ТРАГЕДИЯ ЕДИНЩИКА ПРИ ПРОДАЖЕ ГСМ:

НАЛОГОВЫЙ КРАХ И ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ ОШИБКИ

“Консультант частного предпринимателя”

№ 13, от 24 июля 2009 г.

 

СИТУАЦИЯ: Частный предприниматель плательщик единого налога имеет СТО. В своей деятельности он:

• использует горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ) при проведении ремонтов, техническом обслуживании автомобилей (например, замена масла в двигателе);

продает ГСМ (различные смазки и масла) далее под маслами мы будем подразумевать масла и смазки.

Относительно первого ранее мы писали, что если единщик продает услугу, а не непосредственно ГСМ, то проблем с налоговиками быть не должно. Ведь даже если для предоставления услуги и использовались ГСМ, то нельзя сказать, что предприниматель торгует ГСМ (например, предоставляет услугу по замене масла в двигателе, а не осуществляет продажу ГСМ). А вот второй случай более «запущенный» и требует детального анализа. Ему и будет посвящена наша публикация.

Для удобства рассмотрим интересующую нас тему в режиме «вопрос-ответ».

 

ВОПРОС 1: Является ли нарушением условий работы на едином налоге продажа масла? Относится ли таковое к горюче-смазочным материалам?

ОТВЕТ: Согласно ст. 7 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (далее Указ № 727) его действие не распространяется на физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговлю ликероводочными и табачными изделиями, ГСМ.

Итак, ФЛП не может применять упрощенную систему налогообложения (единый налог), если он торгует ГСМ. Ему нужно работать на общей системе налогообложения в соответствии с разделом IV Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Перечень названий горюче-смазочных материалов и их коды установлены Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97 (утвержден приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822). Необходимо отметить, что законодательно установленного термина «горюче-смазочные материалы» нет. Однако есть определение термина «масла и смазки» (приказ Министерства статистики Украины от 17.08.95 г. № 213 «О разработке топливно-энергетического баланса Украины за 1995 год», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 14.11.95 г. под № 411/947). В частности, масла и смазки — вязкие углеродные вещества, имеющие большое содержание парафина и дистиллирующиеся при температуре от 380°С до 500°С при вакуумной перегонке нефтяных остатков после атмосферной перегонки нефти. Сюда включаются все сорта масел, в том числе консистентные смазки, смазки неминерального происхождения, регенерированные масла, восстановленные на нефтеперерабатывающих предприятиях. Кроме того, в соответствии с Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 05.04.2001 г. № 2371-III (далее — Таможенный тариф) масла, в частности, относятся к группе 27 «Топливо минеральное; нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные»; а некоторые относятся также и к группе 38 «Прочие химические продукты» — код 38.11.00, код 38.17.00, код 38.19.00, код 38.20.

Исходя из этого и принимая во внимание факт, что исключений при классификации масел в законодательстве нет, все они являются ГСМ. Для подтверждения обратного необходимо иметь доказательства того, что продаваемые товары не являются маслом. Например, для импортных товаров это могут быть ГТД и другие таможенные документы (они есть у поставщиков – непосредственных импортеров), где указан код торгуемых Вами ГСМ, который не должен относится к маслам. Для отечественных масел необходимо искать подтверждение у нашего производителя.

 

ВОПРОС 2: Какие финансовые санкции могут применить в отношении предпринимателя налоговые органы, если указанное масло все же относится к ГСМ? Как эти финансовые санкции можно минимизировать законным способом?

ОТВЕТ: В Указе № 727 нет расшифровки того, что подразумевается под фразой «действие этого Указа не распространяется». А позиция налоговых органов по данному вопросу неизвестна. Однако, по нашему мнению, с того момента, как частный предприниматель продаст «запрещенный» товар (в Вашем случае это масло), он автоматически переходит с упрощенной на обычную систему налогообложения. То есть вместо уплаты фиксированной ставки единого налога предприниматель должен будет уплачивать дополнительно налоги как «за себя», так и за наемных работников* (налог с доходов, пенсионный взнос и т. д.). Причем, если предприниматель хоть один раз продаст «запрещенный» товар и забудет об этом, то в случае обнаружения данной оплошности проверяющие будут считать налоги как для предпринимателя, находящегося на обычной системе налогообложения, именно с того самого момента.

