Договор транспортного экспедирования

Бухгалтер&Закон 30.11.2009 – 06.12.2009, № 27 (27) 

 

  

Договор транспортного экспедирования отличается от других видов договоров своей отраслевой многогранностью. Поэтому при его заключении необходимо учесть как общие положения действующего законодательства, включая существенные условия, так и требования законодательства о внешнеэкономической деятельности. При этом особое внимание следует уделить правам, обязанностям и ответственности сторон, которые в случае возникновения нестандартной ситуации будут способствовать разрешению конфликта. Нюансы договорных отношений по договору транспортного экспедирования рассмотрит «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН»... 

Транспортная экспедиция является вспомогательным видом деятельности, связанным с перевозкой груза. Общие требования к договору транспортного экспедирования приведены в ст. 316 ХКУ. В научно-практическом комментарии к этой статье поясняется, что данный договор является консенсусным, двусторонним и платным. По своей сути он является договором о предоставлении транспортных услуг, а предмет договора составляют услуги, связанные с перевозкой грузов.

В ст. 8 Закона № 1955 указано, что перечень услуг, которые экспедиторы предоставляют клиентам, определен в правилах осуществления транспортно-экспедиторской деятельности. Экспедиторы могут также предоставлять другие услуги, определенные в договоре транспортного экспедирования по договоренности сторон. Согласно положениям этой статьи экспедиторы по поручению клиентов предоставляют следующие виды услуг:

Справка от «Б&З»

Виды транспортно-экспедиторских услуг, которые экспедиторы предоставляют по поручению клиентов:

• обеспечение оптимального транспортного обслуживания, а также организация перевозки грузов разными видами транспорта по территории Украины и иностранных государств согласно условиям договоров (контрактов), заключенных в соответствии с требованиями Международных правил толкования терминов «Инкотермс»;

• фрахтование национальных, иностранных судов и привлечение других транспортных средств и обеспечение их подачи в порты, на железнодорожные станции, склады, терминалы или другие объекты для своевременного отправления грузов;

• работы, связанные с приемкой, накоплением, измельчением, доработкой, сортировкой, складированием, хранением, перевозкой грузов;

• ведение учета поступления и отправление грузов из портов, железнодорожных станций, складов, терминалов или других объектов;

• организация охраны грузов во время их перевозки, перевалки и хранения;

• организация экспертизы грузов;

• оформление товарно-транспортной документации, ее рассылка по назначению;

• предоставление в установленном законодательством порядке участникам транспортно-экспедиторской деятельности заявок на отправление грузов и нарядов на отгрузку;

• обеспечение выполнения комплекса мероприятий по отправлению грузов, поступивших в некондиционном состоянии, с браком, в поврежденной, непрочной, нестандартной упаковке или не соответствующей требованиям перевозчиков;

• осуществление страхования грузов и своей ответственности;

• обеспечение подготовки и дополнительного оборудования транспортных средств и грузов согласно требованиям нормативно-правовых актов относительно деятельности соответствующего вида транспорта;

• обеспечение оптимизации движения материальных потоков от грузоотправителя к грузополучателю с целью достижения минимального уровня расходов;

• осуществление расчетов с портами, транспортными организациями за перевозку, перевалку, хранение грузов;

• оформление документов и организация работ в соответствии с таможенными, карантинными и санитарными требованиями;

• предоставление подготовленного транспорта, имеющего дополнительное оборудование согласно требованиям, предусмотренным законодательством;

• предоставление других вспомогательных и сопутствующих перевозке транспортно-экспедиторских услуг, предусмотренных договором транспортного экспедирования и не противоречащих законодательству 

Напомним, что виды услуг экспедитора относятся к существенным условиям договора транспортного экспедирования.

В части 1 ст. 929 гл. 65 ГКУ указано, что договором транспортного экспедирования может быть установлена обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, выбранному экспедитором или клиентом, а также обязательство экспедитора заключить от своего имени или от имени клиента договор перевозки груза, обеспечить отправление и получение груза и другие обязательства, связанные с перевозкой.

Договором транспортного экспедирования может быть предусмотрено предоставление дополнительных услуг, необходимых для доставки груза. К ним относится:

• проверка количества и состояния груза;

• его погрузка и разгрузка;

• уплата таможенной пошлины, сборов и расходов, возложенных на клиента;

• хранение груза до его получения в пункте назначения;

• получение необходимых документов для экспорта и импорта;

• выполнение таможенных формальностей и т. п.

Положения этой главы распространяются также на случаи, когда обязанности экспедитора выполняются перевозчиком.

