногословна, в связи с чем вызывает у налогоплательщиков ряд вопросов: следует ли начислять налог при изготовлении рекламного продукта; что подразумевается под словами "установка" и "размещение"; следует ли начислять налог с рекламы, если предприятие ее изготавливает, устанавливает и размещает самостоятельно; какова база налогообложения при безвозмездном оказании рекламных услуг и пр.

 

Изготовление рекламы сторонней организацией

Если проанализировать понятия "установка" и "размещение", приведенные в толковых словарях русского языка, то можно сделать вывод, что под глаголом "установить" понимается "ввод в действие", "монтирование", "установка в надлежащем положении", а под глаголом "разместить" - "распределение по местам".

Из указанного следует, что услуги по изготовлению рекламы не тождественны определению понятий "установка" и "размещение". Однако органы местного самоуправления в решениях о взимании на своих территориях налога с рекламы нередко предусматривают уплату этого налога не только с установки и размещения рекламы, но и с услуг по ее изготовлению. По нашему мнению, предприятия, предоставляющие заказчику услуги исключительно по производству рекламы, без ее установки и размещения, не должны ни начислять, ни уплачивать налог с рекламы, так как производимая ими рекламная продукция передается заказчику для самостоятельного использования в своей хозяйственной деятельности - тиражирования, установки или размещения. Если рекламное агентство на основании договора предоставляет заказчику услуги, включающие в себя как изготовление, так и установку (размещение) рекламы, то стоимость этих работ необходимо разделять. Это позволит начислять и уплачивать налог только с объекта, предусмотренного Декретом о местных налогах.

Использование вышеуказанных аргументов принципиально важно, поскольку ГНАУ при разрешении спорных ситуаций предписывает налоговым органам на местах выполнять требования решений местных советов, понимая при этом, что такие нормы противоречат действующему законодательству. Примером этому может служить письмо ГНАУ от 05.05.96 г. № 11-312/10-3004, в котором отмечается, что изготовление рекламоносителей согласно ст. 11 Декрета о местных налогах не является объектом обложения налогом с рекламы, однако субъекты предпринимательства обязаны уплачивать этот налог со стоимости их изготовления, если об этом указано в соответствующем решении местного совета. При этом в письме дополнительно упомянуто о возможности оспорить законность такого решения.

 

Самостоятельная установка и размещение рекламы

На практике нередко возникает вопрос о том, следует ли предприятию, выступающему в рекламном процессе одновременно в роли рекламодателя, рекламоизготовителя и рекламораспространителя, то есть представляющему собственные коммерческие интересы в рекламной сфере, начислять и уплачивать налог с рекламы. Другими словами, относится ли самореклама к объекту налогообложения.

Если исходить из анализа решений органов местного самоуправления и разъяснений, предоставляемых ГНАУ, то относится. Так, в письме ГНАУ от 23.02.2004 г. № 91/4/13-1114 указывается, что при размещении газетой на своих страницах рекламы собственных услуг налог необходимо взимать и исчислять из расчета тарифов, утвержденных за размещение рекламы сторонних заказчиков. Если же газета размещает только собственную рекламу, и указанные тарифы отсутствуют, то субъект предпринимательства (газета) должен исчислить налог с объекта, рассчитанного от себестоимости изготовления печатного средства, пропорционально удельному весу занимаемого рекламой места.

Кроме этого, в письме ГНАУ от 13.11.98 г. № 12314/11/18-0116 высказывается мнение о том, что выставки, самостоятельно осуществляемые субъектом хозяйствования, являются объектом обложения налогом с рекламы, если они проводятся с целью обращения внимания потребителей на конкретную продукцию или производителя.

Предвзятая позиция ГНАУ не удивляет, но налогоплательщики не обязаны с ней соглашаться, потому что при саморекламе у субъекта хозяйствования не может быть оснований для начисления и уплаты налога, поскольку он не приобретает услуги по установке и размещению рекламы, следовательно, объект налогообложения отсутствует.

Кроме этого отметим, что услуги сами себе не оказываются - это следует из ст. 901 ГКУ, в соответствии с которой услуга предполагает присутствие как минимум двух сторон.

Даже если и признать самостоятельное изготовление и размещение рекламы услугой, оказанной самому себе, все равно она никогда не будет оплачена, а налог с рекламы уплачивается как раз во время оплаты услуг.

