Особенности инвентаризации товаров на предприятиях розничной торговли

Бухгалтер&Закон 26.10.2009 – 01.11.2009, № 22 (22)

 

   

Как известно, общие принципы и требования к порядку проведения инвентаризации содержатся в Инструкции № 69. Несмотря на развитие сети магазинов розничной торговли, отдельного порядка инвентаризации для них нет. А ведь это – длительный и трудоемкий процесс, обусловленный большими объемами и разнообразной номенклатурой товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) на предприятиях розничной торговли. Сегодня «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» расскажет об отдельных важных аспектах, касающихся проведения инвентаризации в рознице. 

Одна из особенностей инвентаризации в магазинах розничной торговли состоит в том, что она осуществляется не только в них самих, но и в прикрепленных к магазинам палатках, киосках, павильонах и пр. Прежде чем начать инвентаризацию, магазин закрывают, затем обслуживают покупателей, оставшихся в торговом зале, после чего приступают к ее проведению.

В магазине могут быть отдельные помещения (склады, секции) со своими материально ответственными лицами. Тогда провести инвентаризацию ТМЦ, находящихся в таких местах, можно и без закрытия всего магазина.

 

Подготовка к инвентаризации

Как правило, инвентаризация на предприятиях розничной торговли начинается с проверки денежных средств в кассе. При ее отсутствии, например в палатках или на лотках, начинают с проверки наличности у продавцов. Поэтому перед началом инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия обязана, в частности:

1) снять остатки наличных денежных средств у кассиров, продавцов, пересчитав все деньги;

2) получить кассовые и товарные отчеты с выведенными в них на момент инвентаризации остатками ТМЦ.

Кассир на момент инвентаризации составляет кассовый отчет, затем передает его комиссии. В ходе проверки пересчитывают по купюрам все денежные средства и другие ценности, которые хранятся в кассе, и оформляют соответствующий акт снятия остатков наличных средств (других ценностей) с полным их перечислением. Отметим, что зафиксированный таким образом остаток наличности сверяется затем с данными кассовой книги. Конечный результат инвентаризации по кассе (недостачу или излишек) отражают в соответствующем акте.

Как мы уже говорили, с началом инвентаризации прекращаются все операции с ТМЦ, а подсобные помещения закрывают и пломбируют. Отметим, что до начала инвентаризации с каждого материально ответственного лица берут расписку. В ней, в частности, указывается, что все ценности, поименованные в инвентаризационной описи, находятся на ответственном хранении такого лица, проверены в натуре комиссией в его присутствии и внесены в опись.

Оставлять какие-либо документы по приходу или расходу ТМЦ у материально ответственных лиц категорически запрещается.

Итак, инвентаризационная комиссия начинает свою работу с подсобных помещений магазина. А в это время в торговом зале в присутствии членов комиссии материально ответственные лица группируют товары по ассортименту и пр. – для удобства пересчета и перевешивания товаров. Одинаковые товары, которые находятся в разных местах помещения у одного материально ответственного лица, следует сгруппировать в одном месте. Штучные товары следует разложить, чтобы их было легко считать. Отложить отдельно бракованные и непригодные товары.

Затем члены комиссии приступают к пересчету и перевешиванию всех товаров. С этой целью комиссия до начала инвентаризации обязана также проверить правильность всех весоизмерительных приборов.

При этом нераспакованные товары распаковывают. Если это может привести к снижению качества товаров, то массу или количество товаров можно определить по массе брутто, указанной на упаковке, или по данным приходных документов на товары. Установленное комиссией фактическое количество товаров отражается в соответствующей инвентаризационной описи (форма № инв-3, утвержденная Постановлением № 241).

Обычно весь товар в розничном магазине имеет штрих-коды, что значительно облегчает процедуру учета вообще и инвентаризации в частности. Считывание штрих-кодов заменяет обычный подсчет, а значит сокращает время инвентаризации и количество возможных ошибок.

Товары, при подготовке которых к продаже возникают отходы (например, колбасные изделия или мясокопчености), в инвентаризационную опись вносят с пометкой «очищенные» или «неочищенные». При этом неочищенные товары указывают по массе «брутто», а очищенные (за минусом отходов по установленным нормам) – по массе «нетто».

Запрещено вносить в инвентаризационные описи данные об остатках товаров со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Если ТМЦ не представляется возможным взвесить или подсчитать за один прием и внести в одну инвентаризационную опись, то комиссия вносит данные каждого отдельного подсчета в инвентаризационный ярлык (форма № инв-2). Он заполняется в одном экземпляре ответственными лицами инвентаризационной комиссии и хранится вместе с пересчитанными ТМЦ по месту их нахождения. Затем данные из этой формы переносятся в общую инвентаризационную опись (форма № инв-3).

