Нюансы проведения поверки средств измерительной техники

Бухгалтер&Закон 12.10.2009 – 18.10.2009, № 20 (20)

 

   

Еще совсем недавно мы и предположить не могли, что придется экономить газ, воду, тепло. Это вызвано как экономией денег на оплату данных природных ресурсов, так стремлением к более эффективному их использованию. Средством, стоящим на страже как нашего кошелька, так и госказны, стали самые обыкновенные счетчики. Но оказывается, это удовольствие не столь уж безоблачно. Тарифы, используемые в расчетах коммунальных услуг, применимы только к тем счетчикам, которые соответствуют определенным техническим параметрам. Формой государственного надзора за измерительной техникой является поверка средств измерений, служащая для установления их метрологической исправности. 

Давайте ознакомимся с общими требованиями законодательства к средствам измерительной техники (далее – СИТ), а также с правами покупателей и обязанностями продавцов.

 

Средства измерений

Сначала рассмотрим права потребителя при приобретении, заказе или использовании продукции, реализуемой на территории Украины. Одно из них (пп. 4 п. 1 ст. 4 Закона № 1023) указывает нам, что потребитель имеет право получать доступную, достоверную и своевременную информацию о продукции, ее количестве, качестве и ассортименте.

Но не только информация важна для потребителя. По требованию покупателя продавец (исполнитель) обязан предоставить покупателю контрольно-измерительные приборы, документы о качестве, безопасности и цене продукции (п. 4 ст. 17 Закона № 1023).

Достоверную информацию о количестве продукции (товара) можно получить благодаря СИТ. Познакомимся с ними более подробно. Обратимся к ст. 1 Закона № 113: именно она объясняет термин СИТ.

СИТ – это техническое средство, применяемое для измерений и имеющее нормируемые метрологические характеристики.

Следует подчеркнуть, что типы СИТ, предназначенные для серийного производства в Украине или для ввоза на территорию Украины партиями, занесены в Государственный реестр СИТ. Впрочем, спешим вас порадовать: использовать СИТ, не занесенные в Государственный реестр, тоже можно (п. 2.1 Положения № 218). С тем лишь условием, что будут подтверждены их нормируемые метрологические характеристики и пригодность к применению путем осуществления государственной метрологической аттестации.

Идем далее. Предприятие (в том числе торговое) в зависимости от потребностей самостоятельно выбирает измерительные средства. В зависимости от ассортимента товара (продовольственный или непродовольственный) СИТ бывают для измерений массы (весы, гири, весоизмерительные комплексы и т. д.), объема жидкости (мензурки, мерные стаканы, кружки, дозаторы жидкости, торговые автоматы, топливораздаточные колонки и т. п.), длины (метры, рулетки измерительные и т. п.), площади или объема товаров.

Следует обратить внимание, что субъекты хозяйствования, ведущие торговую деятельность, должны руководствоваться специальными нормативными документами (правилами), ведь они выдвигают специальные требования к техническому состоянию СИТ (возьмем, к примеру, п. 22 Правил торговли на рынках, п. 7 Правил № 185, п. 5 раздела I Правил № 104, п. 11 Порядка № 833):

– они должны быть в исправном состоянии;

– иметь поверочное клеймо территориального органа Госпотребстандарта Украины (далее – ГПСУ);

– проходить периодическую поверку в установленном порядке.

Подобные требования предъявляются к СИТ утвержденного типа при выпуске из производства, после ремонта и при эксплуатации. Все они подвергаются поверке.

 

Обеспечение единства измерений в рамках государства

Как видим, поверка СИТ является одним из существенных условий успешного ведения деятельности. А теперь обратимся к толкованию этого термина, заглянув в ст. 1 Закона № 113.

Поверка средств измерительной техники – это установление пригодности СИТ, на которые распространяется государственный метрологический надзор, к применению на основании результатов контроля их метрологических характеристик. Иными словами, это процедура, в результате которой вы доподлинно узнаете, соответствует ли ваше СИТ установленным метрологическим требованиям.

Цель поверки – выяснить, соответствуют ли характеристики средства измерения регламентированным значениям и пригодно ли оно к применению по прямому назначению.

СИТ, участвующие непосредственно в производственной деятельности, в торговых операциях и расчетах между покупателем (потребителем) и продавцом, обязательно поверяют. Те же СИТ, на которые не распространяется государственный метрологический надзор, должны пройти калибровку или метрологическую аттестацию (п. 3 ст. 11 Закона № 113). К слову сказать, такие СИТ можно использовать, предположим, для внутренних нужд.

Поверку СИТ призваны осуществлять территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации, а также метрологические центры и поверочные лаборатории предприятий и организаций. Последние уполномочены, с подачи ГПСУ, на проведение поверки определенных СИТ.

Существует правило, прописанное в п. 2 ст. 28 Закона № 113: СИТ, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодической поверке через межповерочный интервал, определенный ГПСУ. Искомую информацию вы найдете в описании типа СИТ (для занесения в Государственный реестр СИТ), техническом паспорте, руководстве по эксплуатации и т. п.

Сроки периодических поверок (межповерочные интервалы) устанавливаются и корректируются метрологическими подразделениями предприятий, организаций и учреждений, эксплуатирующих средства измерений, с таким расчетом, чтобы обеспечить метрологическую исправность средств измерений на период между поверками. Начальный межповерочный интервал устанавливается при государственных испытаниях средств измерений.

Для наглядности проиллюстрируем периодичность поверки весов: электронные весы поверяют раз в год, периодичность поверки весов настольных циферблатных, используемых на рынках, зависит от наличия службы их технического обслуживания: если она есть – раз в полугодие, если нет – ежеквартально.

Предприятия, организации и физлица (например, использующие счетчики для воды, газа) обязаны своевременно, то бишь с учетом межповерочного интервала, подавать СИТ на поверку в территориальные органы ГПСУ.

Поверку проводят обученные специалисты, аттестованные в качестве поверителей. Технически процедура поверки представляет собой сравнение числового значения физической величины, измеренной поверяемым средством измерения, со значением, измеренным средством измерения более высокой точности – эталоном.

Каков же результат проведения поверочных работ? Результаты поверки СИТ, признанных годными к применению, оформляют выдачей свидетельства о поверке, нанесением поверочного клейма или иными способами, установленными нормативными документами по поверке.

Однако на практике может случиться, что ввиду определенных условий эксплуатации СИТ перестают соответствовать нормам точности. Ничего не попишешь: такие средства признают непригодными к применению, а территориальный орган ГПСУ подтвердит этот плачевный вывод справкой, и ему ничего не остается, как погасить клеймо предыдущей поверки.

Негативные последствия для предпринимательской деятельности несет и просрочка срока поверки СИТ. Такое средство автоматически считается непригодным для измерений, и, естественно, его запрещают использовать в дальнейшем. Дабы не попасть в такие жернова, руководителю предприятия не помешает приказом назначить лицо, ответственное за поверку СИТ.

Задержим еще ваше внимание и предостережем от существующих подводных камней нарушения порядка применения СИТ. Не стоит и говорить о том, что использовать неповеренные СИТ категорически запрещено. Берегитесь и таких ситуаций: нечеткий оттиск клейма (допустим, на пломбе или мастике), повреждение проводов, зажатых пломбой, или самой пломбы, ее отсутствие, поврежденное поверочное клеймо, потеря свидетельства о поверке и многое другое. Такие СИТ однозначно признают неповеренными.

Кота в мешке не утаишь. Если перечисленные погрешности обнаружат представители управления защиты прав потребителей, они примут меры, предусмотренные п. 9 ст. 26 Закона № 1023. Им надлежит опломбировать (т. е. вывести из эксплуатации) неисправные, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом или без него, или с истекшим сроком действия СИТ. Но и это не все. В дальнейшем проверяющим следует уведомить о выявленных фактах нарушений территориальные органы ГПСУ. Этот шаг совершают с той целью, чтобы устранить возможность несанкционированного использования непригодных СИТ и самовольного распломбирования или вскрытия без повреждений материалов, применяемых для опломбирования или опечатывания (п. 11 Инструкции № 5).

Предприятия (в т. ч. физлица – субъекты предпринимательской деятельности) ежегодно составляют перечень СИТ, находящихся в эксплуатации и подлежащих поверке, и подают его на согласование в территориальный орган ГПСУ. Как предписывает п. 2.3 Порядка № 262, сделать это надлежит до 1 декабря текущего года. Такой перечень могут составить как специалисты метрологических служб, так и работники предприятий-пользователей, ответственные за соблюдение поверки.