 

Безвозмездное оказание услуг при установке и размещении рекламы

Анализируя формулировку базы обложения налогом с рекламы, следует отметить, что этот налог взимается именно со стоимости услуг по установке и размещению рекламы. Возникает вопрос: уплачивать ли налог с рекламы в случае бесплатного предоставления рекламных услуг?

По нашему мнению, в данном случае механизм исчисления налога не может быть применен, так как база обложения налогом с рекламы равна нулю, в связи с тем, что услуги не оплачивались. Аналогичное мнение по этому поводу высказывали и специалисты ГНАУ (см. "Вестник налоговой службы Украины", май 2006 г., № 17-18 (397), с. 44).

 

Размещение рекламы на web-сайтах

По мере развития электронных средств телекоммуникаций все большей популярностью пользуются web-сайты. Владельцы таких ресурсов используют их, как правило, в рекламных целях, размещая на них информацию, прежде всего о себе, а также о сторонних субъектах предпринимательства.

Позиция ГНАУ по вопросу налогообложения такой рекламы изложена в письме от 10.08.2004 г. № 15031/7/15-3417, в котором сообщается о том, что информация, опубликованная на web-сайте, подлежит обложению налогом только в том случае, если такой способ распространения рекламы предусмотрен органом местного самоуправления в соответствующем решении.

Отметим, что налоговые органы на местах при проведении проверок иногда требуют уплаты налога, даже когда предприятие размещает на собственном web-сайте собственную рекламу. По нашему мнению, налог за самостоятельное размещение на web-сайте рекламы, касающейся предприятия, уплачивать не следует. Он уплачивается только тогда, когда предприятие получает оплату стоимости услуг от размещения на своем сайте информации о сторонних лицах (объявлений, баннеров и др.).

 

Изготовление визитных карточек

Споры об отношении  визитных карточек к рекламе ведутся достаточно давно. Причем ГНАУ свое мнение по этому вопросу меняет с завидной регулярностью:

– в письме от 29.10.2003 г. № 8973/6/15-3416 главный налоговый орган утверждал, что визитные карточки работников фирмы, на которых размещен логотип фирмы, реквизиты и рабочие телефоны, распространенные в любой форме, являются рекламой;

– в письме от 02.11.2004 г. № 7899/х/15-1114 ГНАУ уже считает, что расходы на изготовление визитных карточек, на которых указаны логотип, наименование и адрес фирмы, а также рабочие телефоны, Ф. И. О. и должность сотрудника, не являются расходами, связанными с ведением хозяйственной деятельности или рекламной деятельностью;

– в "Вестнике налоговой службы" за июнь 2005 г., № 22 (352), с. 25, ГНАУ вернулась к своему первоначальному мнению, считая расходы на изготовление визиток расходами, связанными с ведением хозяйственной деятельности или рекламной деятельностью.

В письме от 19.12.2006 г. № 23881/7/15-0317 ГНАУ сообщает, что затраты на изготовление визитных карточек включаются в состав валовых расходов. Условия для этого выдвигаются прежние - взаимосвязь с хозяйственной деятельностью и обязательное указание на визитках названия и адреса налогоплательщика, а также контактных телефонов его должностного лица. При этом данным документом отозвано вышеуказанное письмо от 02.11.2004 г. № 7899/х/15-1114. Из этого, а также в связи с тем, что ГНАУ в письме от 19.12.2006 г. № 23881/7/15-0317 не ссылается на рекламный п.п. 5.4.4 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли, можно сделать вывод, что визитные карточки не связаны с рекламной деятельностью. Из чего, в свою очередь, следует, что изготовление визиток не облагается налогом с рекламы. Но и без этого уточнения изготовление визиток не облагается налогом с рекламы, поскольку из определения рекламы следует, что она направлена на формирование или поддержание осведомленности потребителей рекламы. А потребителями рекламы согласно ст. 1 Закона о рекламе является неопределенный круг лиц, на которых такая реклама направлена. Визитки же не раздаются всем подряд, а, как правило, вручаются определенному лицу.

