"ЗНАКОМИМСЯ" С ФОНДОМ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ ПОТЕРЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

"Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов"

№ 1 - 2, от 15 января 2010 г.

Екатерина Литвиненко

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

КЗоТ Украины — Кодекс законов о труде Украины.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях.

Закон № 1058 — Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

Закон № 2240 — Закон Украины от 18.01.2001 г. № 2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением".

Закон № 3551 — Закон Украины от 22.10.1993 г. № 3551-ХII "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты".

Закон о Госбюджете-2008 — Закон Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины".

Закон о госрегистрации — Закон Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей".

Закон о донорстве крови — Закон Украины от 23.06.1995 г. № 239/95-ВР "О донорстве крови и ее компонентов".

Закон о жертвах нацистских преследований — Закон Украины от 23.03.2000 г. № 1584-III "О жертвах нацистских преследований".

Постановление № 32 — Постановление КМУ от 16.01.2007 г. № 32 "Вопросы выплаты застрахованным лицам помощи при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста".

Основы законодательства — Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14.01.1998 г. № 16/98-ВР.

Инструкция № 16 — Инструкции о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда, утвержденная постановлением Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16.

Инструкция № 455 — Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Украины от 13.11.2001 г. № 455.

Определение № К-38705/06 — Определение Высшего административного суда Украины от 08.04.2008 г. № К-38705/06 "О признании недействительным решения о применении финансовых санкций".

Положение № 25 — Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации, утвержденное постановлением Правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25.

Порядок № 12 — Порядок получения застрахованными лицами и членами их семей санаторно-курортного лечения, оплачиваемого за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением Правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.02.2009 г. № 12.

Порядок № 48 — Порядок приобретения и обеспечении детскими новогодними подарками детей застрахованных лиц за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением Правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.10.2007 г. № 48.

Порядок № 62 — Порядок страхования лиц на добровольных началах по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, утвержденный постановлением Правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 02.06.2005 г. № 62.

Порядок № 119 - Порядок наложения административных штрафов органами Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением Правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.12.2003 г. № 119.

Порядок № 123 — Порядок исправления ошибок прошлых отчетных периодов в отчетности страхователей, утвержденный постановлением Правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.12.2003 г. № 123.

Порядок № 260 — Порядок регистрации трудового договора между работником и физическим лицом, утвержденный приказом Минтруда Украины от 08.06.2001 г. № 260.

Постановление № 9 — Постановление Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 05.06.2001 г. № 9 "Устав Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности".

Постановление № 83 — Постановление Правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 25.12.2007 г. № 83 "О бюджете Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности на 2008 год".

Решение № 10-рп/2008 — Решение Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008 "По делу по конституционному представлению Верховного Суда Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) отдельных положений статьи 65 раздела I, пунктов 61, 62, 63, 66 раздела II, пункта 3 раздела III Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" и 101 народного депутата Украины о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений статьи 67 раздела I, пунктов 1 - 4, 6 - 22, 24 - 100 раздела II Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (дело относительно предмета и содержания закона о Государственном бюджете Украины)".

 

В соответствии со ст. 46 Конституции Украины граждане Украины имеют право на социальную защиту, то есть право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по не зависящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.

Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения.

Многим руководителям и бухгалтерам предприятий, а также частным предпринимателям знакомо такое слово, как "соцстрах". Ассоциируется оно, в первую очередь, с отчислениями в общегосударственные страховые фонды. Но почему-то многие предпочитают обобщать различные виды общеобязательного государственного социального страхования.

Безусловно, некоторые виды социального страхования в некоторых случаях могут пересекаться, но объект у каждого вида социального страхования свой и условия предоставления материального обеспечения и выплат в каждом фонде регламентированы отдельным законом.

Для подробного ознакомления читателей с особенностями каждого из существующих на сегодняшний день в Украине видов социального страхования и их сравнительной характеристики потребовалось бы посвятить этому, по меньшей мере, целый номер.

Учитывая это, а также то, что каждый вид страхования — это сложно организованная система, разобраться с которой с первого раза не так-то просто, мы посчитали целесообразным рассмотреть каждый вид социального страхования в отдельности.

 

ВИДЫ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Виды общеобязательного государственного социального страхования предусмотрены ст. 4 Основ законодательства. В зависимости от страхового случая можно выделить следующие виды общеобязательного государственного социального страхования (табл. 1).

Таблица 1.

Виды общеобязательного государственного социального страхования

1

2

Пенсионное страхование

Страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности

Страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением

Страхование на случай безработицы

Медицинское страхование

Другие виды страхования, предусмотренные законами Украины

Отношения, возникающие из вышеуказанных видов общеобязательного государственного социального страхования, регулируются отдельными законами.

 

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Субъекты общеобязательного государственного социального страхования — это участники отношений по обязательному социальному страхованию. Так, субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщики, застрахованные лица, а в отдельных случаях — члены их семей и другие лица (табл. 2).

Таблица 2.

Субъекты общеобязательного государственного социального страхования

Страховщики

Страхователи

Застрахованные лица

Фонды социального страхования

Работодатели

Наемные работники

Страховщики — это, как правило, некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Так, в Украине страховщиками являются целевые страховые фонды по:

• пенсионному страхованию;

• медицинскому страхованию;

• страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением; страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• страхованию на случай безработицы.

Страхователями являются работодатели и застрахованные лица, если иное не предусмотрено законами Украины.

Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого осуществляется общеобязательное государственное социальное страхование.

Объектом общеобязательного государственного социального страхования является страховой случай, с наступлением которого у застрахованного лица возникает право на получение материального обеспечения и социальных услуг, предусмотренных ст. 25 Основ законодательства.