Перечень составляют по форме, предложенной Порядком № 262, в 2-х экземплярах за подписью руководителя и с сопроводительным письмом направляют на согласование в территориальный орган ГПСУ. Добавим, что по желанию предприятий-пользователей в перечень можно включить СИТ, используемые вне сферы распространения государственного метрологического надзора (п. 2.2 Порядка № 262).

После согласования (кстати, это бесплатная процедура) один экземпляр согласованного перечня возвращают предприятию-пользователю, второй – территориальный орган ГПСУ возьмет у себя на контроль. Хранить перечни следует один год, на который их составляли.

 

Ценовая политика

Метрологические работы, связанные с осуществлением всех видов государственного метрологического контроля, проводятся на платной основе (п. 1 ст. 46 Закона № 113).

Территориальные органы ГПСУ стоимость поверки исчисляют в соответствии с Методикой № 109.

При формировании стоимости метрологических работ и услуг руководствуются:

– П(С)БУ 16 «Расходы»;

– приказом предприятия-исполнителя относительно учетной политики предприятия, разработанной в соответствии с Законом № 996;

– нормами времени на поверку СИТ.

Стоимость метрологических работ и услуг определяют на основе норм времени на их выполнение и стоимости расчетной калькуляционной единицы времени – одного человеко-дня (человеко-часа) непосредственных исполнителей этих работ.

Для формирования стоимости калькуляционной единицы времени метрологических работ и услуг используют фактические показатели финансовой отчетности за предыдущий год. Однако в расчет не принимают амортизационные отчисления, поскольку их рассчитывают на плановый год, и основную зарплату, включаемую в калькуляционную единицу времени по данным штатного расписания на дату расчета.

Какие составляющие включает в себя цена поверки? Вот ее обязательные элементы: производственная себестоимость работ и услуг, административные расходы, затраты на сбыт и прибыль (п. 2.5 Методики № 109). Все дополнительные расходы на выполнение конкретных метрологических работ и услуг (покупка материалов, комплектующих, стандартных образцов, командировочные расходы, услуги соисполнителей, транспортные расходы и т. п.), не учтенные в стоимости расчетной калькуляционной единицы времени, включают в стоимость работ по согласованию с заказчиком.

В зависимости от того, на каком оборудовании выполнена поверка, цена будет варьироваться. Когда такую работу необходимо провести на оборудовании предприятий-исполнителей с выездом к заказчику, стоимость поверки согласовывают с заказчиком. При этом учитывают дополнительные расходы на транспорт, монтаж оборудования, настройку рабочих мест для поверки, командировки и прочее. Если поверитель осуществляет работы на оборудовании заказчика, в стоимость поверки войдут только фактические материальные и трудовые затраты.

Расходы на проведение поверки СИТ пользователи относят к валовым расходам на основании пп. 5.2.1 Закона о прибыли.

 

Ответственность за нарушение законодательства о применении СИТ

За непредставление или несвоевременное представление перечней на согласование территориальному органу ГПСУ должностные лица предприятий, учреждений и организаций, а также физлица – субъекты предпринимательской деятельности платят штраф от 3 до 30 НМДГ (от 51 до 510 грн.) (ст. 171 КоАП).

Административная ответственность в таком же размере предусмотрена для должностных лиц и за нарушение правил применения СИТ, на которые распространяется государственный метрологический надзор (ст. 172 КоАП).

автор: Татьяна Поднебесная, выпускающий редактор

Правовой глоссарий:

1. Закон № 1023 – Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

2. Закон № 113 – Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 11.02.98 г. № 113/98-ВР.

3. Закон № 996 – Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

4. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

5. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

6. П(С)БУ 16 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

7. Правила торговли на рынках – Правила торговли на рынках, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственной налоговой администрации Украины, Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105.

8. Правила № 185 – Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185.

9. Правила № 104 – Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

10. Порядок № 833 – Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

11. Методика № 109 – Методика определения стоимости метрологических работ, утвержденная приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 04.05.2005 г. № 109.

12. Порядок № 262 – Порядок составления перечней средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации и подлежащих поверке, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 15.09.2005 г. № 262.

13. Инструкция № 5 – Инструкция о порядке опломбирования производственных, складских, торговых и других помещений, а также неправильных, неисправных и не имеющих соответствующего клейма, или с нарушенными сроками поверки измерительных приборов, утвержденная приказом Государственного комитета Украины по делам защиты прав потребителей от 13.02.96 г. № 5.

14. Положение № 218 – Положение о Государственном реестре средств измерительной техники, утвержденное приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 22.08.2005 г. № 218.