Согласно статьям 929, 930 ГКУ и ст. 9 Закона № 1955 по договору транспортного экспедирования, который заключается в письменной форме, одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Положениями ч. 1 ст. 638 ГКУ установлено, что договор является заключенным, если стороны в надлежащей форме достигли согласия по всем существенным условиям договора. При этом существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условиях, которые определены законом как существенные или являются необходимыми для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Существенными условиями договора транспортного экспедирования, приведенными в ст. 9 Закона № 1955, являются:

• сведения о сторонах договора:

• для юридических лиц – резидентов Украины: наименование, местонахождение и идентификационный код ЕГРПОУ;

• для юридических лиц – нерезидентов Украины: наименование, местонахождение и государство, в котором зарегистрировано лицо;

• для физических лиц – граждан Украины: фамилия, имя, отчество, местожительство с указанием адреса и индивидуальный идентификационный номер в Государственном реестре физических лиц – налогоплательщиков и других обязательных платежей;

• для физических лиц – иностранцев, лиц без гражданства: фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес местожительства за пределами Украины;

• вид услуги экспедитора;

• вид и наименование груза;

• права, обязанности сторон;

• ответственность сторон, в т. ч. в случае причинения ущерба в результате действия непреодолимой силы;

• размер платы экспедитору;

• порядок расчетов;

• пункты отправления и назначения груза;

• порядок согласования изменений маршрута, вида транспорта, указаний клиента;

• срок (период) выполнения договора;

• все те условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Поясним необходимость некоторых существенных условий, не характерных для других видов договоров.

 

Вид и наименование груза

Предоставление полной, точной и достоверной информации о виде и наименовании груза является не только существенным условием договора транспортного экспедирования, но и обязанностью клиента, установленной ч. 1 ст. 933 ГКУ и ст. 12 Закона № 1955. Причем информация предоставляется не только о наименовании груза, а также о количестве, качестве и других его характеристиках и свойствах.

Кроме этого, экспедитору для выполнения своих обязанностей по договору транспортного экспедирования необходима другая информация, например, об условиях перевозки груза, а также документы относительно груза, которые нужны для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля и надзора, обеспечения безопасных условий перевозки груза. Указанная информация является особо важной, когда клиент поручает экспедитору осуществление не только основных, но и дополнительных услуг.

Экспедитор, в свою очередь, должен сообщить клиенту о выявленных недостатках полученной информации, а в случае ее неполноты – требовать у клиента дополнительную информацию.

Это обусловлено тем, что в случае непредоставления клиентом документов и необходимой информации экспедитор имеет право отложить выполнение своих обязанностей по договору транспортного экспедирования до предоставления документов и информации в полном объеме (ч. 3 ст. 933 ГКУ).

Поэтому, чтобы выполнение договора не отложилось на неопределенный срок, сторонам необходимо установить в договоре транспортного экспедирования сроки предоставления информации о грузе клиентом, проверки ее экспедитором, уведомление клиента о недостаточности предоставленной информации и предоставления дополнительной информации.

В установлении таких сроков заинтересован прежде всего клиент, т. к. он на основании ч. 4 ст. 933 ГКУ несет ответственность за убытки, нанесенные экспедитору в связи с нарушением обязанности предоставления документов и информации, определенных ч. 1 этой статьи.

Если договором транспортного экспедирования не предусмотрен другой уровень ответственности клиента, убытки подлежат возмещению в полном объеме (ч. 3 ст. 22 ГКУ). Экспедитор также несет ответственность перед клиентом за количество мест, вес, если проводилось контрольное взвешивание в присутствии представителя перевозчика, что зафиксировано его подписью, надлежащую упаковку согласно данным товарно-транспортных документов, которые заверены подписью представителя перевозчика, если иное не установлено договором транспортного экспедирования (ст. 14 Закона № 1955).

 

Размер платы экспедитору

В ст. 9 Закона № 1955 определено, что платой экспедитору считаются денежные средства, уплаченные клиентом за надлежащее выполнение экспедитором договора транспортного экспедирования.

Факт предоставления услуг экспедитора при перевозке подтверждается единым транспортным документом или комплектом документов (железнодорожных, автомобильных, авиационных накладных, коносаментов и т. п.), отражающих путь направляющегося груза от пункта его отправления до пункта его назначения.

В плату экспедитора не включаются его расходы на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования, на оплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при выполнении договора транспортного экспедирования.

Подтверждением расходов экспедитора являются документы (счета, накладные и т. п.), выданные субъектами хозяйствования, которые привлекались к выполнению договора транспортного экспедирования, или органами власти.

Перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами, составленными языком международного общения в зависимости от выбранного вида транспорта или государственным языком, если грузы перевозятся по Украине. Такими документами могут быть:

• авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

• международная автомобильная накладная (CMR);

• накладная СМГС (накладная УМВД);

• коносамент (Bill of Lading);

• накладная ЭТОМ (CIM);

• грузовая ведомость (Cargo Manifest);

• другие документы, определенные законами Украины.

Поэтому к документам, подтверждающим факт предоставления услуг экспедитора, прилагаются экземпляры товарно-транспортных и других документов, подтверждающих расходы экспедитора. Это связано с тем, что экспедитор имеет право на возмещение дополнительных расходов, возникших у него при выполнении договора транспортного экспедирования, если такие расходы понесены в интересах клиента в согласованных с ним объемах (ст. 10 Закона № 1955).

А в этом уже больше заинтересован экспедитор, поскольку база обложения НДС и ставка этого налога зависят как от вида услуг, так и от места их представления. Подробнее об этом см. в статье «Налогообложение экспедиторских услуг: что надо знать их заказчику».

В соответствии с положениями ст. 932 ГКУ экспедитор имеет право привлекать к выполнению своих обязанностей по договору транспортного экспедирования других лиц, оставаясь при этом ответственным перед клиентом за нарушение договора.

Напомним, что в случае привлечения экспедитором к выполнению своих обязательств по договору транспортного экспедирования другого лица в отношениях с ним экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента.

В научно-практическом комментарии к ст. 934 ГКУ указано, что в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по договору транспортного экспедирования экспедитор несет ответственность перед клиентом. В частности, в случае нарушения условий договора экспедитором клиент может требовать расторжения договора, изменения условий обязательства, возмещения убытков и морального ущерба (ст. 611 ГКУ).

Кроме того, клиент имеет право требовать от экспедитора уплаты неустойки независимо от возмещения убытков, если это предусмотрено договором. При этом договором транспортного экспедирования также может быть предусмотрено взыскание неустойки без права на возмещение убытков или возможность по выбору кредитора взыскать или возместить убытки (ст. 624 ГКУ).

Однако из положений ч. 2 ст. 623 ГКУ следует, что для возмещения экспедитором убытков, причиненных нарушением им условий договора, клиент должен доказать их размер. Несоблюдение указанных требований может стать причиной отказа в иске о возмещении убытков как недоказанных.

 

Порядок согласования указаний клиента

Нормами абз. 1 ст. 11 Закона № 1955 предусмотрено, что экспедитор обязан предоставлять транспортно-экспедиторские услуги согласно договору транспортного экспедирования и указаниям клиента, согласованным с экспедитором в установленном договором порядке.

Поэтому в договоре сторонам следует уделить должное внимание порядку согласований указаний клиента. Это связано с тем, что согласно ст. 10 Закона № 1955 клиент имеет право:

• определять маршрут направляющегося груза и вид транспорта;

• требовать от экспедитора предоставления информации о ходе перевозки груза;

• давать указания экспедитору, не противоречащие договору транспортного экспедирования и документам, предоставленным экспедитору;

• изменять маршрут доставки груза и конечного грузополучателя, заблаговременно уведомив об этом экспедитора, с возмещением ему расходов на смену маршрута.

В соответствии с положениями данной статьи экспедитор также имеет право выбирать или изменять вид транспорта и маршрут перевозки, выбирать или изменять порядок перевозки груза, а также порядок выполнения транспортно-экспедиторских услуг, действуя в интересах клиента, согласно соответствующему договору транспортного экспедирования. Более того, экспедитор имеет право отступать от указаний клиента в порядке, предусмотренном договором транспортного экспедирования.

Это связано с тем, что экспедитор обязан предварительно получить согласие клиента при необходимости отступить от его указаний, в частности, в случае возникновения угрозы повреждения груза, безопасности людей и окружающей среды (абз. 2 ст. 11 Закона № 1955). В случае невозможности предварительно уведомить об этом клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в надлежащий срок в зависимости от имеющихся обстоятельств, экспедитор имеет право действовать по своему усмотрению, уведомив клиента о своих действиях, как это только станет возможным.

А поскольку договором транспортного экспедирования могут быть предусмотрены и другие обязанности экспедитора, то еще на стадии заключения договора сторонам следует установить порядок согласования указаний клиента, их изменения, сроки и случаи уведомления клиента от отступления его указаний.

Чем детальнее экспедитор и клиент согласуют порядок и сроки исполнения своих обязанностей, следующих из выполнения договора транспортного экспедирования, тем меньше разногласий возникнет при разрешении конфликтной ситуации.

автор: Светлана Гавриляка, эксперт-аналитик

Правовой глоссарий:

1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

2. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

3. Закон № 1955 – Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV.