АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"Экспресс анализ законодательных и нормативных актов"

№ 8, от 28 февраля 2010 г.

Людмила Волинец

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

ХК Украины — Хозяйственный кодекс Украины

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях

Закон о ГКРС — Закон Украины от 26.01.1993 г. № 2939-ХІІ "О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине"

Закон об основах социальной защищенности инвалидов — Закон Украины от 21.03.1991 г. № 875-ХІІ "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине"

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637

Постановление по делу № 51-23-1-114-00376219 — Постановление Верховного Суда Украины от 08.04.2002 г. "О правомерности применения штрафных санкций по Указу Президента от 12.06.95 г. № 436/95 "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" "

Письмо № 13-123/4285-12303 — Письмо Национального банка Украины от 17.11.2006 г. № 13-123/4285-12303 "О предоставлении разъяснения к применению норм законодательства"

 

В ХК Украины предусмотрены штрафные, оперативно-хозяйственные и административно-хозяйственные санкции, применяемые в случае нарушения законодательства в сфере хозяйствования.

То есть в Украине на законодательном уровне внедрена ответственность в виде экономических санкций, включающих в себя не только ответственность в виде финансовых, штрафных санкций, но и ответственность в форме других мер.

Когда речь идет о субъекте хозяйственной деятельности — юридическом лице, то вполне понятно, что оно само по себе не может совершать какие бы то ни было правонарушения. За него или от его имени нарушения совершают должностные лица такого юридического лица (осознанно или неосознанно).

А если так, то возникает закономерный вопрос об ответственности таких должностных лиц перед законом и о разграничении меры ответственности, применяемой к юридическому лицу и должностным лицам.

Возможно, что именно поэтому законодатели в ХК Украины ввели новый вид санкций для юридических лиц — административно-хозяйственные, сочетающие в себе нарушения в сфере хозяйственной деятельности, которые совершают администрации таких субъектов — должностные лица.

Однако прочно вошедший в последнее время в жизнь предприятий термин "административно-хозяйственные санкции" и поныне вызывает массу вопросов. Связано это с тем, что привычные всем термины "административная ответственность" и "административные штрафы" всегда ассоциировались только с физическими лицами (к тому же, не являющимися предпринимателями), а финансовые и штрафные санкции — с субъектами хозяйствования (предпринимательскими структурами).

Поэтому появление в ХК Украины перечня административно-хозяйственных санкций вызвало массу споров и дискуссий.

 

ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ САНКЦИЙ

Статья 239 ХК Украины устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления согласно своим полномочиям и в порядке, установленном законом, могут применять к субъектам хозяйствования

следующие административно-хозяйственные санкции:

— безвозмездное изъятие прибыли (дохода);

административно-хозяйственный штраф;

— взыскание сборов (обязательных платежей);

— принятие антидемпинговых мер;

— прекращение экспортно-импортных операций;

— применение индивидуального режима лицензирования;

— приостановление действия лицензии (патента) на осуществление субъектами хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

— аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования отдельных видов хозяйственной деятельности;

— ограничение или приостановление деятельности субъекта хозяйствования;

— отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования и др.

Административно-хозяйственные санкции применяются за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности. Признаются административно-хозяйственными санкциями не только меры имущественного характера (штраф, изъятие прибыли, взыскание сборов), но и меры организационно-правового характера (аннулирование лицензии, ограничение деятельности субъекта и др.), направленные на предотвращение и прекращение правонарушений в сфере хозяйствования, а при необходимости и применение определенных взысканий в виде негативных последствий для правонарушителя.

Общеизвестно, что ХК Украины определяет основные принципы ведения хозяйства в Украине и регулирует хозяйственные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между хозяйствующими субъектами, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

При этом участниками отношений в сфере хозяйствования являются хозяйствующие субъекты, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляющие относительно их организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

То есть ХК Украины регулирует правовые основы хозяйственной деятельности, поэтому не совсем понятно, в каком контексте в данном законодательном акте употребляется термин "административно-хозяйственные санкции". Если бы речь шла о хозяйственно-правовой ответственности, то все было бы понятно. А вот объединение административной и хозяйственной ответственности в один вид, да еще и при наличии КУоАП, только внесло сумятицу в классификацию мер административно-правового принуждения.

Необходимо заметить, что в юридической литературе широко дискутируется вопрос об административной ответственности юридических лиц.

Одни авторы допускают административную ответственность юридических лиц, а другие утверждают о наличии такой ответственности у юридических лиц. Налицо не что иное, как подмена понятий о штрафах, санкциях, взысканиях и составе правонарушения, а также искусственное создание определений формы вины юридического лица.

Такие дискуссии зачастую приводят авторов к необоснованным, бездоказательным выводам о наличии административной ответственности юридических лиц, построенной на базе обычного перечисления названий законов и нормативных актов, в которых якобы законодателем предусмотрена административная ответственность юридических лиц.

Справедливости ради заметим, что административно-хозяйственные санкции действительно предусмотрены в Законе об основах социальной защищенности инвалидов, которые должны уплачивать работодатели за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалидов и не занятое инвалидом. Пожалуй, в настоящее время это один из законодательных актов, в котором ответственность хозяйствующих субъектов предусмотрена непосредственно в виде административно-хозяйственных санкций, конечно же, не считая ХК Украины.

То есть законодатель не только предусмотрел административно-хозяйственные санкции, но и установил основания ответственности, а именно — нарушение порядка и правил в сфере предпринимательской деятельности и хозяйствования, предусмотренных законами Украины.

К тому же законодатель не установил никаких других условий ответственности по причинению вреда, размера убытков, формы вины. Размер финансовой (штрафной) санкции и вид административно-хозяйственной санкции определяются законодателем в соответствующих законах.

Следовательно, административно-хозяйственные санкции по своим материальным и процессуальным свойствам имеют общие черты с административной ответственностью. Они, как и административная ответственность, не имеют компенсационного характера, не восстанавливают начального имущественного состояния, взыскание их осуществляется не в пользу другой стороны или лица хозяйственно-правовых отношений, а зачисляются, как и административные штрафы (финансовые, штрафные санкции), полностью (или частично) в государственный бюджет или в целевые внебюджетные фонды.

Составление актов о нарушении требований нормативных актов в сфере предпринимательской и хозяйственной деятельности, рассмотрение дел о нарушении осуществляется контрольно-надзорными органами исполнительной власти (в отдельных случаях — судами) или органами местного самоуправления по правилам соответствующих нормативных актов, но на принципах и условиях, аналогичных применяемым при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Постановление (решение) по делу о нарушении в сфере экономики и наложение взыскания в виде административно-хозяйственных санкций по смыслу и порядку объявления подобно постановлению по делу об административных правонарушениях. Порядок обжалования и опротестования административно-хозяйственных санкций по делу о нарушении в сфере экономики, за некоторыми исключениями, почти такой же, как и порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

Возможно, что эти и прочие общие черты, а также признаки административной ответственности и административно-хозяйственных санкций и послужили основанием признания отдельными специалистами наличия административной ответственности юридических лиц по законодательству Украины.

Однако ни общие черты и признаки, ни рассмотрение дела о нарушении в сфере хозяйствования и привлечение к ответственности в административном порядке еще не означают, что административно-хозяйственные санкции относятся к административной ответственности юридических лиц.

Применение административно-хозяйственных санкций контрольно-надзорными органами исполнительной власти (в отдельных случаях — судами) или органами местного самоуправления — их особенность и отличие от других видов юридической ответственности.

И все же, несмотря на существенное сходство общих черт и признаков административной ответственности и административно-хозяйственных санкций, они имеют значительные отличия (таблица).

№ п/п

Показатель

Административное правонарушение

Административно-хозяйственные санкции

1.

Сроки применения взысканий

Два месяца (ст. 38 КУоАП)

Шесть месяцев со дня выявления правонарушения, но не позднее чем через год со дня нарушения (ст. 250 ХК Украины

2.

Оформление правонарушения

При совершении административного проступка обязательно составляется протокол об административном правонарушении

Нарушения в сфере предпринимательской и хозяйственной деятельности оформляются в большинстве случаев актами, постановлениями и т.п.

3.

Привлечение к ответствен-ности

Привлечение к административной ответственности может иметь определенные юридические последствия — применение повторности совершенного правонарушения и взыскания административного штрафа считается действительным в течение года*

Применение административно-хозяйственных санкций четко регулируется законами**

* Повторность совершенного правонарушения и взыскания административного штрафа в течение года является отягчающим обстоятельством ответственности в случае совершения нового правонарушения и квалифицирующим признаком при привлечении к административной ответственности физических лиц за правонарушение в сфере хозяйствования (статьи 1642, 1644 — 1649, 1652 КУоАП). Для административно-хозяйственных санкций подобных последствий юридического характера не предусмотрено.

** Применение административно-хозяйственных санкций, предусмотренных законами, не считается административным взысканием для должностных лиц, поэтому в случае совершения правонарушения повторно в течение года такие лица не могут подвергаться уголовному преследованию и т.д.

Таким образом, ответственность предприятий, организаций и учреждений в виде финансовых, штрафных санкций, предусмотренная (установленная) законами и другими нормативными актами, которую некоторые специалисты приравнивают к административной ответственности юридических лиц, не что иное, как административно-хозяйственные санкции — одна из составляющих реально существующей хозяйственно-правовой ответственности, если иное не определено законом.

