Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины Аверс 2009-08-03

Версия для печати

Единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины

Аверс-бухгалтерия № 31 от 03.08.2009 г.

 

Взимание единого сбора в пунктах пропуска через государственную границу Украины (далее – единый сбор) введено Указом Президента Украины от 20.07.98 г. № 799/98 "Об упорядочении взимания сборов в пунктах пропуска через государственную границу Украины" и регламентируется Законом Украины от 04.11.99 г. № 1212-XIV "О едином сборе, взимаемом в пунктах пропуска через государственную границу Украины" (далее - Закон № 1212).

Согласно ст. 1 Закона № 1212 единый сбор взимается с определенных ст. 5 этого закона транспортных средств отечественных и иностранных собственников, пересекающих государственную границу Украины, за совершение следующих действий:

- осуществление таможенного (при транзите транспортных средств и грузов), санитарного, ветеринарного, фитосанитарного, радиологического и экологического контроля груза и транспортных средств;

проезд транспортных средств автомобильными дорогами Украины;

- проезд с превышением установленных размеров общей массы, осевых нагрузок и (или) габаритных параметров транспортных средств (дополнительная плата).

Процедура взимания единого сбора регламентируется нормами Порядка уплаты единого сбора в пунктах пропуска через государственную границу, утвержденного постановлением КМУ от 24.10.2002 г. № 1569 (далее - Порядок № 1569).

Следует отметить, что ранее данный документ содержал перечень товаров, подлежащих экологическому и радиологическому контролю в случае осуществления транзита и их ввоза на таможенную территорию Украины. На сегодняшний день такой перечень утвержден совместным приказом ГТСУ, Администрацией Государственной пограничной службы, Минздравом, Минагрополитики, Минкультуры, Минприроды, а также Минтранссвязи от 27.03.2009 г. № 265/211/191/210/14/147/326.

Разъяснение относительно применения данного перечня приведено Минприроды в письме от 01.06.2009 г. № 10-8-349 (см. также письма Государственной экологической инспекции от 03.06.2009 г. № 10-6/2988/0/1-5/09 и ГТСУ от 11.06.2009 г. № 11/6-10.18/5528-ЕП).

Напомним, что проведение разных видов контроля осуществляется на основании соответствующих нормативных документов. Например, проведение экологического контроля регламентируется постановлением КМУ от 20.03.95 г. № 198 "Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу".

Кроме этого, необходимо обратить внимание на некоторые противоречия, содержащиеся в Законе № 1212 и Порядке № 1569, регулирующих порядок уплаты единого сбора. Согласно абз. 2 ст. 1 Закона № 1212 единый сбор взимается одноразово в зависимости от режима перемещения (ввоз, транзит) по единому платежному документу в зависимости от вида, вместимости либо общей массы транспортных средств. Однако п. 3 Порядка № 1569 предусматривает, что единый сбор взимается одноразово независимо от режима перемещения (ввоз, транзит), вида, вместимости либо общей массы транспортных средств по единому платежному документу.

На практике таможенные органы единый сбор взимают одноразово по единому платежному документу независимо от режима перемещения (ввоз, транзит) и в зависимости от вида, вместимости, общей массы транспортных средств и протяженности маршрута. Это вполне логично и следует из группировки объектов налогообложения, приведенных в ст. 5 Закона № 1212 и приложении 1 к Порядку № 1569.

Обращаем внимание, что единый сбор взимается в пунктах пропуска через государственную границу только при перемещении товаров в режиме импорта или транзита (см. также письмо ГТСУ от 06.06.2003 г. № 11/7-09-8709-ЕП).

Согласно п. 4 Порядка № 1569 единый сбор не взимается в следующих случаях:

- при пересечении государственной границы авиационными и водными транспортными средствами, железнодорожными вагонами без груза, железнодорожными пассажирскими вагонами, легковыми автомобилями;

- при транзите груза, не подлежащего пропуску через таможенную границу и перегружаемого на другое транспортное средство в зоне таможенного контроля пункта пропуска, который является одновременно пунктом ввоза и вывоза этого груза;

- при въезде и выезде транспортного средства в пределах одного пункта пропуска через государственную границу без пересечения таможенной границы;

- при перемещении товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередач.

Кроме этого, ст. 6 Закона № 1212 установлено, что единый сбор не взимается с транспортных средств, которыми перевозятся грузы гуманитарной помощи, если товаросопроводительные документы оформлены на получателей гуманитарной помощи в Украине, внесенных в Единый реестр получателей гуманитарной помощи. В данном случае на лицо еще одно несоответствие Порядка № 1569 нормам Закона № 1212, в который было внесено изменение еще в 2002 году Законом Украины от 26.12.2002 г. № 387-IV.

Также следует отметить, что с перевозчиков-нерезидентов, деятельность которых осуществляется на основании международных договоров Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, единый сбор взимается в соответствии с нормами таких международных договоров (ст. 7 Закона № 1212).

Также необходимо отметить еще некоторые особенности взимания единого сбора, рассмотренные в письмах ГТСУ:

при перегрузке в пункте пропуска груза с водного, авиационного или трубопроводного транспорта на автомобильный или железнодорожный единый сбор взимается в обычном порядке. Это разъясняется в письме ГТСУ от 25.05.2006 г. № 11/4-15/5724-ЕП, в котором также указывается, что начисление в таких случаях единого сбора за проезд автомобильными дорогами Украины п. 5 Порядка № 1569 не предусмотрено;

- в письме от 30.01.2004 г. № 09/09-334-ЕП главный таможенный орган отмечает, что при исчислении единого сбора за проезд автомобильными дорогами в том случае, когда тягач принадлежит резиденту, а полуприцеп нерезиденту (или наоборот), страной регистрации автопоезда считается страна регистрации тягача. Таким образом, плательщиком единого сбора в данном случае будет владелец тягача;

- проведение экологического и радиологического контроля товаров, которые вывозятся за пределы таможенной территории Украины и таможенное оформление которых проводится на внутренних таможнях, не связано со взиманием единого сбора и не включается в его сумму (см. письмо ГТСУ от 06.06.2003 г. № 11/7-09-8709-ЕП).

Кроме этого, следует отметить письмо Минфина от 06.03.2006 г. № 31-21020-04-13/4572, в котором данный орган высказал мнение, что единый сбор не должен включаться в базу налогообложения НДС.

 

Порядок взимания единого сбора

Согласно п. 8 Порядка № 1569 в случае ввоза груза и въезда транспортных средств в пункте пропуска через государственную границу перевозчик или уполномоченное им лицо (субъект ВЭД) после прохождения пограничного контроля представляет в таможенный орган:

- в случае ввоза товаров в режиме импорта - товаротранспортные и товаросопроводительные документы;

- в случае ввоза товаров в режиме транзита - товаротранспортные и товаросопроводительные документы, а также ГТД.

На основании представленных документов должностное лицо таможни определяет виды контроля, которые необходимо осуществить в пункте пропуска (п. 9 Порядка № 1569). После их проведения должностные лица контрольных служб в актах о результатах контроля (для железнодорожного транспорта), карточках контроля (для автомобильного транспорта) и других документах, представленных таможенному органу для осуществления контроля, проставляют оттиски штампов и печатей, подтверждающих факт осуществления контроля (п. 10 Порядка № 1569).

Согласно п. 11 Порядка № 1569 на основании представленных документов с вышеуказанными отметками о проведении необходимых видов контроля должностное лицо таможенного органа исчисляет сумму единого сбора по ставкам, определенным в ст. 5 Закона № 1212, а также на основании расчетов сбора за проезд автомобильными дорогами, предоставленных должностным лицом Службы международных автомобильных перевозок Минтранса (далее - СМАП), в компетенции которого:

- осуществление контроля и оформление разрешительных документов на международные перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом и проверку общей массы, осевых нагрузок и габаритных параметров транспортного средства;

- определение необходимости взимания платы за проезд автомобильными дорогами (за каждый километр проезда);

- в случае необходимости начисление платы по ставкам, предусмотренным ст. 5 Закона № 1212.