 

СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ

Страховые фонды являются органами, которые осуществляют руководство и управление отдельными видами общеобязательного государственного социального страхования, проводят сбор и аккумулирование страховых взносов, контроль за использованием средств, обеспечивают финансирование выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию и осуществляют другие функции.

Целевые страховые фонды, если иное не предусмотрено законами Украины, не могут заниматься другой деятельностью, кроме той, для которой они созданы, и использовать свои средства на цели, не связанные с этой деятельностью.

На сегодняшний день в Украине существует четыре фонда общеобязательного государственного социального страхования:

• Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ);

• Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (привычнее для многих звучит как центр занятости);

• Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (ФСС по ВПТ);

• Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве.

Фонд общеобязательного государственного медицинского страхования (пятый по счету) на сегодняшний день в Украине так и не создан.

Наша статья посвящается одному из четырех вышеперечисленных фондов, а именно ФСС по ВПТ.

Итак, что же необходимо знать как страхователям, так и застрахованным лицам об этом виде страхования и об этом Фонде?

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСС ПО ВПТ

Деятельность ФСС по ВПТ регулируется Законом № 2240.

Немного законодательной истории. В своей первоначальной редакции и вплоть до 28.12.2007 г. Закон № 2240 назывался "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением".

Законом о Госбюджете-2008 (п. 25 Раздела II Закона) в названии и тексте Закона № 2240 слова "рождением и" исключены. Кроме того, были исключены статьи Закона № 2240, посвященные выплате пособий по уходу за ребенком до 3 лет.

Конституционный Суд Украины Решением № 10-рп/2008 изменения в названии Закона № 2240 признал неконституционными (п. 2 резолютивной части Решения).

А что касается самих выплат, то, согласно Постановлению № 32, с 1 января 2007 года пособие при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста застрахованным лицам должно назначаться органами труда и социальной защиты населения по месту проживания застрахованного лица.

При этом I квартал 2007 года был определен в качестве переходного периода, в котором указанные виды пособия продолжали выплачиваться страхователями и рабочими органами ФСС по ВПТ застрахованным лицам, которым это пособие было назначено и выплачивалось в 2006 году.

А уже начиная со II квартала 2007 года пособие при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижении им 3-летнего возраста выплачивается органами труда и соцзащиты по месту жительства застрахованного лица (так называемые собесы).

То есть на сегодняшний день за счет средств ФСС по ВПТ выплачивается только пособие по беременности и родам, остальные два вида пособий, так неразрывно связанные между собой — при рождении ребенка и по уходу за ним до 3 лет, выплачиваются за счет средств Госбюджета Украины.

 

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ФСС ПО ВПТ

ФСС по ВПТ, в соответствии со ст. 9 Закона № 2240, является органом, который осуществляет руководство и управление общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, проводит сбор и аккумуляцию страховых взносов и других средств, предназначенных для финансирования материального обеспечения и социальных услуг, виды которых предусмотрены ст. 34 данного Закона, и обеспечивает их предоставление, а также осуществляет контроль за использованием этих средств. ФСС по ВПТ относится к целевым внебюджетным страховым фондам.

ФСС по ВПТ является некоммерческой самоуправляющейся организацией, юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, а также символику, которая утверждается правлением Фонда. Деятельность Фонда регулируется Законом № 2240 и Уставом ФСС по ВПТ, который утверждается его правлением.

Устав ФСС по ВПТ утвержден Постановлением № 9 и доступен для ознакомления в законодательной базе "Лига Закон" или в Интернете (www.uazako№.com).

Непосредственное управление ФСС по ВПТ осуществляют правление и исполнительная дирекция Фонда.

Исполнительная дирекция ФСС по ВПТ обеспечивает выполнение его решений. Согласно п. 1.8 Устава исполнительная дирекция ФСС по ВПТ находится по адресу: г. Киев, ул. Боричев Ток, 28. Официальный сайт Фонда: http://www.fse.gov.ua

В Автономной Республике Крым (далее — АРК), областях и в городах Киев и Севастополь непосредственное управление осуществляют правление и исполнительная дирекция соответствующих отделений ФСС по ВПТ.

Рабочими органами исполнительной дирекции Фонда и его отделений являются исполнительные дирекции отделений в АРК, областях, городах Киев и Севастополь.

 

ПРАВО НА ПОСОБИЕ ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ ИЗ ФСС ПО ВПТ

Право на материальное обеспечение и социальные услуги по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, имеют застрахованные граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, проживающие в Украине, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

Это право возникает с наступлением страхового случая в период работы (включая и время испытания, и день увольнения), если иное не предусмотрено законодательством (ч. 1 ст. 4 Закона № 2240).

То есть для оплаты больничного листа необходимо, чтобы он был открыт в период работы, даже если этот день является днем увольнения работника. То же касается испытательного срока.

Так, согласно ст. 26 КЗоТ Украины, в период испытания на работников распространяется законодательство о труде. Однако, согласно ч. 3 ст. 27 КЗоТ Украины, если работник в период испытания отсутствовал на работе в связи с временной потерей трудоспособности или по другим уважительным причинам, то срок испытания может быть продлен на соответствующее количество дней, в течение которых он отсутствовал.

 

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ФСС ПО ВПТ

Кто конкретно является субъектами и объектами ФСС по ВПТ?

Ответ на данный вопрос можно найти в ст. 2 Закона № 2240. Определение терминов, относящихся к субъектам и объектам ФСС по ВПТ, а также других терминов, непосредственно связанных с ними, представим в табл. 3.

Таблица 3.