Последнее мнение ГНАУ по рассматриваемому вопросу приведено в письме от 28.05.2008 г. № 197/2/15-0210 (см. также письмо от 28.05.2008 г. № 6208/5/15-0215). Как сообщает главный налоговый орган, в некоторых случаях визитная карточка несет рекламную информацию о юридическом или физическом лице, услуги которые ими предоставляются, товарах, их образцах, назначении, качестве, преимуществах и т. п. То есть эта визитная карточка является рекламным средством, которое используется для доведения рекламы до ее потребителя.

 

Ставки налога с рекламы

Статьей 11 Декрета о местных налогах определен предельный размер налога с рекламы, который не должен превышать 0,1 % стоимости услуг за размещение одноразовой рекламы и 0,5 % за размещение рекламы на длительное время.

Органы местного самоуправления устанавливают для своих регионов свои ставки налога с рекламы, которые не должны превышать установленный предел.

На практике возникают ситуации, когда рекламодатели оплачивают услуги за размещение рекламы в иных регионах, нежели место их расположения, при этом в счетах на получаемые услуги могут фигурировать ставки налога с рекламы, отличающиеся от тех, которые установлены в местах их непосредственного расположения. В таких случаях, как уточняет ГНАУ в письме от 07.09.2001 г. № 5860/6/18-1116, расчет исполнителем рекламных услуг налога правомерен, но только при условии, если его ставки не превышают предельного размера, установленного ст. 11 Декрета о местных налогах.

 

Особенности представления отчетности и уплаты налога с рекламы

Предоставление отчетности по налогу с рекламы

Налоговый расчет налога с рекламы (далее - расчет) представляется по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.2003 г. № 624. Следует отметить, что данный документ не содержит ни порядка заполнения этой формы, ни каких-либо рекомендаций по ее представлению.

Мнение ГНАУ относительно порядка представления отчетности по местным налогам и сборам изложено в письме от 29.11.2001 г. № 16211/7/10-1118/2503, в котором указано что такая отчетность должна представляться в налоговые органы в сроки, установленные Законом № 2181 (см. также п. 1 письма ГНАУ от 07.12.2007 г. № 15310/5/15-0516, а также "Вестник налоговой службы Украины", май 2006 г., № 17-18 (397), с. 44).

Исходя из этого расчет налога с рекламы следует предоставлять в налоговый орган в сроки, предусмотренные Законом № 2181 за базовый отчетный период, определенный в решении органа местного самоуправления:

– если решением установлен базовый отчетный период месяц, то расчет представляется в течение 20 календарных дней, следующих за отчетным месяцем (п.п. 4.1.4 "а" п. 4.1 ст. 4 Закона № 2181);

– если решением установлен базовый отчетный период квартал, то расчет представляется в течение 40 календарных дней, следующих за отчетным кварталом (п.п. 4.1.4 "б" п. 4.1 ст. 4 Закона № 2181);

– если решением установлен базовый отчетный период год, то расчет представляется в течение 60 календарных дней, следующих за отчетным годом (п.п. 4.1.4 "в" п. 4.1 ст. 4 Закона № 2181).

Отдельно необходимо остановиться на предприятиях, предоставляющих услуги по размещению рекламы не постоянно, а периодически. Необходимо ли им подавать расчет налога с рекламы при отсутствии в отчетном периоде объекта налогообложения.

ГНАУ в уже упомянутом выше п. 1 письма от 07.12.2007 г. № 15310/5/15-0516 указала, что если предприятие в отчетном периоде не занимается рекламной деятельностью, но зарегистрировано в органах государственной налоговой службы как плательщик налога с рекламы, оно должно подавать расчет в сроки, установленные соответствующим решением органа местного самоуправления. При этом главный налоговый орган ссылается на ст. 5 Закона № 1251, которой определено, что учет плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) осуществляется органами государственной налоговой службы и другими государственными органами в соответствии с действующим законодательством.

То есть, следуя логике главного налогового органа, если предприятие один раз предоставило услугу по размещению рекламы, оно автоматически считается зарегистрированным в качестве плательщика налога с рекламы и обязано до конца своего существования подавать в налоговый орган расчет налога с рекламы.

Однако на сегодняшний день нет нормативного документа, который бы определял порядок регистрации плательщиков налога с рекламы. И о какой, вообще, регистрации идет речь, если предприятие, уплачивающее в бюджет налог с рекламы, является не плательщиком этого налога, а всего лишь ответственным за его уплату. Плательщиком налога с рекламы является заказчик рекламы, уплачивающий налог в составе стоимости услуг за установку и размещение рекламы (ст. 11 Декрета о местных налогах).

