Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Финансовая отчетность Аверс 2010-02-08

Версия для печати

Финансовая отчетность

Аверс-бухгалтерия № 6 (472) от 08.02.2010 г.

 

Правовые основы составления финансовой отчетности определены Законом Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" (далее - Закон № 996), действие которого распространяется на юридических лиц всех форм собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйствования, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в соответствии с действующим законодательством.

Все предприятия и организации должны составлять финансовую отчетность на основании данных бухгалтерского учета.

Целью составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, достоверной и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

Одним из обязательных качеств информации, используемой для составления финансовой отчетности, является ее существенность. Под этим понятием, как отмечает Минфин в письме от 29.07.2003 г. № 04230-04108, подразумеваются характеристики учетной информации, которые определяют ее способность влиять на решение пользователей финансовой отчетности. Кроме этого, в указанном письме Минфин разъяснил, как применять понятие "существенность" к процессу составления финансовой отчетности.

В соответствии со ст. 11 Закона № 996 финансовая отчетность предприятий, кроме банковских и бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, включает в себя:

- форму № 1 "Баланс" (приложение к П(С)БУ-2);

- форму № 2 "Отчет о финансовых результатах" (приложение к П(С)БУ-3);

- форму № 3 "Отчет о движении денежных средств" (приложение к П(С)БУ-4);

- форму № 4 "Отчет о собственном капитале" (приложение к П(С)БУ-5);

- форму № 5 "Примечания к годовой финансовой отчетности", утвержденную приказом Минфина от 29.11.2000 г. № 302;

- форма № 6 "Приложение к примечаниям к годовой финансовой отчетности "Информация по сегментам" (приложение к П(С)БУ-29).

Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности П(С)БУ-25 установлен сокращенный по показателям финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, состоящий из:

- формы № 1-м "Баланс";

- формы № 2-м "Отчет о финансовых результатах".

Следует отметить, что приказом Минфина от 05.03.2008 г. № 353 были внесены изменения и дополнения в ряд П(С)БУ, которыми, помимо прочего, предусмотрены вписываемые строки в некоторые формы финансовой отчетности. Этот документ вступил в силу 30 марта 2008 года. В связи с этим, как отмечает Минфин в письме от 31.03.2008 г. № 34000-10-5/10426, предприятиям и организациям следует учитывать нормы данного документа при составлении финансовой отчетности за I квартал 2008 года и следующие отчетные периоды.

В разъяснении от 28.12.2009 г. Минфин перечислил все строки, вписываемые в формы финансовой отчетности, и привел П(С)БУ, которые послужили основанием для отражения отдельных хозяйственных операций в таких строках.

Обращаем внимание, что непосредственно в сами формы изменения не вносились. Принимая во внимание, что в ряде регионов Украины органы статистики требуют представления финансовой отчетности с учетом указанных дополнений, предлагаем использовать следующие доработанные бланки:

- "Баланс" (форма № 1);

- "Отчет о финансовых результатах" (форма № 2);

- "Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства" (формы № 1-м и № 2-м).

Отметим, что Минфин приказом от 25.09.2009 г. № 1125 утвердил изменения в ряд нормативных документов по бухгалтерскому учету, которыми, в частности, изменены положения отдельных П(С)БУ и откорректирована заглавная часть форм финансовой отчетности. Указанные изменения вступили в силу 1 ноября 2009 года, поэтому при составлении отчета за 2009 год следует использовать обновленные формы отчетности.

 

Требования к финансовой отчетности

Финансовая отчетность составляется на бланках вышеуказанных утвержденных форм. Однако согласно п. 5 приказа Минфина от 29.11.2000 г. № 302 предприятие может самостоятельно изготавливать бланки форм финансовой отчетности. В этом случае возможно включение в отчетность только тех статей, данные о которых формируются по результатам деятельности данного предприятия. При этом для статей (строк), граф и справочных показателей, включенных в финансовый отчет предприятия, сохраняется их нумерация, указанная на типовых формах финансовой отчетности.

Предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единице Украины. Согласно ст. 11 Закона № 996 финансовая отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия.

В строках форм финансовой отчетности, не имеющих показателей, ставится прочерк (п. 11 П(С)БУ-1).

Минфин приказом от 14.10.2008 г. № 1238 утвердил изменения в ряд нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету, которыми, в частности, предусмотрено заполнять форму 2 "Отчет о финансовых результатах" в тысячах гривень без десятичных знаков, кроме раздела ІІІ "Расчет показателей прибыльности акций", денежные показатели которого приводятся в гривнях с копейками. Напомним, что согласно п. 6 ПСБУ-2 в балансе показатели отражаются в тысячах гривень без десятичных знаков. Отчеты по формам № 5 и 6 заполняются в тысячах гривень, о чем непосредственно указано на бланках этих отчетов. Отчеты по формам № 3 и 4 указаний о единице измерения показателей не имеют.

