Лицензирование пассажирских перевозок на такси

Бухгалтер&Закон 25.01.2010 – 31.01.2010, № 04 (35)

 

 

Для осуществления деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров на такси необходима лицензия. Этого требует п. 33 ст. 9 Закона № 1775, который гласит, что такие услуги подлежат лицензированию как виды работ, определенные Законом № 2344. 

Так, в ч. 3 ст. 9 Закона № 2344 прямо указано следующее:

«Лицензия выдается на хозяйственную деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов на такие виды работ:

...

предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси;

предоставление услуг по внутренним перевозкам пассажиров легковыми автомобилями на заказ;

...

предоставление услуг по международным* перевозкам пассажиров на такси;

предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров легковыми автомобилями на заказ».

____________
* Согласно ст. 1 Закона № 2344 международные перевозки связаны с пересечением государственной границы, а его ст. 9 разрешает осуществлять внутренние перевозки при наличии лицензии на международные перевозки. Из чего можно сделать вывод, что обладателям лицензий только на внутренние перевозки международные осуществлять нельзя.

Согласно определению, приведенному в ст. 1 Закона № 2344, внутренние перевозки осуществляются между населенными пунктами, расположенными на территории одного государства. Поэтому существует мнение (основанное на буквальной трактовке этой нормы) о том, что предоставление услуг по перевозке в пределах населенного пункта не относится к внутренним перевозкам.

 

Перевозки на заказ

Среди видов деятельности, подлежащих лицензированию и связанных с перевозкой пассажиров автомобилями, привлекают внимание такие услуги, как внутренние и международные перевозки пассажиров легковыми автомобилями на заказ.

На первый взгляд, сложно понять, чем же они отличаются от перевозок на такси. Согласно ст. 1 Закона № 2344 перевозка пассажиров легковым автомобилем на заказ – это перевозка пассажиров легковым автомобилем общего назначения, заказанным юридическим или физическим лицом с заключением письменного договора на каждую услугу или на обусловленный срок обслуживания, в котором определяют условия обслуживания, стоимость услуги, срок ее выполнения и другие положения по договоренности сторон.

А из п. 105 Порядка № 176 видно, что организация перевозки на заказ осуществляется по договору, который заключается между автомобильным перевозчиком, автомобильным самозанятым перевозчиком и субъектом хозяйствования в письменной форме.

Получается, что услуги по перевозке на заказ предоставляются перевозчиками только для субъектов хозяйствования. Из чего следует, что перевозки пассажиров автомобилем на заказ не являются альтернативой перевозкам на такси.

 

Порядок получения лицензии

Лицензию (ее копию или дубликат) на осуществление деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров на такси можно получить в Глававтотранспортной инспекции (или в ее областном управлении) на протяжении 30 календарных дней со дня предоставления заявления согласно Приложению 1 к Лицензионным условиям № 9/119.

К заявлению прилагается Приложение 2 с документами, перечень которых определен ст. 10 Закона № 1775 и п. 39 Перечня № 756 (п. 1.6 и 1.7 Лицензионных условий № 9/119).

В перечень таких документов, кроме копии свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательства или копии справки о внесении в ЕГРПОУ, заверенной нотариально или органом, который выдал оригинал документа, входят сведения за подписью заявителя:

– о соответствии материально-технической базы или копии договоров на проведение этих работ в случае отсутствия собственной базы и специалистов;

– о транспортных средствах с указанием типа, марки, модели, госномера, полной массы (пассажировместительности), года выпуска, реквизитов регистрационного номера;

– о специальном оборудовании легкового автомобиля, а именно: о наличии опознавательного фонаря, сигнальных фонарей, нанесенных композициях из квадратов, марки, типа и серийного номера таксометра.

Напомним, что стоимость лицензии составляет размер одной минимальной зарплаты исходя из ее размера, который действует на дату принятия органом лицензирования решения о выдаче лицензии (п. 1 Постановления № 1755). На сегодня установлен неограниченный срок действия лицензии, в частности, для такого вида деятельности, как перевозка пассажиров на такси (п. 11 Постановления № 1755).

Субъект хозяйствования – обладатель действующей лицензии на предоставление услуг по перевозке пассажиров на такси является лицензиатом (п. 1.3 Лицензионных условий № 9/119).

 

Автомобиль-такси

Выясним, каким требованиям должен соответствовать автомобиль для осуществления перевозок пассажиров на такси. Согласно определению, приведенному в ст. 1 Закона № 2344:

«Такси – это легковой автомобиль, оборудованный распознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше автомобиля, действующим таксометром, сигнальным фонарем с зеленым и красным светом, расположенном в верхнем правом уголке лобового стекла, и который имеет нанесенные композиции из квадратов, расположенных в шахматном порядке на дверце автомобиля из левой и правой сторон, предназначенный для предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа в индивидуальном порядке».

