НАЛОГОВИКИ РАСКРЫЛИ СЕКРЕТ: ЗА ЧТО ШТРАФУЮТ ЕДИНЩИКОВ

"Консультант частного предпринимателя"

№ 3, от 17 февраля 2010 г.

Виктор Кононенко

эксперт газеты "Консультант частного предпринимателя"

 

Внимание! Все нижесказанное относится, к частным предпринимателям – плательщикам единого налога, осуществляющим продажу товаров (услуг) за наличные, а также с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. Если же единщик продает все по безналу (через свой банковский счет), то этот материал его не касается.

Совсем недавно мы опубликовали практическое пособие "Наличные расчеты в Книге ф. № 10 у предпринимателя", в котором приведен порядок ведения учета товаров ФЛП-единщиком при продаже за наличку.

В упомянутой публикации читатели предупреждались о том, что налоговые органы в последнее время очень тщательно относятся к данной проблеме. Ведь согласитесь, оштрафовать единщика практически не за что, однако есть в законодательстве пробелы, умело используя которые, можно вполне легально наказать ФЛП-единщика, причем очень серьезно*. Нарушения, как уже было сказано, касаются наличных расчетов. И вот не так давно появилось на свет письмо ГНАУ от 25.12.2009 г. № 28923/7/23-7017/1485 (далее Письмо № 28923), полностью подтверждающее наши прогнозы.

*О том как, за что могут оштрафовать единщика, который продает за наличку, и как этого избежать, читайте в практическом пособии "Наличные расчеты в Книге ф. № 10 у предпринимателя" (№ 22 газеты "Консультант частного предпринимателя" за 2009 год).

В Письме № 28923 нет прямых выводов, и на первый взгляд все выглядит заурядно и обыденно. Но на самом деле подведены правовые основания для применения штрафов за неправильное ведение Книги учета доходов и расходов по ф. № 10 (далее Книга ф. № 10).

Итак, давайте рассмотрим все три пункта Письма № 28923 по порядку.

 

ПУНКТ 1 Письма № 28923

В Письме № 28923 сказано: "учет товарных запасов физическим лицом субъектом предпринимательской деятельности ведется в порядке, определенном действующим законодательством". А потом делается вывод: "нужно руководствоваться требованиями Закона № 265/95-ВР".

Давайте приоткроем завесу, что же кроется за этими простыми и с виду безопасными фразами.

В п. 12 ст. 3 Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР (далее — Закон о РРО) указана обязанность предпринимателей, осуществляющих расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, "вести в порядке, установленном законодательством, учет товарных запасов на складах и/или по месту их реализации, осуществлять продажу лишь тех товаров, которые отображены в учете, за исключением продажи товаров лицами, которые согласно законодательству облагаются налогами по правилам, не предусматривающим ведения учета объемов реализованных товаров (предоставленных услуг)".

Дублируется требование о ведении учета товарных запасов "в порядке, определенном действующим законодательством" еще и в ст. 6 Закона в РРО.

В свою очередь, в Законе о РРО предусмотрены довольно серьезные штрафы за несоблюдение требований ведения учета:

ст. 20"К субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим реализацию товаров, которые не учтены в установленном порядке, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных товаров по ценам реализации, но не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан";

ст. 21"К субъектам предпринимательской деятельности, которые не ведут или ведут с нарушением установленного порядка учет товаров по месту реализации и хранения, применяется финансовая санкция в размере двойной стоимости неучтенных, товаров по ценам реализации, но не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан".

Вот именно этот штраф и является заветной целью налоговиков*.

* Кстати, редакция в № 22 газеты "Консультант частного предпринимателя" за 2009 год уже предупреждала обо всех подводных камнях, которые ждут ФЛП-единщиков. Мы также рассказывали о том, как этого безболезненно избежать.

Итак, если предприниматель использует РРО, то с учетом все понятно. А вот как быть тем, кто имеет льготы*. Согласно п. 6 ст. 9 Закона о РРО для неприменения РРО необходимо вести книги учета доходов и расходов в порядке, определенном КМУ.