№ п/п

Название термина

Определение термина

1

2

3

Субъекты ФСС по ВПТ

1.

Застрахованное лицо

Наемный работник, а в случаях, предусмотренных Законом № 2240, также другие лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и члены их семей, проживающие в Украине, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины), в пользу которых осуществляется общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением

2.

Наемный работник

Физическое лицо, работающее по трудовому договору (контракту) на предприятии, в учреждении, организации (далее — предприятие) независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования или у физического лица

3.

Работодатель

Собственник предприятия или уполномоченный им орган независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйствования; физическое лицо, использующее труд наемных работников (в том числе иностранцев, которые на законных основаниях работают по найму в Украине); собственник расположенного в Украине иностранного предприятия (в том числе международного), филиала и представительства, который использует труд наемных работников, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины

4.

Страховщик

Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности

Объект ФСС по ВПТ

5.

Страховой случай

Событие, с наступлением которого возникает право застрахованного лица или членов его семьи на получение материального обеспечения или социальных услуг по Закону № 2240

Другие важные термины для участников ФСС по ВПТ

6.

Страховой стаж

Период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и за который уплачены страховые взносы

7.

Страховые взносы

Отчисления в определенном размере на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением

 

 

ЛИЦА, ПОДЛЕЖАЩИЕ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ, И ВИДЫ ТАКОГО СТРАХОВАНИЯ

Общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, согласно ст. 6 Закона № 2240, подлежат:

1) лица, работающие на условиях трудового договора (контракта) на предприятиях независимо от форм собственности и хозяйствования или у физических лиц*, в том числе в иностранных дипломатических и консульских учреждениях, других представительствах нерезидентов, а также избранные на выборные должности в органы государственной власти, органы местного самоуправления и в другие органы;

2) члены коллективных предприятий, сельскохозяйственных и других производственных кооперативов.

* В соответствии со ст. 241 КЗоТ Украины в случае заключения трудового договора между работником и физическим лицом последнее должно в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе зарегистрировать заключенный в письменной форме трудовой договор в государственной службе занятости по месту своего проживания согласно Порядку № 260. Отметим, что в ст. 241 КЗоТ Украины речь идет о физических лицах – субъектах предпринимательской деятельности без создания юридического лица с правом найма работников и физических лицах, использующих наемный труд, связанный с предоставлением услуг (повара, няни, водители и др.).

Частью третьей ст. 6 Закона № 2240 предусмотрено также так называемое добровольное страхование определенной категории лиц. Это лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (лица, занимающиеся предпринимательской, адвокатской, нотариальной, творческой и другой деятельностью, связанной с получением дохода непосредственно от этой деятельности, в том числе члены творческих союзов, творческие союзы, работники которых не являются членами творческих союзов). Они имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги в соответствии с Законом № 2240 при условии уплаты страховых взносов в ФСС по ВПТ в соответствии с действующим законодательством. Механизм страхования лиц на добровольных началах регулируется Порядком № 62.

То есть Законом № 2240 фактически предусмотрены два вида страхования — общеобязательное и добровольное, как бы противоречиво это не звучало. Для сравнения структуру правоотношений каждого из этих видов социального страхования представим схематично (табл. 4).

Таблица 4.

Обязательное страхование

Застрахованное лицо

Страхователь

ФСС по ВПТ

Добровольное страхование

Застрахованное лицо (страхователь)

ФСС по ВПТ

То есть правоотношения по обязательному страхованию имеют несколько более сложную структуру и в них застрахованное лицо – наемный работник непосредственно с ФСС по ВПТ не общается, а все вопросы по назначению и выплате пособий решаются через работодателя-страхователя, который с этим Фондом проводит все расчеты и взаимозачеты.

Очень часто многие наемные работники полагают, что выплачивать пособие им обязан именно ФСС по ВПТ. Такая позиция не соответствует положениям Закона № 2240, в частности, статьям 27 - 28, в которых закреплены права и обязанности как ФСС по ВПТ (страховщика), так и страхователя (работодателя).

Пунктом 3 ч. 2 ст. 27 Закона № 2240 предусмотрено, что страхователь обязан предоставлять и оплачивать застрахованным лицам в случае наступления страхового случая соответствующий вид материального обеспечения и социальных услуг в соответствии с Законом № 2240.

В свою очередь, страхователь, согласно с п. 5 ч. 1 ст. 27 Закона № 2240, имеет право на дополнительное финансирование из средств ФСС по ВПТ в случае превышения суммы фактических расходов над суммой начисленных страховых взносов. То есть в том случае, когда у предприятия расходы на выплату пособий превышают начисленные страховые взносы, которые подлежат уплате, такое предприятие может обратиться в районную/межрайонную исполнительную дирекцию, в которой оно стоит на учете как страхователь, за дополнительным финансированием необходимой суммы.

 

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ФСС ПО ВПТ

Одним из основных источников наполнения бюджета ФСС по ВПТ являются страховые взносы страхователей и застрахованных лиц. При этом застрахованные лица – наемные работники уплачивают страховые взносы в ФСС по ВПТ через своего работодателя. То есть из заработной платы работника удерживаются страховые взносы и общей суммой перечисляются в этот Фонд. Предприятие начисляет страховые взносы от общего фонда оплаты труда и удерживает их из заработной платы наемных работников в соответствующих размерах. И ответственность за несвоевременность и неполноту уплаты страховых взносов в ФСС по ВПТ несет именно работодатель-страхователь, а не наемный работник.

В соответствии со ст. 23 Закона № 2240 страхователи уплачивают в ФСС по ВПТ разницу между начисленными и удержанными страховыми взносами и расходами, связанными с предоставлением материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам в соответствии с этим Законом.