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НАРУШЕНИЯ И КТО ЗА НИХ ОТВЕЧАЕТ

Анализ норм КУоАП свидетельствует о том, что субъектами административной ответственности являются только граждане и должностные лица, то есть физические лица, а не юридические, как это утверждают некоторые авторы. В частности, ст. 27 КУоАП предусмотрено, что штраф является денежным взысканием, налагаемым на граждан и должностных лиц за административные правонарушения в случаях и размере, установленных настоящим Кодексом и другими законами Украины.

Признание только физического лица субъектом административной ответственности закрепляется определенным рядом других законов и подтверждено Верховным Судом Украины в Постановлении по делу № 51-23-1-114-00376219.

Административное взыскание является мерой ответственности и применяется с целью воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов Украины, а также предотвращения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В прошлом номере нашего журнала мы рассматривали вопросы, связанные с финансовыми (штрафными) санкциями в сфере наличного обращения, которые применяются к субъектам хозяйственной деятельности. В продолжение этой темы необходимо отметить, что за нарушения в сфере наличного обращения к ответственности могут быть привлечены и должностные лица.

К примеру, п. 7.3 Положения № 637 на руководителей предприятий и предпринимателей возложена ответственность за соблюдение порядка ведения операций с наличностью. В случае нарушения этого порядка должностных лиц предприятия могут привлечь к административной ответственности, согласно ст. 1642 КУоАП, в виде штрафа в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн). При повторном нарушении в течение года после наложения административного взыскания за те же нарушения размер штрафа составит уже от 10 до 20 НМДГ (от 170 до 340 грн).

Аналогичные штрафы могут ожидать руководителей предприятий за несоблюдение:

• требований, установленных п. 4.1 Положения № 637, об обеспечении надлежащего обустройства кассы (с целью осуществления расчетов наличными) и надежного хранения в ней наличных средств;

• установленного лимита кассы и внесение недостоверных показателей в расчет установления лимита остатка наличности в кассе (п. 5.14 Положения № 637). Кроме того, штрафы, предусмотренные ст. 1642 КУоАП, по мнению НБУ, могут применяться и в случае нарушения правил использования наличной иностранной валюты. Такой вывод следует из Письма № 13-123/4285-12303.

Однако на практике привлечение должностных лиц предприятий негосударственной формы собственности к административной ответственности за нарушения в сфере наличного обращения практически невозможно. Дело в том, что КУоАП не только предусматривает виды взысканий за те или иные нарушения, но и определяет подведомственность дел об административных правонарушениях.

Что касается ст. 1642 КУоАП, то штрафы, предусмотренные данной статьей, применяются органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине на основании ими же составленных протоколов об административных нарушениях (ст. 2341 КУоАП).

Прийти же с проверкой органы государственной контрольно-ревизионной службы в Украине могут только к ограниченному числу субъектов хозяйствования. Так, субъекты, входящие в сферу контроля государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, названы в ст. 2 Закона о ГКРС.

Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного финансового контроля за:

• использованием и сохранностью государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов;

• правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятием обязательств;

• эффективным использованием средств и имущества;

• состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, в государственных фондах, в бюджетных учреждениях и у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество;

• выполнением местных бюджетов;

• разработкой предложений по устранению обнаруженных недостатков и нарушений и предотвращению их в последующем.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что ответственность за нарушение требований Положения № 637 может быть возложена только на должностных лиц министерств и других органов исполнительной власти, государственных фондов, бюджетных учреждений и субъектов хозяйствования государственного сектора экономики.

Следовательно, дела об административных правонарушениях по ст. 1642 КУоАП рассматривают лишь органы государственной контрольно-ревизионной службы в Украине. От ее имени налагать административные взыскания имеют право: начальник Главного контрольно-ревизионного управления в Украине и его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений в Автономной республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители.

Таким образом, несмотря на то, что финансовые (штрафные) или административно-хозяйственные санкции, как их называют в настоящее время, в сфере наличного обращения налагают именно органы государственной налоговой службы, они не могут привлекать к административной ответственности должностных лиц предприятий за нарушения в сфере наличного обращения по ст. 16 42 КУоАП.

Об авторе статьи. Волинец Людмила Михайловна родилась в г. Кривой Рог. Окончила Харьковский государственный университет (ныне Харьковский национальный университет) по специальности "финансы и кредит", квалификация — экономист. Трудовую деятельность начинала в дорожном строительстве с должности бухгалтера в дорожно-строительном управлении, а впоследствии много лет работала главным бухгалтером дорожного треста. В целом стаж работы бухгалтером составляет 29 лет (из них четыре года в крупной издательско-консалтинговой фирме). С 2002 года работает в редакции Центра "Консульт". Вначале занималась выпуском журнала "Консультант бухгалтера", затем журнала "Современный бухгалтер", а в настоящее время ответственная за выпуск журнала "Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов". На счету автора более двухсот статей по бухгалтерскому учету, налогообложению, экономике и около двух десятков книг по бухучету и налогообложению.