ГНАУ в сложившейся ситуации воспользовалась неурегулированностью данного вопроса и провела аналогию с предоставлением отчетности по налогу на прибыль и НДС, которая предоставляется независимо от того, возникло ли в отчетном периоде налоговое обязательство по уплате налога или нет.

Таким образом, предоставление расчета с прочерком предприятиями, периодически предоставляющими услуги по размещению рекламы, в периоде отсутствия у них объекта обложения налогом с рекламы законодательно не установлено. Однако в данном случае проще согласиться с ГНАУ и предоставить требуемый расчет, чем полемизировать с должностными лицами налоговых органов по поводу штрафа за несвоевременную сдачу налоговой отчетности, предусмотренного п.п. 17.1.1 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181.

 

Порядок уплаты налога с рекламы

Налог с рекламы взимается при оплате стоимости услуг за установку и размещение рекламы.

Непосредственно сам механизм взимания налога с рекламы, как одного из местных налогов, и порядок его уплаты устанавливается местными советами (ст. 15 Закона № 1251, п.п. 24 п. 1 ст. 26 Закона Украины от 21.05.97 г. № 280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине" и ст. 19 Декрета о местных налогах). При этом порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), к которым относится и налог с рекламы, определен специальным Законом № 2181.

Субъект, устанавливающий и размещающий рекламный продукт (производитель рекламы), получая от рекламодателей (плательщиков налога с рекламы) плату за свои услуги, аккумулирует в своем учете в течение отчетного периода суммы налога, после чего в установленный срок перечисляет их в бюджет.

Таким образом, уплата в бюджет налога с рекламы осуществляется по мере поступления от рекламодателей оплаты предоставленных услуг по установке и размещению рекламы. Поэтому если, например, рекламное агентство установило или разместило рекламу, но до окончания отчетного периода не получило за это платы, то налог с рекламы оно обязано перечислить в местный бюджет только после оплаты услуг рекламодателем (см. "Вестник налоговой службы Украины", май 2006 г., № 17-18 (397), с. 44).

ГНАУ в письме от 29.11.2001 г. № 16211/7/10-1118/2503 отметила, что уплачивать налоговые обязательства по налогу с рекламы следует в соответствии со сроками, определенными в решениях органов местного самоуправления. При этом в случае их несвоевременной уплаты к налогоплательщику применяются меры ответственности, предусмотренные Законом № 2181.

Однако необходимо помнить, что ответственность, предусмотренная Законом № 2181, может применяться к налогоплательщикам только за нарушение требований, установленных этим законом. Если же налогоплательщиком нарушены сроки уплаты, установленные решением органов местного самоуправления, однако не нарушены сроки уплаты, установленные Законом № 2181, то налоговые органы не имеют права применять меры ответственности, определенные этим законом.

Отдельно следует отметить, что в статье, опубликованной в "Вестнике налоговой службы Украины" за май 2006 г., № 17-18 (397), с. 44, специалисты ГНАУ заявили, что уплата налога с рекламы осуществляется на протяжении 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего срока представления налогового расчета, то есть по сроку, определенному п.п. 5.3.1 п. 5.3 ст. 5 Закона № 2181.

Данное мнение налоговых органов противоречит действующему законодательству, а именно п. 3 ст. 15 Закона № 1251, которым четко предусмотрено, что механизм взимания и порядок уплаты местных налогов устанавливаются местными советами.

 

Пример отражения в учете обязательств по налогу с рекламы при участии трех сторон

Пример. Рекламодатель заключил с рекламным агентством договор № 1 на предоставление рекламных услуг на условиях 100 % предоплаты. Общая сумма договора составила 7 446 грн.

Наименование предоставляемой услуги

Сумма без учета НДС

НДС,
20 %

Налог с рекламы,
0,1 %

Итого
с учетом НДС и налога с рекламы

Изготовление макета рекламного объявления для последующего размещения в газете

200

40

–*

240

Размещение изготовленного макета на страницах журнала в течение 1 месяца

6 000

1 200

6

7 206

Всего к уплате

6 200

1 240

6

7 446

* Изготовление макета не облагается налогом с рекламы, так как в соответствии со ст. 11 Декрета о местных налогах базой обложения налогом с рекламы является только стоимость услуг по установке и размещению рекламы.