* Льготы по неприменению РРО единщиками не распространяются при продаже подакцизных товаров (кроме пива на разлив).

В результате, во исполнение ст. 9 Закона о РРО специально разработан Порядок ведения книги учета доходов и расходов, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1269 (далее Порядок № 1269).

Если частный предприниматель нарушит Порядок № 1269, то применение РРО-льгот ставится под сомнение. А это в свою очередь влечет и применение штрафов (в частности по ст. 20 и ст. 21 Закона о РРО). Таким образом, единщик должен четко соблюдать все нормы Порядка № 1269 по ведению Книги ф. № 10, иначе проблем не избежать.

Теперь перейдем непосредственно к требованиям Порядка № 1269 относительно ведения Книги ф. № 10. В Порядке № 1269 сказано лишь следующее: "Субъектом предпринимательской деятельности в книгу заносятся такие сведения:

порядковый номер записи;

дата осуществления операции, связанной с понесенными затратами и/или полученным доходом;

сумма затрат по факту их осуществления, в том числе заработная плата наемного работника;

сумма стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг);

сумма выручки от продажи товаров (предоставления услуг) с итогом за день".

Если не отобразить в учете вышеперечисленные показатели, то налоговики могут трактовать это как неправильное ведение Книги ф. № 10. Соответственно в таком случае не выполняются нормы п. 6 ст. 9 Закона о РРО, а это влечет применение санкций. Особенно трудновыполнимым является требование о внесении в Книгу ф. № 10 "суммы стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг)"*.

* Порядок № 1269 обязывает ФЛП-единщиков отображать в Книге ф. № 10 стоимость товара, подлежащего продаже.

Итог: если предприниматель не хочет напороться на штрафы, ему необходимо вести учет в соответствии с Порядком № 1269.

 

ПУНКТ 2 Письма № 28923

На первый взгляд существует противоречие между Порядком № 1269 и Порядком выдачи свидетельства об уплате единого налога, утвержденным приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599 (далее — Порядок № 599). Напомним, что в Порядке № 599 сказано: "Для определения результатов собственной предпринимательской деятельности на основании хронологического отображения осуществленных хозяйственных и финансовых операций плательщик единого налога ведет Книгу учета доходов и расходов согласно приложению № 10 к Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 № 12 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 09.06.93 под № 64. При этом обязательному заполнению подлежат лишь графы "период учета", "расходы на производство продукции", "сумма выручки (дохода)", "чистый доход".

Итак, из этих четырех только графа "расходы на производство продукции" предназначена для отображения расходов, да и то по проданным товарам. А других граф, куда нужно заносить сумму товара для продажи, просто нет даже в самой Книге ф. № 10 (а этого требует Порядок № 1269).

Налоговики указали на это противоречие и отметили: "Вместе с тем Указ № 727/98 выдан 03.07.98 г., п. 6 ст. 9 Закона № 265/ 95-ВР изложен в приведенной редакции согласно Закону от 04.10.2001 г. № 2746-III. То есть, учитывая действие нормативно-правовых актов во времени, нужно руководствоваться нормами Закона № 265/95-ВР".

Иными словами, ГНАУ считает, что нужно соблюдать, прежде всего, Порядок № 1269.

В отсутствии логики налоговиков упрекнуть сложно, и редакция разделяет их позицию. Более того, мы еще до выхода в свет Письма № 28923 предупреждали наших читателей об этих подвохах и возможных проблемах.

В Порядке № 599 речь идет о ведении доходов и расходов с точки зрения упрощенной системы налогообложения. А соблюдение норм Порядка № 1269 более узко предназначено для единщиков, торгующих за наличный расчет именно с позиции Закона о РРО для получения льгот по неприменению РРО. То есть ФЛП-единщик должен соблюдать как нормы Указа Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98 и разработанного под него Порядка № 599, так и нормы Закона о РРО и Порядка № 1269, изданного во исполнение Закона о РРО.