Аналогичные требования об оборудовании автомобиля, использующегося как такси, продублированы в пп. 4.2.1 Лицензионных условий № 9/119.

Следует отметить, что автомобиль-такси относится к транспортным средствам специализированного назначения, которые, как определено в ст. 1 Закона № 2344, предназначены для перевозки определенных категорий пассажиров и имеют специальное оборудование. При государственной регистрации легковых автомобилей в регистрационных документах делают отметку относительно их назначения согласно документам производителя (в частности, такси) (ч. 4 ст. 19 Закона № 2344).

Тем, кто собирается получить лицензию на осуществление перевозок на такси с использованием обычного легкового автомобиля, можно не волноваться по этому поводу. Ведь наличие лицензионной карточки (которая выдается обладателю лицензии на каждый автомобиль) освобождает от необходимости перерегистрации автомобиля (ч. 5 ст. 19 Закона № 2344).

На такси, которое по результатам государственного технического осмотра отвечает нормативным требованиям к техническому состоянию, выдается талон о прохождении государственного технического осмотра с отметкой «такси» (ст. 23 Закона № 2344). Техосмотр для автомобилей такси положено проходить ежегодно (пп. 2 п. 22 Порядка № 606).

Кроме того, согласно той же ст. 23 Закона № 2344 проверка технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками осуществляется в порядке, который определяет центральный орган исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта. Проверка технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками регулируется Порядком № 974.

 

Таксометр

Для того чтобы избежать отказа в выдаче лицензии, автомобиль претендента должен иметь ряд атрибутов. Среди прочих декоративных элементов внимание привлекает присутствие действующего таксометра.

Таксометром именуется прибор, предназначенный для информирования пассажиров о стоимости поездки и регистрации параметров работы автомобиля-такси (ст. 1 Закона № 2344).

Требования к таксометрам установлены Техническими требованиями № 3, а также присутствуют в приложении 7 к Техническому регламенту № 232 (п. 3 Технического регламента № 232).

Более подробное определение таксометра содержит п. 4 Технического регламента № 232:

«Таксометр – средство измерительной техники, который предназначается для измерения продолжительности поездки, исчисления и отображения пройденной дистанции и стоимости проезда с учетом исчисленной пройденной дистанции и/или измеренной продолжительности поездки».

О степени важности таксометра свидетельствует также ст. 40 Закона № 2344: она запрещает осуществлять перевозки пассажиров, если в такси отсутствует или не работает таксометр. Кроме того, таксистам запрещено даже озвучивать стоимость проезда, которая не соответствует показателям таксометра.

Как видим, без действующего таксометра невозможно получить лицензию и запрещено предоставлять услуги по перевозке пассажиров на такси.

Стоит отметить, что с точки зрения Закона № 265 электронный таксометр – это регистратор расчетных операций, который дополнительно обеспечивает предварительное программирование тарифов за проезд и учет стоимости предоставленных услуг по перевозкам пассажиров (ст. 2). При этом предпринимателям-единщикам разрешается осуществлять расчеты без РРО (п. 6 ст. 9 Закона № 265).

Выясним, можно ли частным предпринимателям на едином налоге предоставлять услуги по перевозке пассажиров на такси без таксометра.

ГНАУ соглашается, что предпринимателям на едином налоге разрешено не использовать РРО (в том числе такой РРО, как таксометр) (письмо от 14.06.2004 г. № 5856/5/23-2116), а предпринимателям на общей системе налогообложения РРО (например, таксометр) необходимо применять (пп. 2.2.15 письма от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572).

При этом для ГНАУ нет разницы, какой это будет РРО – таксометр или не таксометр, что неудивительно. Ведь контроль за соблюдением Лицензионных условий № 9/119 и Закона № 2344 не в ее компетенции.

Между Глававтотрансинспекцией и Госкомпредпринимательства, которые уполномочены контролировать (п. 1.3 Порядка № 10/120) соблюдение Лицензионных условий № 9/119, согласия нет.

По мнению Госкомпредпринимательства, предприниматель-единщик может осуществлять перевозки на такси без установления таксометра (письма от 22.11.2006 г. № 8456, от 30.11.2006 г. № 8673 и от 18.09.2009 г. № 11249).