Рекламное агентство в соответствии с условиями договора № 1 изготовило макет рекламного объявления (себестоимость макета составила 110 грн.) и заключило с издательством журнала договор № 2 на размещение этого макета его на страницах в течение 1 месяца на условиях 100 % предоплаты. Общая стоимость договора составила 4 804 грн.

Наименование предоставляемой услуги

Сумма без учета НДС

НДС,
20 %

Налог с рекламы,
0,1 %

Итого
с учетом НДС и налога с рекламы

Размещение макета объявления на страницах журнала в течение 1 месяца

4 000

800

4

4 804

Условия обоих договоров выполнены сторонами своевременно и в полном объеме.

Все лица в данном примере являются плательщиками налога на прибыль на общих основаниях, а также плательщиками НДС.

Учет налога с рекламы при участии трех сторон


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма

ВД

ВР

Учет у издательства

1

Получена предоплата от рекламного агентства за предоставление услуг по размещению макета объявления на страницах журнала

311

361

4 804

4 004

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

643

641
НДС

800

3

Отражены обязательства по налогу с рекламы

645*

641
налог с рекламы

4

4

Перечислен в бюджет налог с рекламы

641
налог с рекламы

311

4

4

5

Подписан акт выполненных работ по предоставленным рекламному агентству услуг по размещению рекламы

361

703

4 804

6

Закрыты расчеты по НДС

703

643

800

7

Закрыты расчеты по налогу с рекламы

703

645*

4

* В связи с возникновением разницы во времени между начислением дохода и получением оплаты рекламных услуг в данном случае, на наш взгляд, следует ввести дополнительный субсчет 645 "Расчеты по обязательствам по налогу с рекламы".

Учет у рекламного агентства

1

Получена предоплата от рекламодателя за изготовление макета рекламного объявления и размещение его на страницах журнала в соответствии с условиями договора № 1

311

361

7 446

6 206

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

643

641
НДС

1 240

3

Отражены обязательства по налогу с рекламы

645*

641
налог с рекламы

6

4

Перечислена предоплата издательству за размещение макета объявления в соответствии с условиями договора № 2

631

311

4 804

4 004

5

Отражен налоговый кредит по НДС

641
НДС

644

800

6

Уменьшены обязательства по уплате налога на рекламу на сумму налога, перечисленного издательству, как непосредственному исполнителю услуги по размещению рекламного объявления

641
налог с рекламы

645*

4

7

Перечислен в бюджет налог на рекламу
(6 - 4)

641
налог с рекламы

311

2*

2

8

Изготовлен макет рекламного объявления

23

66, 65

110

110

9

Подписан акт выполненных работ на предоставление рекламному агентству услуг по размещению рекламы на страницах журнала

23

631

4 000

10

Закрыты расчеты по НДС

644

631

800

11

Закрыты расчеты по налогу с рекламы на сумму налога, перечисленного издательству, как непосредственному исполнителю услуги по размещению рекламного объявления

645*

631

4

12

Подписан акт выполненных работ по договору № 1 с рекламодателем

361

703

7 446

13

Закрыты расчеты по НДС

703

643

1 240

14

Закрыты расчеты по налогу с рекламы

703

645*

6

15

Списаны расходы, понесенные при изготовлении и размещении рекламного объявления по договору № 1

903

23

4 110

* Рекламодатель как непосредственный плательщик налога с рекламы уплатил налог с рекламы в составе услуг по размещению макета объявления в размере 6 грн., из которых 4 грн. уплатило в бюджет издательство журнала как непосредственный исполнитель рекламной услуги, а разницу в 2 грн. (6 - 4) - рекламное агентство.

Учет у рекламодателя

1

Перечислена предоплата рекламному агентству за изготовление и размещение макета объявления в соответствии с условиями договора № 1

377

311

7 446

6 206

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641
НДС

644

1 240

3

Подписан акт выполненных работ на предоставление услуг по изготовлению и размещению макета рекламного объявления в соответствии с договором № 1

93

377

6 206

4

Закрыты расчеты по НДС

644

377

1 240

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)