«Единщики» тоже берут в долг... и дают взаймы

Бухгалтер&Закон 15.03.2010 – 21.03.2010, № 11 (42)

 

   

Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, точно так же как и предприятия, уплачивающие налог на прибыль, имеют право брать и давать взаймы. Рассмотрим отдельные учетные и налоговые нюансы таких операций. 

Напомним, что по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и такого же качества (ст. 1046 ГКУ).

Заимодавец имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, если иное не установлено договором или законом. Размер и порядок получения процентов устанавливаются договором. Если договором не установлен размер процентов, он определяется на уровне учетной ставки НБУ.

Обращаем внимание на то, что Госфинуслуг считает предоставление денег под процент исключительно прерогативой финансовых учреждений (см. письмо от 26.07.2006 г. № 644/11-3). Однако эту точку зрения не разделяют Госкомпредпринимательства (письмо от 17.11.2006 г. № 8287) и ГНАУ (п. 3 письма от 28.07.2006 г. № 8249/6/15-0516).

Вместе с тем, по мнению «Б&З», действующее законодательство не содержит в себе запрета на предоставление обычными субъектами хозяйствования (в том числе и плательщиками единого налога) беспроцентных займов (финансовой помощи). Нет запрета и в отношении получения таких займов указанными субъектами. Да и государственные органы, как известно, против таких операций не возражают.

Поэтому далее будем рассматривать исключительно беспроцентные займы (финансовую помощь).

При этом разделим финансовую помощь (заем) на возвратную и безвозвратную.

Безвозвратная финансовая помощь – это сумма средств, переданная налогоплательщику согласно договорам дарения, другим подобным договорам, не предусматривающим соответствующей компенсации или возврата таких средств (за исключением бюджетных дотаций и субсидий), или без заключения таких соглашений (пп. 1.22.1 Закона о прибыли).

Возвратная финансовая помощь – это сумма средств, переданная налогоплательщику в пользование на определенный срок в соответствии с договорами, которые не предусматривают начисления процентов или предоставления других видов компенсаций в качестве платы за пользование такими средствами (пп. 1.22.2 Закона о прибыли).

 

«Единщики» берут в долг

По мнению ГНАУ, сумма возвратной финансовой помощи, полученная «единщиком» на банковский счет и/или в кассу, облагается единым налогом. Соответственно, эта сумма включаются в предельный объем выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности1.

____________
1 Напомним, что в соответствии со ст. 1 Указа № 727 эта величина составляет 1 млн. грн. (для юридических лиц) и 500 тыс. грн. (для физических лиц).

Такой вывод центральное налоговое ведомство сделало еще в 2000 году (см. письмо от 27.06.2000 г. № 8921/7/15-1317). Впоследствии налоговики придерживались такого же мнения (см., например, консультации из «Вестника налоговой службы Украины» за 2006 и 2009 гг.).

В подтверждение своей точки зрения налоговики приводят аргументы о том, что возвратная финансовая помощь:

• является доходом предприятия («единщика»);

• отражается в графе 5 «Внереализационные доходы...» Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства – юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (далее – Книга).

При этом обращаем внимание на то, что авторы упомянутых консультаций даже не удосужились сослаться на Указ № 727. А ведь именно этим документом должен определяться объект (база) обложения единым налогом. Требования других нормативно-правовых (подзаконных) актов при этом не могут приниматься во внимание.

«Б&З» не может согласиться с позицией ГНАУ по следующим причинам.

Во-первых, полученная возвратная финансовая помощь не является доходом предприятия. Ведь она ему не принадлежит и должна быть возвращена заимодавцу в полном объеме и в установленный срок.

Во-вторых, тот факт, что суммы возвратной финансовой помощи, по мнению ГНАУ, отражаются в Книге, не может означать, что они облагаются единым налогом. Учитывая юридический статус Порядка № 477 (и формы самой Книги), можно сделать вывод о том, что он определяет только учетные аспекты деятельности «единщиков», но не устанавливает порядок обложения единым налогом. Кстати, в п. 5 Порядка № 477 сказано, что в Книге отражается лишь безвозвратная финансовая помощь. О возвратной помощи не упоминается вообще.

В третьих, формой Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства – юридическим лицом предусмотрено только две строки для указания объекта налогообложения – 2 «Выручка от реализации продукции...» и 3 «Выручка от реализации основных фондов». Как видим, место (строка) для указания внереализационных доходов (финансовой помощи) просто отсутствует. Да и в Порядке № 98 о них не упоминается.

Кроме того, обращаем внимание еще на один, пожалуй, самый важный аргумент.

Общеизвестно, что в соответствии со ст. 3 Указа № 727 единым налогом облагается выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом хозяйствования на банковский счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

В случае продажи основных фондов выручкой от реализации считается разница между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент продажи (ст. 1 Указа № 727).