Использование товарных ярлыков, составленных материально ответственными лицами на каждый вид товара, поможет ускорить проведение инвентаризации. Например, это эффективно при инвентаризации штучных товаров. Для этого подбираются одноименные товары в порядке, удобном для их проверки, подсчитывается их количество и на каждый отдельный товар заполняется товарный ярлык. В нем указываются, в частности:

– наименование товара, артикул (номер по прейскуранту);

– сорт;

– количество;

– розничная цена.

 

Пересортица товаров

Предприятия розничной торговли имеют широкий ассортимент товаров. Поэтому чаще всего именно у них в результате инвентаризации выявляется пересортица товаров.

Пересортица – это выявленные излишки одного сорта и недостачи другого сорта товаров одного и того же наименования. Привести к пересортице может:

• ненадлежащий порядок приемки и хранения товаров на складе, а также отсутствие соответствующего порядка документооборота;

• недостаточный внутренний контроль движения товаров;

• халатное отношение материально ответственных лиц к своим обязанностям и т. п.

Материально ответственные лица должны представить подробные объяснения инвентаризационной комиссии в отношении выявленной пересортицы.

Отметим, что в соответствии с пп. «а» п. 11.12 Инструкции № 69 излишки и недостачи вследствие пересортицы при регулировании инвентаризационных разниц можно зачесть, если выявленные излишки и недостачи:

1) возникли в одном и том же проверяемом периоде;

2) выявлены у одного и того же материально ответственного лица;

3) относятся к товарам одного и того же наименования и в тождественном (равном) количестве. То есть нельзя провести взаимный зачет недостач и излишков пусть и однородных, но имеющих различное наименование товаров. 

 

Недостачи в рознице

Недостачи в розничной торговле бывают двух видов: наличных денег и товаров. По результатам инвентаризации в розничной торговле определяется фактическое наличие товаров и их соответствие данным учета, поскольку соответствие наличных денег показателям фискального Z-отчета РРО определяется ежедневно или по окончании каждой смены.

Несмотря на то что проведение инвентаризации является обязательным при смене материально ответственных лиц, по решению руководителя торгового предприятия ее можно проводить и ежедневно по окончании смены, например при торговле обувью.

В крупных торговых центрах плановую инвентаризацию проводят либо еженедельно, либо по окончании месяца.

Особенностью инвентаризации в розничной торговле является то, что при выявлении недостачи возместить ее должно не одно материально ответственное лицо, а несколько, с которыми заключен договор коллективной (бригадной) ответственности.

При этом ст. 1353 КЗоТ установлено, что размер подлежащего возмещению ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учетом степени вины, вида и предела материальной ответственности.

В п. 5 научно-практического комментария к этой статье поясняется следующее. На предприятиях розничной торговли товары отражаются в балансе по продажным (розничными) ценам. Это влияет на определение размера материальной ответственности работников. Несмотря на то что в таком случае на работника возлагается обязанность возместить и неполученную прибыль, которая в виде торговой надбавки включена в продажную (розничную) цену, это не влияет на юридическое действие ст. 1353 КЗоТ. В рассматриваемом случае норма данной статьи является специальной (преобладающей) над общей нормой ст. 130 КЗоТ.

В бухгалтерском и налогом учете недостача товаров и ее возмещение материально ответственными лицами отражается следующим образом (см. таблицу).

Таблица

№ п/п 

Содержание хозяйственной операции 

Бухгалтерский учет 

Налоговый учет, грн. 

Дт 

Кт 

Сумма,
грн. 

ВД 

ВР 

Списана сумма недостачи товаров, которые реализуются методом самообслуживания по утвержденным нормам (условно) 

902 

282 

100,00 

– 

– 

Сторнирована торговая наценка (условно) 

282 

285 

35,00 

– 

– 

Отражен остаток суммы недостачи товаров на расходы отчетного периода 

947 

282 

500,00 

– 

– 

Сторнирована торговая наценка (условно) 

282 

285 

175,00 

– 

– 

Распределена сумма недостачи товаров между материально ответственными лицами по 240 грн. (500 x 2 x 20 % : 5 МОЛ) 

375
375 

716
64 

500,00
700,00 

500,00 

– 

Отражен финансовый результат 

716 

791 

500,00 

– 

– 

791 

902 

100,00 

– 

– 

791 

947 

500,00 

– 

– 

автор: Светлана Гавриляка, эксперт-аналитик

Правовой глоссарий:

1. КЗоТ Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

2. Инструкция № 69 – Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.

3. Постановление № 241 – постановление Государственного комитета СССР по статистике «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» от 28.12.89 г. № 241.