При этом в случае отсутствия представителей СМАП в пункте пропуска через государственную границу начисление платы за проезд автомобильными дорогами осуществляется должностным лицом таможни.

Должностное лицо СМАП начисляет плату за проезд автомобильными дорогами (за каждый километр проезда), а также дополнительную плату за каждый километр проезда автомобильного транспортного средства с превышением общей массы, осевых нагрузок и (или) габаритных параметров, о чем делает отметку на товаротранспортном документе. Если дополнительная плата за проезд автомобильного транспортного средства с превышением общей массы, осевых нагрузок и (или) габаритных параметров осуществлена по предварительной заявке через учреждения банка, должностное лицо СМАП подает таможенному органу документ, подтверждающий уплату через учреждение банка.

В случае оформления проезда автомобильного транспортного средства с превышением установленных общей массы, осевых нагрузок и (или) габаритных параметров, для которого необходимо получить разрешение с определенным конкретным маршрутом движения, организовать его сопровождение и провести экспертную оценку маршрута соответствующей организацией, сбор за проезд автомобильными дорогами может предварительно взиматься СМАП с последующим перечислением на соответствующий счет таможенного органа.

При этом необходимо учитывать, что таможенное оформление транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Украины при предварительном взимании СМАП единого сбора за проезд автомобильными дорогами с последующим перечислением на соответствующий счет таможенного органа должно осуществляться при условии наличия указанных средств на соответствующих счетах таможенных органов, а также получения платежного поручения, подтверждающего уплату через учреждение банка (см. письмо ГТСУ от 03.10.2008 г. № 11/2-15/10932-ЕП).

Особенности порядка начисления единого сбора и оформления контрольного талона, методика оформления которого приведена ГТСУ в письме от 29.12.2008 г. № 09/3062-ЕП, изложены в совместном письме ГТСУ и СМАП от 30.03.2009 г. № 11/6-10.9/2787, № 1/02-04-913.

Следует отметить, что начисление части единого сбора в пунктах пропуска в соответствии с контрольным талоном осуществляется только в части платы за проезд автомобильными дорогами Украины (за каждый километр проезда) и дополнительной платы за каждый километр проезда с превышением установленных размеров, общей массы, осевых нагрузок и (или) габаритных параметров. Порядок осуществления габаритно-весового контроля и взимание платы за проезд автомобильными дорогами общего пользования транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые и/или габаритные параметры которых превышают нормативные утвержден постановлением КМУ от 27.06.2007 г. № 879 (далее - Постановление № 879).

 

Ставки и порядок уплаты единого сбора

Ставки единого сбора, плата за проезд транспортных средств автомобильными дорогами Украины (за каждый километр проезда) и дополнительная плата за каждый километр проезда автомобильных транспортных средств с превышением установленных размеров, общей массы, осевых нагрузок и (или) габаритных параметров устанавливаются в размерах, приведенных в ст. 5 Закона № 1212.

При этом необходимо отметить, что в соответствии со ст. 6 Закона № 1212 для автомобильных транспортных средств и контейнеров, которые пересекают государственную границу Украины без грузов, ставка единого сбора устанавливается в размере 20 % ставки, определенной в ст. 5 Закона № 1212 для соответствующего автомобильного транспортного средства и контейнера. При этом плата за проезд автомобильными дорогами Украины (за каждый километр проезда), в том числе за превышение установленных размеров общей массы, осевых нагрузок и (или) габаритных параметров, взимается полностью.

Ставки единого сбора устанавливаются в евро и не могут изменяться в течение бюджетного года.

Единый сбор не может превышать стоимость расходов, связанных с осуществлением соответствующих видов контроля, и расходов, связанных с восстановлением автомобильных дорог (ст. 2 Закона № 1212).

Расчет суммы единого сбора, который удерживается с транспортного средства в зависимости от его вместимости, общей массы или габаритных параметров, приведен в приложении 1 к Порядку 1569.