Согласно примечанию к приложению № 10 (это и есть Книга ф. № 10) к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12 (далее Инструкция № 12), форма Книги ф. № 10 может меняться по инициативе предпринимателя: "При необходимости, с учетом специфики отдельных видов деятельности, в книгу учета доходов и расходов, по согласованию с налоговой инспекцией, могут быть внесены изменения и дополнения".

В итоге, на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация — в Законе о РРО есть норма, которая обязывает ФЛП-единщиков вести учет поступивших для продажи товаров в Книге ф. № 10, однако сама форма книги этого сделать не позволяет. Предлагаем два пути решения возникшей ситуации.

Первый — самый простой. Для выполнения норм Порядка № 1269 и отображения "суммы стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг)" в Книге ф. № 10 сделать запись в графу 2 "количество изготовленной продукции, предоставленных услуг (в единицах измерения)" (только вместо единицы измерения писать сумму). Так как в Порядке № 1269 есть требование учитывать "суммы стоимости товаров, полученных для их продажи (предоставления услуг)", единщик, указав в графе 2 Книги ф. № 10 стоимость таких товаров, это требование выполнит. По нашему мнению, наказать его финансовым штрафом за неправильное ведение или ведение не по установленным правилам будет довольно сложно, так как в Порядке № 1269 вообще нет никаких правил ведения Книги ф. № 10. Хотя нельзя исключить, что налоговики могут "прицепиться" и к этому. Однако повторимся: при использовании данного подхода формально нормы Порядка № 1269 будут соблюдены и основное требование, за которое и штрафуют налоговики, будет выполнено.

Как видите, этот путь наиболее удобен, поскольку ничего дополнительно делать не нужно, просто следует использовать стандартную Книгу ф. № 10 и заполнять в ней еще одну графу.

Второй — изменить Книгу ф. № 10 так, чтобы можно было отображать поступивший в место торговли товар. По мнению редакции, этот вариант нежизнеспособен, поскольку ФЛП придется затратить много сил: самостоятельно распечатать или расчертить нужную форму Книги ф. № 10, пообивать пороги своей ГНИ для постановки Книги ф. № 10 на учет. Среди положительных моментов такого варианта — Порядок № 1269 будет соблюден идеально.

 

ПУНКТ 3 Письма № 28923

Третий пункт Письма № 28923 выглядит весьма неоднозначно. Вначале ГНАУ говорит о запрете, продажи товаров, которые поступили без документов, предусмотренных законодательством. Документы, являющиеся основанием для оприходования товара — это, как правило, накладные и товарно-транспортные накладные. Отсутствие "первички" — нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета. Потом налоговики приводят определение учета и указывают на обязанность вести учет товарных запасов. И в завершение ГНАУ напоминает о финансовых санкциях согласно ст. 20 и ст. 21 Закона о РРО за неведение или ведение с нарушением установленного порядка учета товаров по месту реализации и хранения.

Согласитесь, выглядят эти объяснения несколько сумбурно и непонятно. Что же именно хотела сказать ГНАУ? Вначале говорили о документах, потом перешли на учет, а закончили штрафами.

Остается лишь догадываться, что же имело в виду налоговое ведомство. Приведем два наиболее возможных варианта.

1 вариант. За отсутствие первичных документов, подтверждающих цену, количество и источник возникновения товара у ФЛП, налоговики будут штрафовать по ст. 20 и ст. 21 Закона о РРО.

Это особо неприятно для единщиков, которые ввиду упрощенного налогообложения не очень трепетно относятся к своим расходам (и как следствие — к расходным документам). Естественно, при таком повороте событий позиция ГНАУ не соответствует законодательству. Незаконность подтверждает и Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в письме от 24.11.2009 г. № 14446 (его текст и комментарий читайте в № 3 газеты "Консультант частного предпринимателя" за 2010 год на стр. 6 - 7).

2 вариант. ГНАУ просто говорит о необходимости оформления первички, но за ее отсутствие штрафовать не будет. А санкции согласно ст. 20 и ст. 21 Закона о РРО будут применяться только за неведение или неправильное ведение учета (за нарушение, в частности, Порядка № 1269). Такая позиция налоговиков не вызывает нареканий (после статьи приведен текст Письма № 28923).