Глававтотранспортная инспекция считает, что такси должно быть оборудовано исправным таксометром независимо от избранной системы налогообложения (письмо от 05.12.2006 г. № 41/2-7-10787). Хотя в письме и содержится ссылка на утратившие силу лицензионные условия, аналогичные по сути требования относительно таксометра присутствует и в новых Лицензионных условиях № 9/119, кроме того, письмо упоминает также и Закон № 2344.

Точка зрения Глававтотранспортной инспекции вызывает больше доверия, ведь для получения лицензии Законом № 2344 и Лицензионными условиями № 9/119 установлено обязательное условие о наличии действующего таксометра, а Закон № 265 не может изменять условия получения лицензии или осуществления лицензированной деятельности, поскольку не имеет никакого отношения к лицензированию. Закон № 265 (ч. 2 ст. 1 которого запрещает установление норм относительно применения или неприменения РРО другими законами) в некоторых случаях освобождает от обязанности применения РРО.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона № 265 лицо, освобожденное от обязанности применения РРО, имеет право использовать собственные РРО без их переведения в фискальный режим работы.

То есть можно сделать вывод о том, что таксометр должны использовать все без исключения таксисты, а предприниматели-таксисты на едином налоге используют таксометр не переводя его в фискальный режим работы. Следовательно, регистрировать такой РРО в налоговых органах не нужно.

 

Документы, которые должны быть у лицензиата и водителя такси

Согласно ст. 39 Закона № 2344 для физических и юридических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров на такси (лицензиатов), обязательными документами является лицензия и другие документы, предусмотренные законодательством.

Для наемных водителей физических лиц обязательными являются удостоверение водителя, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, лицензионная карточка и другие обязательные документы, а наемным водителям юридических лиц дополнительно нужно иметь путевой лист.

Информацию о других обязательных документах можно найти в Лицензионных условиях № 9/119.

Согласно п. 4.2 Лицензионных условий № 9/119 на транспортные средства лицензиатов должны быть оформлены следующие документы:

– свидетельство о регистрации транспортного средства или временный регистрационный талон (в случае использования арендованного транспортного средства);

– талон о прохождении техосмотра;

– договор о страховании гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства.

Стоит отметить, что п. 4.3 Лицензионных условий № 9/119 обязывает лицензиатов допускать к перевозкам пассажиров на такси водителей, которые имеют соответствующую квалификацию, стаж работы и на которые оформлено:

– национальное удостоверение водителя (утверждено постановлением КМУ от 31.01.92 № 47);

– справку о прохождении обязательного медицинского осмотра;

– страховку водителя от несчастных случаев на транспорте.

Согласно п. 1.10 Лицензионных условий № 9/119 на каждый автомобиль к лицензии прилагается лицензионная карточка, которая выдается органом лицензирования при условии подтверждения в установленном порядке соответствия его обустройства требованиям определения «такси», изложенным в ст. 1 Закона № 2344.

Лицензионная карточка является бланком строгой отчетности, содержит регистрационные данные лицензии и автомобильного транспортного средства и является обязательным документом для водителей такси (ст. 39 Закона № 2344).

Факт наличия в лицензионной карточке сведений об автомобиле делает невозможным использование ее на другом транспортном средстве.

Обращаем внимание на то, что лицензионная карточка оформляется только на автомобиль лицензиата. Оформление лицензионной карточки на автомобиль другого субъекта хозяйствования приравнивается к передаче лицензии, а согласно ст. 21 Закона № 1775 передача лицензии приводит к ее аннулированию.

 

Самозанятые автомобильные перевозчики

Для физических лиц – субъектов хозяйствования, которые осуществляют на коммерческой основе или за собственные средства перевозки пассажиров на такси без применения труда наемных водителей (именуемых автомобильными самозанятыми перевозчиками (ст. 1 Закона № 2344)) нужно иметь при себе (кроме лицензии, лицензионной карточки, удостоверения водителя, и свидетельства о государственной регистрации автомобиля) еще медицинскую справку и сервисную книжку (ст. 39 Закона № 2344).

Сервисная книжка – это документ установленного образца для учета прохождения технического осмотра транспортных средств автомобильных самозанятых перевозчиков. В сервисной книжке им необходимо отмечать прохождение обязательного технического осмотра транспортного средства на станции технического обслуживания (ст. 30 Закона № 2344).

 

Права и обязанности таксистов

Водителям такси (а также их пассажирам) стоит знать основные права и обязанности, установленные ст. 40 Закона № 2344. Среди них следует отметить право водителя такси на отказ в предоставлении услуг только в случае превышения количества пассажиров (или багажа) над технической возможностью автомобиля, или в случае наличия признаков опьянения пассажира.