Перечисление указанных сумм осуществляется путем безналичных расчетов один раз в месяц — в день, установленный для получения в учреждениях банка средств на оплату труда за соответствующий период. Страховые взносы, уплаченные в иностранной валюте, также подлежат перечислению на счет ФСС по ВПТ в валюте Украины по официальному курсу НБУ на день их уплаты.

В случае недостаточности у страхователей-работодателей средств для выплаты заработной платы и уплаты страховых взносов в полном объеме их перечисление в ФСС по ВПТ проводится пропорционально выплачиваемой сумме заработной платы.

Если страхователи несвоевременно или не в полном объеме уплачивают страховые взносы, то к ним применяются финансовые санкции, предусмотренные ст. 30 Закона № 2240.

Днем уплаты страховых взносов считается:

• в случае перечисления взносов путем безналичных расчетов — день подачи в учреждение банка расчетных документов на перечисление страховых взносов на счет ФСС по ВПТ;

• в случае оплаты наличными — день внесения средств в банковское учреждение или отделения связи для перечисления на счет ФСС по ВПТ.

 

ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Виды материального обеспечения и социальных услуг, предоставляемые ФСС по ВПТ, определены в ст. 34 Закона № 2240 и включают (табл. 5).

Таблица 5.

№ п/п

Виды материального обеспечения и социальных услуг, предоставляемых ФСС по ВПТ

Примечание

1

2

3

1.

Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком)

Ст.ст. 35, 37 Закона № 2240

2.

Пособие по беременности и родам

Ст.ст. 38, 39 Закона № 2240

3.

Пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров*, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве)

Ст.ст. 45, 46 Закона № 2240

4.

Обеспечение оздоровительных мероприятий

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение застрахованным лицам и членам их семей, содержание санаториев-профилакториев,

предоставление социальных услуг по внешкольной работе с детьми, в том числе приобретение детских новогодних подарков согласно ст.ст. 47, 48 Закона № 2240

Примечание. * Распространенным заблуждением многих страхователей является мнение, что пособие на погребение работающих пенсионеров должно выплачиваться именно за счет средств ФСС по ВПТ. Логика таких страхователей проста: раз наемный работник является застрахованным лицом и с него удерживаются и уплачиваются страховые взносы в ФСС по ВПТ, то в случае наступления страхового случая (смерти) такого застрахованного лица пособие на его погребение должно выплачиваться за счет средств этого Фонда.

В то же время страхователи не учитывают того факта, что работающий пенсионер застрахован также и в других фондах общеобязательного государственного социального страхования, в частности, Пенсионном, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. И в эти фонды также удерживаются и уплачиваются страховые взносы из заработной платы работающего пенсионера. Соответственно, если рассматривать такую "конструкцию", как "работающий пенсионер", то статус пенсионера в ней является определяющим, в то время как статус наемного работника и, соответственно, застрахованного лица в ФСС по ВПТ, — временным (только на период работы по найму).

Поэтому Закон № 2240 и содержит такую оговорку: "кроме погребения пенсионеров". В случае смерти пенсионера, даже работающего, пособие на его погребение выплачивается органами Пенсионного фонда Украины; в случае смерти вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — Фондом социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Подтверждением такой позиции является Определение № К-38705/06, в котором ВАСУ пришел к выводу, что пособие на погребение работающего пенсионера должно быть предоставлено не за счет средств ФСС по ВПТ, а за счет средств Пенсионного фонда. В частности, ст. 53 Закона № 1058 предусмотрено, что в случае смерти пенсионера лицам, которые осуществили его погребение, выплачивается пособие на погребение в размере двухмесячной пенсии, которую получал пенсионер на момент смерти.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ ПОТЕРЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ

Пособие по временной нетрудоспособности, согласно ст. 36 Закона № 2240, не предоставляется:

• в случае получения застрахованным лицом травм или заболевания при совершении им преступления;

• в случае умышленного причинения вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей или симуляции болезни;

• во время пребывания под арестом и за время проведения судебно-медицинской экспертизы;

• за время принудительного лечения, назначенного постановлением суда;

• в случае временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, которые произошли вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением;

• за период пребывания застрахованного лица в отпуске без сохранения заработной платы, творческом отпуске, дополнительном отпуске в связи с обучением.

Кроме того, застрахованные лица, которые в период получения пособия по временной нетрудоспособности нарушают режим, установленный для них врачом, или не появляются без уважительных причин в назначенный срок на медицинский осмотр, в том числе на лечебно-консультативную комиссию (ЛКК) или медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК), теряют право на это пособие со дня допущения нарушения на срок, который устанавливается решением органа, назначающего пособие по временной нетрудоспособности.

 

РАЗМЕР ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

Согласно ст. 37 Закона № 2240 пособие по временной нетрудоспособности (больничный лист) выплачивается застрахованным лицам в зависимости от страхового стажа, а также других льгот, предоставленных действующим законодательством, в следующих размерах (табл. 6).

Таблица 6.

№ п/п

Размер пособия

Примечание

1.

60 % средней заработной платы (дохода)

застрахованным лицам, имеющим страховой стаж до 5 лет

2.

80 % средней заработной платы (дохода)

застрахованным лицам, имеющим страховой стаж от 5 до 8 лет

3.

100 % средней заработной платы (дохода)

застрахованным лицам, имеющим страховой стаж свыше 8 лет

застрахованным лицам, отнесенным к 1 - 4 категориям лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы

одному из родителей или лицу, которое их заменяет и ухаживает за больным ребенком в возрасте до 14 лет, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы

ветеранам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона № 3551

лицам, отнесенным к жертвам нацистских преследований в соответствии с Законом о жертвах нацистских преследований

донорам, имеющим право на льготу, предусмотренную ст. 10 Закона о донорстве крови

УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

Пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое компенсирует потерю заработной платы (дохода) за период отпуска в связи с беременностью и родами (ст. 38 Закона № 2240).