При этом за каждый километр проезда автомобильного транспортного средства с превышением общей массы, осевых нагрузок и (или) габаритных параметров согласно ст. 5 Закона № 1212 должностное лицо СМАП начисляет дополнительную плату (п. 11 Порядка № 1569).

Ставки платы за проезд автомобильными дорогами общего пользования транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые и/или габаритные параметры которых превышают нормативные, утверждены Постановлением № 879.

В случае изменения маршрута проезда автомобильными дорогами, связанного с увеличением его протяженности, исчисление доплаты осуществляется в пункте пропуска через государственную границу при выезде за пределы таможенной территории Украины (п. 13 Порядка № 1569).

Единый сбор взимается в национальной валюте Украины по официальному курсу НБУ на день уплаты сбора. Отметим, что в Обобщающем налоговом разъяснении по применению курса валют Национального банка Украины при начислении единого сбора, взимаемого в пунктах пропуска через государственную границу Украины, по грузовой таможенной декларации, утвержденном приказом ГТСУ от 03.04.2008 г. № 318, этот орган сообщает, что для целей исчисления этого сбора следует применять курс НБУ, действующий на дату представления таможенному органу декларации к таможенному оформлению.

Согласно п. 14 Порядка № 1569 единый сбор может быть уплачен:

- владельцем транспортного средства и груза;

- перевозчиком груза;

- другим лицом, уполномоченным владельцем или перевозчиком.

При этом такая уплата осуществляется:

в наличной форме - в уполномоченное учреждение банка, находящееся в пункте пропуска через государственную границу, через которую перемещается транспортное средство и груз, на счет таможенного органа, в зоне деятельности которого размещен этот пункт;

в безналичной форме - путем предоплаты на соответствующий счет таможенного органа, в зоне деятельности которого размещен пункт пропуска, через который перемещается транспортное средство и груз.

Допускается доплата наличными средствами через приписную кассу уполномоченного учреждения банка в пункте пропуска через государственную границу Украины. Если же эта касса отсутствует, то средства принимаются соответствующим должностным лицом таможенного органа с последующей передачей их в кассу таможенного органа (п. 16 Порядка № 1569).

Подтверждением факта уплаты единого сбора в соответствии с п. 18 Порядка № 1569 является отпечаток личной номерной печати и личная подпись должностного лица таможенного органа, осуществившего таможенный контроль, на всех экземплярах единого платежного документа. Однако при этом Порядок № 1569 не предоставляет никаких пояснений о форме данного документа.

В письме от 04.03.2008 г. № 11/2-15/2507-ЕП ГТСУ сообщает, что единым платежным документом может быть либо ГТД, либо унифицированная таможенная квитанция МД-1 (в случае если законодательством не предусмотрено составление ГТД).

Заполнение граф ГТД осуществляется согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТСУ от 09.07.97 г. № 307. Сведенья о едином сборе указываются в графе 47 ГТД.

При этом, как сообщает ГТСУ, в случае исчисления единого сбора, состоящего из нескольких составляющих (платы за проезд транспортных средств автомобильными дорогами Украины, платы за проезд автомобильных транспортных средств с превышением установленных размеров общей массы, осевых нагрузок и (или) габаритных параметров), сведения относительно начисления таких составляющих указываются в графе 47 отдельными строками.

В случае транзитного перемещения товаров без оформления ГТД, но с применением железнодорожных накладных ЦІМ (СІМ) или УМВС (СМГС), или ЦІМ/УМВС (СІМ/SMGS, ЦИМ/СМГС) взимание единого сбора осуществляется по унифицированной таможенной квитанции МД-1.

Также следует отметить, что если единый сбор взимается при пересечении государственной границы автомобильными транспортными средствами без груза, необходимо в графе "Единица измерения" квитанции МД-1 также указать государственный номер такого автотранспортного средства (см. письма ГТСУ от 17.11.2008 г. № 11/2-15/12568-ЕП и от 26.12.2008 г. № 11/2-15/14215-ЕП).

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)