При этом следует учитывать, что на практике в разных регионах органы статистики выдвигают свои требования к размерности финансовой отчетности. Минфин в письме от 14.04.2006 г. № 31-34000-20-25/7725 ушел от ответа на этот вопрос, указав, что нормы приказов о финансовой отчетности являются императивными для всех предприятий, то есть обязательно одинаковыми. На наш взгляд, отчетность следует представлять в той размерности, в какой этого требуют региональные органы статистики.

Отдельные вопросы, связанные с особенностями составления финансовой отчетности для различных предприятий, рассмотрены в письмах Минфина от 09.12.2003 г. № 31-04200-30-5/7021 и от 11.12.2001 г. № 053-19188.

 

Консолидированная и сводная финансовая отчетность

В соответствии со ст. 12 Закона № 996 предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность.

Порядок составления консолидированной финансовой отчетности и общие требования к раскрытию информации о ней содержатся в П(С)БУ-20.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, осуществляющие управление имуществом предприятий, основанных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и представляют сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, относящимся к сфере их управления. Указанные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственным обществам, акции (доли, паи) которых находятся в государственной и коммунальной собственности.

Объединения предприятий, кроме собственной отчетности, составляют и представляют сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, входящим в их состав, если это предусмотрено уставными документами объединений предприятий, согласно действующему законодательству.

Приказом Минфина от 24.02.2000 г. № 37 утвержден перечень видов деятельности, относительно которых составляется сводная финансовая отчетность:

- основная деятельность предприятий промышленности;

- основная деятельность строительных, монтажных, ремонтно-строительных и буровых организаций;

- основная деятельность проектных, поисковых и геологических организаций и топографо-геодезических предприятий (экспедиций);

- капитальное строительство;

- основная деятельность научных организаций;

- основная деятельность снабженческо-сбытовых организаций;

- основная деятельность предприятий и организаций торговли и общественного питания;

- основная деятельность предприятий по производству сельскохозяйственной продукции;

- основная деятельность предприятий бытового обслуживания;

- основная деятельность предприятий транспорта;

- основная деятельность предприятий связи;

- основная деятельность организаций по ремонту и содержанию автомобильных путей;

- основная деятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

- основная деятельность правлений общественных организаций и их подразделений;

- другие виды деятельности.

 

Периодичность и сроки представления финансовой отчетности

Порядок представления финансовой отчетности утвержден постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее - Порядок № 419).

Согласно п. 2 этого документа финансовая отчетность представляется органам, к сфере управления которых относятся предприятия, трудовым коллективам по их требованию, владельцам (учредителям) в соответствии с учредительными документами, а также согласно законодательству - другим органам и пользователям, в частности, органам государственной статистики.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона № 996 предприятия (кроме бюджетных учреждений) до 1 июня следующего за отчетным года представляют финансовую отчетность (баланс и отчет о годовых финансовых результатах) государственному регистратору. Вопросы, связанные с представлением отчетности государственному регистратору, рассмотрены в письмах Госкомпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332, от 16.03.2007 г. № 1897 и от 30.05.2007 г. № 3846, а также Госкомстата от 14.03.2007 г. № 04/4-6/103.

В соответствии со ст. 13 Закона № 996 отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год.

Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).

Первый отчетный период вновь созданного предприятия может быть менее 12 месяцев, но не более 15 месяцев.

Отчетным периодом ликвидируемого предприятия является период с начала года до даты принятия решения о его ликвидации.

Отметим, что финансовая отчетность может представляться органам государственной статистики вместе со справкой о согласии предоставления данных финансовой отчетности предприятия органам государственной власти. Если предприятие не согласно с тем, чтобы статистическая информация передавалась каким-либо органам государственной власти, то оно такую справку органам статистики не представляет.

Квартальная финансовая отчетность, кроме сводной и консолидированной, представляется предприятиями не позднее 25 числа месяца, который наступает за отчетным кварталом, а годовая - не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным.

Предприятия, имеющие дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, согласно п. 11 Порядка № 419 представляют консолидированную финансовую отчетность владельцам (учредителям) в определенные ими сроки, но не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала и не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Если дата представления отчетности приходится на праздничный или выходной день, срок ее представления переносится на первый после выходного рабочий день.

Датой представления финансовой отчетности для предприятия считается день ее фактической передачи по принадлежности, а в случае направления почтой - дата получения адресатом отчетности, указанная на штемпеле предприятия связи, которое обслуживает адресата (п. 4 Порядка № 419).