Пособие по беременности и родам застрахованному лицу выплачивается за весь период отпуска в связи с беременностью и родами, продолжительность которой составляет 70 календарных дней до родов и 56 (в случае осложненных родов или рождения двух или более детей — 70) календарных дней после родов. Женщинам, отнесенным к 1 - 4 категориям лиц, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, пособие по беременности и родам выплачивается за 180 календарных дней указанного отпуска (90 — до родов и 90 — после родов).

Размер пособия по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется застрахованному лицу в полном объеме независимо от количества дней отпуска, фактически использованных до родов.

Пособие по беременности и родам предоставляется застрахованному лицу в размере 100% средней заработной платы (дохода), исчисленной в соответствии со ст. 53 Закона № 2240, и не зависит от страхового стажа (ст. 39 Закона № 2240).

В случае предоставления застрахованному лицу отпуска в связи с беременностью и родами в период его временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности по временной нетрудоспособности закрывается и со дня наступления этого отпуска выдается другой листок нетрудоспособности.

В случае предоставления застрахованному лицу отпуска в связи с беременностью и родами в период простоя предприятия не по вине застрахованного лица, ежегодного (основного или дополнительного) отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, дополнительного отпуска в связи с учебой, творческого отпуска пособие по беременности и родам предоставляется со дня возникновения права на отпуск в связи с беременностью и родами.

 

НАЗНАЧЕНИЕ И ВЫПЛАТА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗ ФСС ПО ВПТ

Статьей 50 Закона М 2240 предусмотрено, что материальное обеспечение и социальные услуги по общеобязательному государственному социальному страхованию застрахованным лицам (наемным работникам) назначаются и предоставляются по основному месту работы за счет уплаченных застрахованными лицами страховых взносов (кроме пособия по временной нетрудоспособности или пособия по беременности и родам, которые предоставляются как по основному месту работы, так и по совместительству в порядке, определенном КМУ).

В случае ликвидации (реорганизации) предприятия материальное обеспечение по страховым случаям, наступившим до их ликвидации (реорганизации), выплачивается их правопреемником, а в случае отсутствия правопреемника — исполнительной дирекцией отделения ФСС по ВПТ по месту учета ликвидированного предприятия как страхователя.

Добровольно застрахованным лицам назначение и выплата материального обеспечения и социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, осуществляются исполнительной дирекцией отделения ФСС по ВПТ по месту их учета как страхователей.

 

КОМИССИЯ (УПОЛНОМОЧЕННЫЙ) ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

Решение о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, которая создается (избирается) на предприятии, учреждении, организации. Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой материального обеспечения, принимает решение об отказе в его назначении, о прекращении выплаты материального обеспечения (полностью или частично), рассматривает основание и правильность выдачи листков нетрудоспособности и других документов, которые являются основанием для предоставления материального обеспечения и социальных услуг.

Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию выполняет свои функции в соответствии с Положением № 25.

Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию создается (избирается) на предприятии, использующем наемный труд, независимо от форм собственности и хозяйствования. Комиссия по социальному страхованию создается при численности свыше 15 застрахованных лиц, работающих по найму. При численности на предприятии застрахованных лиц 15 и менее, на общем собрании работников избирается уполномоченный по социальному страхованию предприятия. На вновь созданном предприятии комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию создается (избирается) в месячный срок после государственной регистрации предприятия.

На предприятии, где начисление и выплата заработной платы, а также выплата материального обеспечения по социальному страхованию, предоставление социальных услуг осуществляется в его структурных подразделениях, комиссии по социальному страхованию создаются в этих подразделениях.

На больших предприятиях, где начисление и выплата зарплаты и материального обеспечения по социальному страхованию и предоставление социальных услуг осуществляется централизованно, создается центральная комиссия по социальному страхованию предприятия.

Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию предприятия:

• принимает решение о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг;

• принимает решение об отказе в назначении материального обеспечения, о прекращении его выплаты (полностью или частично), рассматривает основание и правильность выдачи листков нетрудоспособности и других документов, которые являются основанием для предоставления материального обеспечения и социальных услуг;

• осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой работодателем материального обеспечения застрахованным лицам за счет средств Фонда;

• принимает участие в проверках, осуществляемых на предприятии рабочими органами отделений ФСС по ВПТ по вопросам правильности начисления и уплаты страховых взносов, использования страховых средств, и выполняет ряд других функций.

Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию ведет учет застрахованных лиц, их детей, а также лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, оздоровлении в детских оздоровительных учреждениях, контролирует выдачу застрахованным лицам путевок, новогодних подарков согласно решению комиссии, проводит на предприятии разъяснительную работу и консультирует по вопросам предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет средств ФСС по ВПТ.

Основной формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся в соответствии с утвержденным ею планом, но не реже двух раз в месяц. Комиссия правомочна принимать решения при наличии на заседании более половины ее членов. Заседание комиссии протоколируется.

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов комиссии. Уполномоченный по социальному страхованию рассматривает вопросы материального обеспечения и предоставления социальных услуг застрахованным лицам по мере поступления соответствующих обращений и предоставления необходимых документов, и принимает соответствующие решения.

Решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию оформляются протоколом в день их принятия. Решение комиссии (уполномоченного) о назначении материального обеспечении и предоставлении социальных услуг может быть обжаловано застрахованным лицом в рабочий орган отделения ФСС по ВПТ, где предприятие состоит на учете, что также не лишает застрахованного лица права обратиться с этим же вопросом в суд.