*Если у Вас есть наемные работники.

Рассмотрим ситуацию, когда на проверку к частному предпринимателю, у которого нет работников, пришли работники налоговой службы (ситуацию, когда проверяют специалисты из соцфондов, мы не рассматриваем).

 

Пример. 25.01.2009 г. плательщик единого налога и неплательщик НДС приобрел и продал ГСМ на сумму 100,00 грн.

По результатам проверки налоговики установили, что с 25.01.2009 г. по 31.03.2009 г. (проверяемый период по 31.03.2009 г.) объем выручки составил 100 000,00 грн. (вся выручка была в наличной форме).

Сумма понесенных расходов (они понесены; подтверждены документально; относятся к фактически полученным доходам; включаются в валовые расходы), отображенная в Книге учета доходов и расходов, составила 50 000,00 грн. Итак, за указанный период с 25.01.2009 г. по 31.03.2009 г. чистый доход предпринимателя составил: 100 000,00 грн. - 50 000,00 грн. = 50 000,00 грн. (в т. ч. с 25.01.2009 г. по 31.01.2009 г. — 3 000,00 грн., с 01.02.2009 г. по 28.02.2009 г. — 27 000,00 грн., с 01.03.2009 г. по 31.03.2009 г. — 20 000,00 грн.).

 

1. Рассчитаем сумму налога с доходов.

Базой обложения налогом с доходов является чистый доход, равный разнице между доходами и расходами.

Сумма чистого дохода согласно условиям примера составила:

• с 25.01.2009 г. по 31.01.2009 г.: 3 000,00 грн. х 15 % = 450,00 грн.;

• с 01.02.2009 г. по 28.02.2009 г.: 27 000,00 грн. х 15 % = 4 050,00 грн.;

• с 01.03.2009 г. по 31.03.2009 г.: 20 000,00 х 15 % = 3 000,00 грн.

Итого общая сумма налога, которую должен был заплатить частный предприниматель, — 7500,00 грн.

Штрафные санкции согласно пп. 17.1.3 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее — Закон № 2181) не применяются, так как налог с доходов рассчитывает налоговая инспекция, а не частный предприниматель (кстати, с этим фактом согласны и налоговые органы см. налоговое разъяснение, утвержденное приказом ГНАУ от 05.07.2002 г. № 310).

Примечание: в приведенном примере налоговики могут воспользоваться неурегулированностью законодательства и посчитать налог с доходов не с 25.01.2009 г., а с 01.01.2009 г. Кроме того, могут возникнуть трудности с «зачетом» расходов. Как показывает практика, налоговики (по мнению редакции, эти требования незаконны) при переходе с единого налога на общую систему налогообложения зачастую не признают расходы, понесенные на упрощенной системе (хотя доходы по ним возникли на общей системе налогообложения). Дополнительно на руку налоговикам играет тот факт, что плательщики единого налога не придают особого значения надлежащему оформлению первичных документов, подтверждающих и дающих возможность отнести затраты на расходы. В нашем случае все еще усугубляется внезапно-принудительным переходом с упрощенной на общую систему налогообложения. Так что за отнесение затрат на расходы возможно придется «повоевать».

 

2. НДС (эта проблема возникает только для тех частных предпринимателей единщиков, которые не являлись плательщиками НДС).

С момента перехода на обычную систему налогообложения (с момента первой продажи ГСМ) Вы должны отслеживать «300 000 грн.» ограничение.

Так как согласно пп. 2.3.1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее — Закон о НДС) обязательной регистрации как плательщик НДС подлежит в случае «когда общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, подлежащая налогообложению согласно этому Закону, начисленная (оплаченная, предоставленная) такому лицу или в счет обязательств третьим лицам, на протяжении последних двенадцати календарных месяцев совокупно превышает 300 000 гривен (без учета налога на добавленную стоимость)».

То есть если Ваш оборот за последние 12 календарных месяцев превысил «300 000 грн.», придется заплатить НДС с момента обязательной регистрации плательщиком НДС. Причем даже если Вы покупали товар с учетом НДС, то права на налоговый кредит по НДС не будет (ведь на момент покупки товаров, работ, услуг Вы не были плательщиком НДС).