Как видим, объект (база) обложения единым налогом сформулирован предельно четко и в приведенных нормах отсутствует упоминание о внереализационных доходах (суммах возвратной финансовой помощи).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сумма возвратной финансовой помощи не должна облагаться единым налогом и включаться в предельный объем выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения.

Кстати, такой вывод подтверждает и Госкомпредпринимательства (см., например, письма от 28.10.2004 г. № 7489, от 12.12.2006 г. № 8939 и от 16.07.2008 г. № 6017).

Что же касается безвозвратной финансовой помощи, то, судя по всему, ГНАУ считает необходимым облагать ее единым налогом. Ведь такая помощь указана в п. 5 Порядка № 477, и, следовательно, она отражается в гр. 5 Книги.

По нашему мнению, сумма безвозвратной финансовой помощи не облагается единым налогом и не включается в предельный объем выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения. Ведь получение такой помощи не является выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Такой же точки зрения придерживается и Госкомпредпринимательства (см., например, письмо от 26.04.2005 г. № 3163).

 

«Единщики» дают взаймы

Предоставление «единщиком» финансовой (возвратной и безвозвратной) помощи другим юридическим и физическим лицам и ее возврат не влияет на базу обложения единым налогом и на предельный объем выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения.

Соответствующим аргументом в данном случае (кроме того, что возврат финансовой помощи не является выручкой от реализации продукции) может являться тот факт, что возвращаются средства, которые уже были обложены единым налогом. Повторному налогообложению они не подлежат.

Изложенный подход согласуется с мнением специалистов органов ГНС (см., например, консультацию из «Вестника налоговой службы Украины»).

 

Помощь в учете у «единщиков»

В бухгалтерском учете операции по получению (предоставлению) денежных средств по договору займа у «единщиков» отражаются в таком же порядке, как и у обычных предприятий (если «единщиком» применяется План счетов).

Так, в учете заемщика:

• долгосрочный заем (задолженность, возникшая в связи с получением денежных средств, не подлежащая погашению в течение операционного цикла предприятия или в течение 12 месяцев с даты баланса) отражается на субсчете 505 «Прочие долгосрочные займы в национальной валюте» (или на счете 55 «Прочие долгосрочные обязательства»);

• краткосрочный заем отражается на субсчете 685 «Расчеты с прочими кредиторами» (или на специально открытом субсчете к счету 60 «Краткосрочные займы»).

В учете заимодавца заем отражается или на субсчете 183 «Прочая дебиторская задолженность» (долгосрочный заем) или на субсчете 377 «Расчеты с прочими дебиторами».

Если же «единщик» применяет План счетов (упрощенный), то рассматриваемая операция отражается на таких счетах:

• у заемщика – 55 и 68;

• у заимодавца – 37.

 

Пример.

Предприятие А (заимодавец) предоставило предприятию Б (заемщик) беспроцентный заем (возвратную финансовую помощь) сроком на один месяц в сумме 10 тыс. грн. Оба предприятия являются плательщиками единого налога и применяют План счетов.

Таблица

№ п/п 

Содержание хозяйственной операции 

Бухгалтерский учет 

Дт 

Кт 

Сумма, грн. 

Учет у предприятия А (заимодавец) 

1  

Перечислена возвратная финансовая помощь 

377 

311 

10000,00 

2  

Получены денежные средства, предоставленные ранее в виде возвратной финансовой помощи 

311 

377 

10000,00 

Учет у предприятия Б (заемщик) 

3  

Получена возвратная финансовая помощь 

311 

685 

10000,00 

4  

Перечислена сумма долга 

685 

311 

10000,00 

В заключение отметим, что возврат возвратной финансовой помощи «единщиком» может быть произведен в любой форме, но денежными средствами. Например, полученные денежные средства могут быть возвращены заимодавцу из кассы наличностью или на текущий счет в банке.

В данном случае «Б&З» не рекомендует погашать задолженность продукцией предприятия или предоставлением услуг. Иначе предоставление помощи может трактоваться как оплата продукции (услуг), то есть как поступление выручки от реализации, подлежащей обложению единым налогом.

автор: Андрей Нефёдов, редактор

Правовой глоссарий:

1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. Указ № 727 – Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

3. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

4. Порядок № 477 – Порядок ведения Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства – юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденный приказом ГНАУ от 13.10.98 г. № 477.

5. Порядок № 98 – Порядок составления Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства – юридическим лицом, утвержденный приказом ГНАУ от 28.02.2003 г. № 98.

6. План счетов – План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

7. План счетов (упрощенный) – План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом Минфина от 19.04.2001 г. № 186.