 

ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основанием для назначения пособия по временной потере трудоспособности, по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (привычнее для многих звучит как больничный лист или бюллетень), а в случае работы по совместительству — копия листка нетрудоспособности, удостоверенная подписью руководителя и печатью по основному месту работы.

Порядок и условия выдачи, продления и учета листков нетрудоспособности, осуществления контроля за правильностью их выдачи установлены Инструкцией № 455.

Пособие на погребение застрахованного лица назначается семье умершего или лицу, осуществившему погребение, на основании свидетельства о смерти, выданного органом регистрации актов гражданского состояния (РАГС).

Пособие на погребение члена семьи застрахованного лица назначается застрахованному лицу на основании свидетельства о смерти, виданного органом РАГС, и справки с места проживания о том, что умерший член семьи находился на содержании застрахованного лица.

С 01.01.2008 г., согласно п. 3 Постановления № 83, размер пособия на погребение за счет средств ФСС по ВПТ составляет 1 400 грн.

 

СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Сроки рассмотрения документов, назначения и выплаты материального обеспечения определены в ст. 52 Закона № 2240 (табл. 7).

Таблица 7.

№ п/п

Вид пособия

Сроки рассмотрения документов

Сроки выплаты пособия

1

2

3

4

1.

Пособие по временной потере трудоспособности, в том числе:

Не позднее 10 дней со дня поступления документов*

1.1

- застрахованным лицам – наемным работникам

в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы

1.2

- добровольно застрахованным

лицам

в течение 10 дней после назначения пособия

2.

Пособие по беременности и родам

Не позднее 10 дней со дня поступления документов*

2.1

- застрахованным лицам – наемным работницам

в ближайший после дня назначения пособия срок, установленный для выплаты заработной платы

2.2

- добровольно застрахованным лицам

в течение 10 дней после назначения пособия

3.

Пособие на погребение

Не позднее дня, следующего за днем обращения

Не позднее дня, следующего за днем обращения

Примечание. * Уведомление об отказе в назначении пособия с указанием причин отказа и порядка обжалования выдается или высылается заявителю не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения.

 

Назначенное, но не полученное в связи со смертью застрахованного лица материальное обеспечение выплачивается членам семьи, которые проживали вместе с ним, или наследникам.

Назначенное, но не полученное своевременно застрахованным лицом материальное обеспечение выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком в размере, установленном на момент наступления страхового случая.

 

САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Для обеспечения восстановления здоровья застрахованное лицо и члены его семьи (а также лицо, обучающееся в высшем учебном заведении), в соответствии со ст. 47 Закона № 2240, имеют право на получение санаторно-курортного лечения в порядке и на условиях, определенных правлением ФСС по ВПТ.

Условия получения застрахованными лицами санаторно-курортного лечения определяет Порядок № 12.

Услуги по санаторно-курортному лечению за счет средств ФСС по ВПТ предоставляются застрахованным лицам и членам их семей здравницами после предъявления путевки на санаторно-курортное лечение и санаторно-курортной карты (форма № 072/о — для взрослого, форма № 76/о — для детей и подростков). На такой путевке в обязательном порядке проставляется отметка "Оплачено за средства Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности".

Срок санаторно-курортного лечения может составлять 18, 21, 24 или 45 суток.

Решение о выделении путевки застрахованному лицу принимает комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию предприятия на основании личного заявления и справки для получения путевки (форма № 070/о).

Путевка в санаторий выдается застрахованному лицу по основному месту работы в период отпуска.

Путевка, приобретенная страхователем или застрахованным лицом самостоятельно, за счет средств ФСС по ВПТ не оплачивается.

Физическому лиц – субъекту предпринимательской деятельности, являющемуся плательщиком единого налога, и добровольно застрахованному лицу путевка выдается по месту его учета согласно приказу директора районной, межрайонной исполнительной дирекции отделения ФСС по ВПТ по накладной, при наличии личного заявления, медицинской справки и документа, удостоверяющего личность.

Застрахованному лицу в течение календарного года может быть выделена только одна путевка для санаторно-курортного лечения, с учетом путевки, полученной в санаторий-профилакторий или в реабилитационное отделение санаторно-курортного учреждения, за исключением путевки, полученной для самостоятельного санаторно-курортного лечения ребенка (п. 4.4 раздела IV Порядка № 12).

Путевку, приобретенную за счет средств ФСС по ВПТ, застрахованное лицо получает с частичной оплатой. То есть перед тем, как получить на предприятии или в районной, межрайонной исполнительной дирекции путевку, застрахованное лицо обязано внести ее частичную стоимость, которая составляет: в двухместный номер — 20 % стоимости путевки, в одноместный номер — 50 % стоимости (п. 4.5 раздела IV Порядка № 12).

Для застрахованных лиц, студентов высших учебных заведений и учителей профессиональных учреждений путевка в санаторий-профилакторий предоставляется с частичной оплатой в размере 10% ее стоимости, а студентам-сиротам и ученикам-сиротам — бесплатно (п. 4.6 раздела IV Порядка № 12).

Путевка одному из застрахованных родителей (матери или отцу) или застрахованному лицу, которое их заменяет (опекуну, попечителю), для лечения ребенка в сопровождении взрослого, при наличии у ребенка медицинских показаний на санаторно-курортное лечение, предоставляется с частичной оплатой в размере 10 % стоимости, а для лечения двух детей в сопровождении взрослого — бесплатно (п. 4.7 раздела IV Порядка № 12).

Частичная оплата стоимости путевки в санаторий вносится в кассу страхователя по основному месту работу застрахованного лица, а при отсутствии кассы — через учреждение банка на транзитный счет органа ФСС по ВПТ по месту учета страхователя. Частичная оплата стоимости путевки в санаторий-профилакторий вносится в кассу предприятия, на содержании которого находится этот санаторий-профилакторий.

Путевка (кроме путевки в реабилитационное отделение) выдается за две недели до начала срока заезда. Путевка выдается заполненной, в ней указываются: фамилия, имя и отчество застрахованного лица или члена его семьи, место работы, предприятие, выдавшее путевку. Кроме того, путевка подписывается ответственным лицом предприятия и скрепляется его печатью.

Физическому лицу – субъекту предпринимательской деятельности, который является плательщиком единого налога, добровольно застрахованному физлицу путевка подписывается директором районной, межрайонной исполнительной дирекции отделения ФСС по ВПТ по месту учета физического лица и скрепляется печатью этой дирекции (п. 4.17 раздела IV Порядка № 12).

Застрахованное лицо после получения санаторно-курортных услуг обязано вернуть страхователю заполненный обратный талон путевки или справку о факте пребывания в санаторно-курортном учреждении, реабилитационном отделении санаторно-курортного учреждения, удостоверенные подписью руководителя и скрепленные печатью данного учреждения. Застрахованное лицо – плательщик единого налога и добровольно застрахованное лицо обязано вернуть вышеуказанные документы в районную, межрайонную исполнительную дирекцию отделения ФСС по ВПТ, которая выдала эту путевку.

Кроме того, Порядком № 12 на страхователя возложена обязанность вести Журнал учета путевок в санаторно-курортные учреждения по форме Ф 13-ФСС з ТВП. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан лицом, ответственным за выдачу путевок, и скреплен печатью предприятия.

Накладные по путевкам, решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию, копии квитанций о частичной оплате стоимости путевок, Журнал учета, а также обратные талоны или справки о факте нахождения в санаторно-курортном учреждении сохраняются в финансовом подразделении страхователя.

Запрещается:

• передавать путевку, выданную застрахованному лицу или члену его семьи, другому лицу;

• выдавать путевки лицам, не работающим на этом предприятии (кроме таких случаев, как самостоятельное лечение ребенка, который является членом семьи застрахованного лица, или выдачи совместной путевки для мужа и жены или детей в возрасте от 4 до 18 лет);

• выдавать путевку, не оформленную надлежащим образом;

• выдавать путевку застрахованному лицу при отсутствии квитанции к приходному кассовому ордеру или квитанции о частичной оплате стоимости путевки.

 

НОВОГОДНИЕ ПОДАРКИ ДЕТЯМ

Механизм расходования средств ФСС по ВПТ на приобретение детских новогодних подарков, планирования, получения, распределения и обеспечения детей застрахованных лиц новогодними подарками определяет Порядок № 48.

Решение о выделении новогоднего подарка принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию на основании составленной страхователем ведомости на выдачу новогодних подарков, в которой указываются фамилии, инициалы застрахованных лиц и их детей, число, месяц и год рождения детей (п. 3.1 Порядка № 48).

Выдача новогодних подарков районной, межрайонной исполнительной дирекцией страхователю осуществляется на основании доверенности, по накладной и в соответствии с поданной им заявкой о выделении новогодних подарков для детей застрахованных лиц.

Застрахованное лицо (отец, мать, усыновитель, опекун/попечитель) имеет право получить в текущем году только один новогодний подарок за счет средств ФСС по ВПТ на ребенка, которому по состоянию на 1 января следующего календарного года не исполнилось 14 лет.

Физическому лицу – субъекту предпринимательской деятельности, являющемуся плательщиком единого налога, и физическому лицу, застрахованному на добровольных началах, новогодний подарок выдается по месту учета его страхователем на основании приказа директора районной, межрайонной, городской исполнительной дирекции отделения ФСС по ВПТ на основании личного заявления и копии свидетельства о рождении ребенка. Новогодний подарок выдается по накладной при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Выдача новогодних подарков застрахованным лицам – наемным работникам осуществляется по их основному месту работы страхователем. Данные о получении застрахованными лицами новогодних подарков заверяются подписями застрахованных лиц в ведомости на выдачу новогодних подарков. Накладные на получение новогодних подарков, решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию, ведомости на выдачу новогодних подарков, подписанные руководителем и председателем комиссии (уполномоченным) по социальному страхованию и скрепленные печатью, хранятся страхователем.

Новогодний подарок, приобретенный страхователем или застрахованным лицом самостоятельно, за счет средств ФСС по ВПТ не оплачивается!

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТРАХОВАТЕЛЯ

Страхователь несет ответственность за несвоевременную уплату и неполную уплату страховых взносов, в том числе страховых взносов, которые уплачивают застрахованные лица через счета работодателей, а также за нарушение порядка использования страховых средств.

В случае несвоевременной уплаты страховых взносов страхователем (в том числе физическим лицом, не имеющим статуса предпринимателя и использующим наемный труд, через уклонение от подачи заявления о взятии на учет плательщиком страховых взносов) или неполной их уплаты страхователь уплачивает сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню (второй абзац п. 1 ст. 30 Закона № 2240).

За несвоевременную уплату страховых взносов на страхователя налагается штраф в размере 50% суммы причитающихся к уплате страховых взносов за весь период, который прошел со дня, когда страхователь был взят на учет (третий абзац п. 1 ст. 30 Закона № 2240).