 

Проверка финансовой отчетности

Проверка правильности расчета показателей, зафиксированных в финансовой отчетности, производится путем арифметического сравнения отдельных показателей разных форм финансовой отчетности за один и тот же период. 

Методические рекомендации по проверке сопоставимости показателей финансовой отчетности утверждены приказом Минфина от 22.12.2008 г. № 1524.

Проверить согласованность показателей финансовой отчетности, можно руководствуясь п.п. 3.4.1 Методических рекомендаций по организации кабинетного аудита (для юридических лиц), утвержденных приказом ГНАУ от 25.11.2002 г. № 567. При этом, следует обратить внимание, что согласованность показателей отчетности рассматривается с позиции налоговых органов.

Отдельные разъяснения по вопросам относительно заполнения строк тех или иных форм финансовой отчетности Минфин приводит, в частности, в следующих письмах:

- от 02.03.2009 г. № 31-34000-10/23-783/1267 - о порядке заполнения резервных строк в форме № 4 "Отчет о собственном капитале";

- от 14.04.2009 г. № 31-34000-10-10/10577 - об отражении в отчетности движения денежных средств;

- от 16.10.2009 г. № 31-34000-10-8/27875 - об отражении в отчетности процентов, полученных от банка за пользование временно свободными средствами предприятия, размещенными на депозит;

- от 26.10.2009 г. № 31-34000-20-10/28858 - о порядке учета процентов, начисленных за пользование заемными средствами.

 

Исправление ошибок в финансовой отчетности

Порядок исправления ошибок и внесения изменений в финансовую отчетность регулируется П(С)БУ-6, согласно которому при внесении изменений в финансовую отчетность следует руководствоваться следующими основными правилами:

- исправление ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов в предыдущих годах, осуществляется путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года, если такие ошибки влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

- исправление ошибок, относящихся к предыдущим периодам, требует повторного отражения соответствующей сравнительной информации в финансовой отчетности;

- учетная оценка может пересматриваться, если изменяются обстоятельства, на которых базировалась эта оценка, или получена дополнительная информация;

- последствия изменения в учетных оценках необходимо включать в ту же статью отчета о финансовых результатах, которая ранее применялась для отражения доходов или расходов, связанных с объектом такой оценки;

- последствия изменения учетных оценок необходимо включать в отчет о финансовых результатах в том периоде, в котором произошло изменение, а также и в следующих периодах, если изменение влияет на эти периоды.

Кроме этого, отдельные вопросы исправлений в финансовой отчетности рассмотрены в письмах Минфина от 13.01.2005 г. № 31-04200-20-10/508 и от 22.09.2003 г. № 31-04220-20-10/2515.

 

Обнародование финансовой отчетности

Финансовая отчетность предприятий не является коммерческой тайной, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Пунктом 4 ст. 14 Закона № 996 установлена обязанность отдельных предприятий не позднее 1 июня, следующего за отчетным годом, обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную отчетность путем публикации в периодических изданиях или распространения ее в виде отдельных печатных изданий. К таким предприятиям относятся открытые акционерные общества, предприятия-эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения.

При ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законами, публикует его в течение 45 дней.

 

Ответственность за непредставление финансовой отчетности

Статьей 1863 КУоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа за непредставление (или с нарушением срока представления) органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или представление недостоверных данных не в полном объеме или не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией.

Штраф взимается с должностных лиц и граждан - субъектов предпринимательской деятельности в размере от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан. За те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, налагается штраф в размере от 15 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан. На это также указывает Госкомстат в письме от 01.11.2001 г. № 16-1-67.

Кроме этого, ст. 1666 КУоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков представления финансовой отчетности при ликвидации юридического лица, применяемая к лицам, ответственным за ликвидацию предприятия, в размере от 30 до 60 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Что касается административной ответственности за непредставление финансовой отчетности государственному регистратору, то, как справедливо отмечает в письме от 16.03.2007 г. № 1897 Госкомпредпринимательства, ни Закон № 996, ни Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" ответственности не предусматривают. При этом Госкомпредпринимательства упоминает ст. 1642 КУоАП, которой предусмотрена административная ответственность в виде штрафной санкции за непредставление финансовой отчетности или представление ее, но с недостоверными данными.

Однако, на наш взгляд, применение этой статьи проблематично, поскольку штраф в данном случае налагается органам государственной контрольно-ревизионной службы (ст. 2341 КУоАП), а государственному регистратору действующим законодательством вообще не предоставлены полномочия по применению административной ответственности.

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)