Таким образом, к сумме недоплаченного НДС применяется штраф согласно пп. 17.1.3 Закона № 2181 «в размере десяти процентов от суммы недоплаты (занижения суммы налогового обязательства) за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более пятидесяти процентов такой суммы и не менее десяти не облагаемых минимумов доходов граждан совокупно за весь срок недоплаты, независимо от количества прошедших налоговых периодов».

Кроме того, следует знать, что частному предпринимателю за каждую не поданную или несвоевременно поданную декларацию по НДС придется заплатить штраф в размере 170 грн. согласно пп. 17.1.1 Закона № 2181.

 

3. Патент. В Вашем случае частный предприниматель при переходе на общую систему налогообложения должен приобрести патент, независимо от формы расчетов. Так как «техническое обслуживание и ремонт автомобилей по индивидуальному заказу» (коды 01.070.01 - 01.070.03, 01.070.06 - 01.070.25, 01.071.01, 01.071.02) включаются в Перечень услуг, относящихся к бытовым и подлежащих патентованию, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 27.04.98 г. № 576. То есть патент у Вас должен быть независимо от формы расчетов.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР осуществление торговой деятельности без приобретения торговых патентов влечет за собой штрафные санкции в двукратном размере от их стоимости за весь срок нарушения.

Допустим, стоимость патента за 1 месяц составляет 100,00 грн.

Исходя из ситуации, частный предприниматель должен приобрести патент с 25.01.2009 г. по 31.03.2009 г.

Итак, стоимость патента составит:

• за январь — 22,61 грн.

Для этого узнаем вначале стоимость патента за 1 день: (100,00 грн. : 31 дн.) = 3,23 грн.

А затем рассчитаем стоимость за 7 дней (с 25.01.2009 г. по 31.01.2009 г.): 7 дней х 3,23 грн. = 22,61 грн.

Указанные подсчеты произведены согласно п. 13 Положения об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.98 г. № 1077;

• за февраль — 100,00 грн.;

• за март — 100,00 грн.

Итого общая стоимость недоплаченных патентов: 22,61 грн. + 100,00 грн. + 100,00 грн. = 222,61 грн.

А сумма штрафных санкций: 222,61 грн. х 2 = 445,22 грн.

 

4. Предприниматель нарушил законодательство о регистраторах расчетных операций (если оплата за проданное масло была проведена безналом, то РРО применять не нужно, следовательно, в таких случаях штраф не применяется).

Когда предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения (уплата единого налога), он был освобожден от применения РРО (за исключением продажи подакцизных товаров, кроме пива на разлив) (ст. 6 Указа № 727). С того момента, как он продал масло, на него автоматически перестали распространяться льготные нормы, предусмотренные для плательщиков единого налога.

Исходя из этого, согласно ст. 17 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР налоговики вправе наложить штраф в пятикратном размере стоимости проданных за наличку товаров, которая не была проведена через РРО: 100 000,00 грн. х 5 = 500 000,00 грн.

Безусловно, проверяющие могут и не применить некоторые из описанных выше штрафов (а могут применить другие штрафы) в силу сложившихся обстоятельств в отношении частных предпринимателей – единщиков, продававших ГСМ.

Отметим: в ответе на вопрос мы рассмотрели только наиболее распространенную финансовую ответственность у частного предпринимателя, у которого нет работников (ситуацию, когда проверяют специалисты из соцфондов, мы не приводим; кроме того, не рассматриваем административную ответственность).

 

ВОПРОС 3: Каковы должны быть действия предпринимателя-нарушителя, чтобы избежать штрафов или свести их к  минимуму?

ОТВЕТ: Приведем несколько возможных способов минимизации последствий, выявленных по результатам проверки.

1 способ (законный).

Повторимся. Возможным выходом из сложившейся ситуации является факт доказательства, что продаваемые масла не относятся к ГСМ. Для этого необходимо подтверждение «немасловым» кодом. В противном случае минимизировать штрафные санкции, не говоря об избежании их вообще, этим способом будет невозможно.

Таким образом, если сможете предоставить налоговым органам подтверждение, что продаваемые Вами ГСМ не относятся к маслам, то есть шанс доказать, что Вы не торговали ГСМ.

Слабыми сторонами 1 способа является то, что, во-первых, это свершившийся факт. То есть коды по полученному товару изменить уже нельзя. Во-вторых, поставщик, вполне возможно, не захочет раскрывать, по какой цене он закупал ГСМ, ведь тогда Вы узнаете святая-святых — фактическую наценку.

2 способ (незаконный).

Для применения этого способа нужно соблюсти некоторые тонкости. Необходимо изъять из документов покупателя информацию о продаже именно масла и заменить их на документы, где будет показано выполнение работ по замене масла и техническому обслуживанию автомобилей. То есть во всех заменяющихся документах (и в Ваших, и в тех, которые находятся у покупателей) следует указать, что предоставляются исключительно услуги по замене масла. Естественно, если у Вас есть торговая витрина, прайсы, то в них информации ни о масле, ни его о цене не должно быть указано ни в коем случае.

Слабой стороной является то, что, во-первых, нужно договориться со всеми покупателями – субъектами предпринимательской деятельности (если Вы продавали товар обычному физлицу, не являющемуся субъектом предпринимательской деятельности, то достаточно заменить документы с продажи масел документами на предоставление услуг по его замене только у Вас, ведь налоговики не смогут ничего проверить у этих конечных потребителей). Во-вторых, этот способ не сработает, если налоговики при проведении проверки уже сделали себе копии документов, подтверждающих продажу ГСМ. В-третьих, в случае если налоговики обнаружат и докажут факт замены документов, Вас могут привлечь к уголовной ответственности.

3 способ (самый приемлемый).

Самый простой вариант — это требование от налоговиков доказательств того, что Вы продали именно ГСМ. Если они начнут настаивать, то потребуйте доказательств. Например, налоговики обязаны назвать код продаваемого товара (и что он соответствует маслам). Еще можно потребовать, чтобы налоговики указали, на основании чего Вас переводят с упрощенной системы налогообложения на общую.

Понятно, что в ст. 7 Указа № 727 сказано, что его действие не распространяется на физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности – плательщиков единого налога, осуществляющих торговлю ГСМ.

В свою очередь ни в Указе № 727, ни в других нормативных документах нет разъяснений относительно применения данных норм. Да, налоговики правы, но для отстаивания своих позиций необходимо цепляться за всевозможные варианты (а вдруг удастся, хотя шансов немного).

Поэтому обязательно оспаривайте решение налоговиков (если они насильно переведут Вас на обычную систему налогообложения). Это можно сделать или в судебном, или в административном порядке в налоговом органе (как это правильно сделать — см. ниже извлечение из Закона № 2181).

Извлечение из Закона № 2181 публикуется на языке оригинала

 

«5.2. Апеляційне узгодження податкового зобов'язання

<...>

5.2.2. У разі коли платник податків вважає, що контролюючий орган невірно визначив суму податкового зобов'язання або прийняв будь-яке інше рішення, що суперечить законодавству з питань оподаткування або виходить за межі його компетенції, встановленої законом, такий платник податків має право звернутися до контролюючого органу із скаргою про перегляд цього рішення, яка подається у письмовій формі та може супроводжуватися документами, розрахунками та доказами, які платник податків вважає за потрібне надати. Скарга повинна бути подана контролюючому органу протягом десяти календарних днів, наступних за днем отримання платником податків податкового повідомлення або іншого рішення контролюючого органу, що оскаржується. Контролюючий орган зобов'язаний прийняти вмотивоване рішення та надіслати його протягом двадцяти календарних днів від дня отримання скарги платника податків на його адресу поштою з повідомленням про вручення або надати йому під розписку. У разі коли контролюючий орган надсилає платнику податків рішення про повне або часткове незадоволення його скарги, такий платник податків має право звернутися протягом десяти календарних днів, наступних за днем отримання відповіді, з повторною скаргою до контролюючого органу вищого рівня, а при повторному повному або частковому незадоволенні скарги — до контролюючого органу вищого рівня із дотриманням зазначеного десятиденного строку для кожного випадку оскарження та зазначеного двадцятиденного строку для відповіді на нього.

З урахуванням положень пункту 16.2 статті 16 цього Закону керівник відповідного контролюючого органу (або його заступник) може прийняти рішення про продовження строків розгляду скарги платника податків понад строки, визначені в абзаці першому цього підпункту, але не більше шістдесяти календарних днів, та письмово повідомити про це платника податків до закінчення двадцятиденного строку, зазначеного в абзаці першому цього підпункту.