Также заслуживает внимания обязанность выполнения Правил № 176, а также обязанность называть пассажирам показатели таксометра в начале и в конце поездки.

Водителю такси запрещается выбирать пассажиров за выгодностью направлений их следования; предлагать гражданам поездку без согласия пассажиров, которые находятся в такси; осуществлять перевозку пассажиров, если в такси отсутствует или не работает таксометр; называть размер платы за поездку, который не соответствует показателям таксометра.

Согласно п. 4.1.7 Лицензионных условий № 9/119 по требованию пассажира необходимо выдавать чек о перевозке.

 

Тарифы на такси

На сегодняшний день действует Методика расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта № 1175 (раздел 4 Методики посвящен формированию тарифов на услуги такси), которая для перевозчиков такси носит рекомендательный характер.

 

Ответственность

Рассмотрим ответственность за нарушения, которые прямо или косвенно связаны с законодательством о лицензировании деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров на такси.

 

Административная ответственность

Управление транспортными средствами лицами, которые не имеют при себе лицензионной карточки на транспортное средство или не предъявили ее для проверки, предусматривает штраф от 25 до 50 НМДГ (ст. 126 КоАП).

За осуществление перевозок пассажиров такси, в которых не установлен или не работает таксометр, предусмотрен штраф от 3 до 7 НМДГ (ч. 4 ст. 1331 КоАП).

Для всех перевозчиков, кроме предпринимателей на едином налоге, осуществление расчетов за проезд без применения таксометра (при условии, что не используется никакой другой РРО) также чревато штрафами, связанными с неприменением РРО при осуществлении наличных расчетов, предусмотренных ст. 17 Закона № 265. Об этом говорят также специалисты ГНАУ (см консультацию из «Вестника налоговой службы Украины», № 36/2008 г., с. 42).

Осуществление деятельности без обязательной лицензии предусматривает штраф от 20 до 60 НМДГ (ст. 164 КоАП).

 

Автотранспортная и прочая ответственность

Согласно ст. 60 Закона № 2344 за нарушение законодательства об автомобильном транспорте Глававтотрансинспекцией к автомобильным перевозчикам применяются санкции за:

– предоставление услуг по перевозкам пассажиров и грузов без оформления документов, перечень которых определен ст. 39 и ст. 48 этого Закона, – штраф в размере 100 НМДГ;

– эксплуатацию легкового автомобиля, оборудованного как такси, без наличия лицензионной карточки – штраф в размере 30 НМДГ;

– стоянку легкового автомобиля, который не оборудован как такси и не имеет лицензионной карточки, и посадку пассажиров на стоянке такси – штраф в размере 30 НМДГ.

При совершении одним лицом двух или больше правонарушений штраф применяется за каждое нарушение отдельно.

При невыполнении Лицензионных условий № 9/119 лицензию могут аннулировать (разд. 7 Порядка № 10/120).

Стоит отметить, что получение дохода (превышающего 1000 НМДГ) от осуществления без лицензии деятельности, которая подлежит лицензированию, уголовно наказуемо (ст. 202 УКУ).

 

автор: Виктор Кабанец, эксперт-аналитик

 

Правовой глоссарий:

1. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

2. УКУ – Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

2. Закон № 1775 – Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

3. Закон № 265 – Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

4. Закон № 2344 – Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

5. Лицензионные условия № 9/119 – Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенных Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Госкомпредпринимательства и Минтранса от 01.02.2008 г. № 9/119.

6. Методика № 1175 – Методика расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта, утвержденная приказом Минтранса от 17.11.2009 г. № 1175.

7. Порядок № 10/120 – Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенных Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденный приказом Госкомпредпринимательства и Минтранса от 01.02.2008 г. № 10/120.

8. Порядок № 606 – Порядок проведения государственного технического осмотра колесных транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 09.07.2008 г. № 606.

9. Порядок № 974 – Порядок проверки технического состояния транспортных средств автомобильными перевозчиками, утвержденный приказом Минтранса от 05.08.2008 г. № 974.

10. Правила № 176 – Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.97 г. № 176.

11. Перечень № 756 – Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности, утвержденный постановлением КМУ от 04.07.2001 г. № 756.

12. Постановление № 1755 – постановление КМУ «О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу» от 29.11.2000 г. № 1755.

13. Технические требования № 3 – Технические требования к электронным таксометрам, утвержденные решением председателя Государственной комиссия по вопросам внедрения электронных систем от 17.05.2004 г. № 3.

14. Технический регламент № 232 – Технический регламент относительно существенных требований к средствам измерительной техники, утвержденный постановлением КМУ от 08.04.2009 р. № 332.