Якщо вмотивоване рішення за скаргою платника податків не надсилається платнику податків протягом двадцятиденного строку або протягом строку, продовженого за рішенням керівника контролюючого органу (або його заступника), така скарга вважається повністю задоволеною на користь платника податків з дня, наступного за останнім днем зазначених строків. Скарга вважається також повністю задоволеною на користь платника податків, якщо рішення керівника контролюючого органу (або його заступника) про продовження строків її розгляду не було надіслано платнику податків до закінчення двадцятиденного строку, зазначеного в абзаці першому цього підпункту.

Остаточне рішення вищого (центрального) органу контролюючого органу за заявою платника податків не підлягає подальшому адміністративному оскарженню, але може бути оскаржене у судовому порядку. <...>

У разі коли останній день строків, зазначених у абзаці першому цього підпункту або встановлених за рішенням керівника контролюючого органу (або його заступника) у випадках, визначених у абзаці другому цього підпункту, припадає на вихідний або святковий день, останнім днем таких строків вважається перший наступний робочий день. <...>

5.2.3. Заява, подана із дотриманням строків, визначених підпунктом 5.2.2 цього пункту, зупиняє виконання платником податків податкових зобов'язань, визначених у податковому повідомленні, на строк від дня подання такої заяви до контролюючого органу до дня закінчення процедури адміністративного оскарження. Протягом зазначеного строку податкові вимоги з податку, що оскаржується, не надсилаються, а сума податкового зобов'язання, що оскаржується, вважається неузгодженою.

5.2.4. Процедура адміністративного оскарження закінчується:

• останнім днем строку, передбаченого підпунктом 5.2.2 цього пункту для подання заяви про перегляд рішення контролюючого органу, у разі коли така заява не була подана у зазначений строк;

• днем отримання платником податків рішення контролюючого органу про повне задоволення скарги, викладеної у заяві;

• днем отримання платником податків рішення контролюючого органу, що не підлягає подальшому адміністративному оскарженню.

День закінчення процедури адміністративного оскарження вважається днем узгодження податкового зобов'язання платника податків. При зверненні платника податків до суду з позовом щодо визнання недійсним рішення контролюючого органу податкове зобов'язання вважається неузгодженим до розгляду судом справи по суті та прийняття відповідного рішення.»

 

Приведем разъяснение Госпредпринимательства по данному вопросу.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПИСЬМО от 14.12.2004 г. № 8727

<...>

На сегодняшний день термин «горюче-смазочные материалы» на государственном уровне не стандартизован.

В соответствии с письмом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 15.11.2000 г. № 4591/5-3/7 определение терминов «топливо» и «смазка» приводится в пункте 4.27 ГСТУ 3437-96 «Нефтепродукты. Термины и определения», а именно:

• «Топливо» — общее понятие, которым обозначают материалы, используемые в качестве источника энергии. Топливо (горючее) используют для двигателей внутреннего сгорания.

• «Смазка» — пластичный материал, представляющий собой структурированное загустителем масло, применяемое для уменьшения трения, консервации изделий и герметизации уплотнений.

Определение термина «масла и смазки» приведено в приказе Министерства статистики Украины от 17.08.95 № 213 «О разработке топливно-энергетического баланса Украины за 1995 год», зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 14.11.95 под № 411/947. В частности, масла и смазки — вязкие углеродные вещества, имеющие большое содержание парафина и дистиллирующиеся при температуре от 380°С до 500°С при вакуумной перегонке нефтяных остатков после атмосферной перегонки нефти. Сюда включаются все сорта масел, в том числе консистентные смазки, смазки неминерального происхождения, регенерированные масла, восстановленные на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Кроме того, в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров топливо, масла и смазки относятся к группе 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные». При этом некоторые вещества относятся также и к группе 38 «Прочие химические продукты» — код 38.11.00, код 38.17.00, код 38.19.00, код 38.20.

С учетом изложенного Госкомпредпринимательства Украины считает, что в Указе Президента Украины от 03.07.98 № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (с изменениями и дополнениями) под термином «горюче-смазочные материалы» следует понимать все виды топлива, смазок, масел и другие вещества, которые произведены или в состав которых входят продукты нефтепереработки.

Первый заместитель Председателя                                                                                 Г. Билоус