За неполную уплату страховых взносов на страхователя налагается штраф в размере скрытой (заниженной) суммы заработной платы, на которую, в соответствии с Законом № 2240, начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения — в троекратном размере указанной суммы (четвертый абзац п. 1 ст. 30 Закона № 2240)

За нарушение порядка расходования страховых средств налагается штраф в размере 50 % причитающейся к уплате суммы страховых взносов (пятый абзац п. 1 ст. 30 Закона № 2240).

Пеня исчисляется исходя из 120% учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок.

Это следует знать! Срок давности в случае взыскания страховых взносов, пени и финансовых санкций, предусмотренных ст. 30 Закона № 2240, не применяется!

 

Привлечение к административной ответственности

Вопрос привлечения должностных лиц страхователя к административной ответственности регламентирован ст. 1655 КУоАП, которая предусматривает административную ответственность за следующие правонарушения:

- уклонение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, физическими лицами, использующими наемный труд, от регистрации плательщиком страховых взносов в ФСС по ВПТ, несвоевременная или неполная уплата страховых взносов, а также нарушение порядка использования этих средств — влечет за собой наложение штрафа от 8 до 15 НМДГ (от 136 грн. до 255 грн.);

- те же самые действия, совершенные лицом, на которое в течение года было наложено административное взыскание за одно из перечисленных в предыдущем абзаце правонарушений, — влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 НМДГ (от 170 грн. до 340 грн.).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, вынесение постановлений о наложении административных штрафов органами ФСС по ВПТ согласно действующему законодательству и передача исполнительных документов для выполнения органам Государственной исполнительной службы регулируется Порядком № 119.

Следует заметить, что такое административное правонарушение, как "уклонение от регистрации плательщиком страховых взносов", на сегодняшний день фактически является "мертвой нормой", поскольку ст. 26 Закона о госрегистрации установлено, что основанием для взятия юридического лица на учет, в частности в органах фондов социального страхования, является поступление в эти органы сведений из регистрационной карточки о проведении государственной регистрации юридического лица. А обязанность передавать такую информацию возложена на государственного регистратора.

То есть в случае нарушения страхователем законодательства по общеобязательному государственному социальному страхованию к нему могут быть применены:

• финансовые (штрафные) санкции — согласно ст. 30 Закона № 2240;

• административный штраф — согласно ст. 1655 КУоАП.

При этом финансовые санкции "ложатся на предприятие" и могут быть погашены, в том числе и путем взаимозачета, в случае превышения расходов за счет ФСС по ВПТ над начисленными страховыми взносами, а административный штраф налагается непосредственно на должностное лицо предприятия (руководителя и главного бухгалтера) и уплачивается из их "личного кармана".

 

ОТЧЕТНОСТЬ В ФСС ПО ВПТ

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 27 Закона № 2240 и п. 7.1. Раздела 7 Инструкции № 16 страхователь обязан вести учет средств общеобязательного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, и своевременно предоставлять органам ФСС по ВПТ установленную отчетность об этих средствах.

В соответствии с положениями Раздела 7 Инструкции № 16 страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах нарастающим итогом с начала года отчет по форме Ф4-ФСС з ТВП с указанием в нем сумм начисленных и уплаченных страховых взносов и других поступлений, а также сумм, израсходованных на выплату пособий и осуществление других мероприятий, финансирование которых проводится за счет средств этого Фонда.

Отчет страхователя-работодателя предоставляется за подписями руководителя и главного бухгалтера и заверяется печатью страхователя, а добровольно застрахованного лица — его личной подписью.

Один экземпляр отчета по форме Ф4-ФСС з ТВП не позднее 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца подается в орган ФСС по ВПТ, а второй — остается в бухгалтерии страхователя. Страхователь имеет право не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи отчета направить отчет по адресу органа ФСС по ВПТ почтой с уведомлением о вручении.

Предельные сроки сдачи отчетности в ФСС по ВПТ — 20.04, 20.07, 20.10, и 20.01, соответственно.

В случае наличия методологических или арифметических ошибок, выявленных при приеме отчета по средствам ФСС по ВПТ должностным лицом рабочего органа ФСС по ВПТ, страхователю должно быть предложено самостоятельно исправить выявленные ошибки. Эти рекомендационные предложения не могут быть основанием для непринятия отчета!

Отказ от приема отчета квалифицируется как превышение служебных полномочий должностным лицом, что влечет за собой ответственность согласно законодательству.

Отчет по средствам ФСС по ВПТ, полученный органом этого Фонда, может быть не признан им как отчет по средствам ФСС по ВПТ, если:

• в нем не указаны наименование страхователя и его регистрационный номер;

• отчет не подписан руководителем и/или главным бухгалтером страхователя или физическим лицом – субъектом предпринимательской деятельности;

• отчет не скреплен печатью плательщика страховых взносов (за исключением физических лиц-предпринимателей, у которых печать отсутствует).

Исправление ошибок, выявленных в отчете страхователем самостоятельно, осуществляется согласно Порядку № 123.

На заметку! На сегодняшний день действующим законодательством не установлена ответственность страхователя за непредоставление или несвоевременное предоставление отчетности в ФСС по ВПТ!

С одной стороны, это выгодно недобросовестным страхователям — ведь можно несколько месяцев подряд не сдавать отчеты и не нести за это юридической ответственности, а с другой стороны, — это большой пробел в законодательстве, который ФСС по ВПТ самостоятельно устранить, к сожалению, не может, и это создает для него массу проблем.

Следует также отметить избирательность законодателя в отношении административной ответственности по различным фондам страхования.

Так, ст.ст. 1651 и 1654 КУоАП установлена административная ответственность за непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности по страховым взносам в Пенсионный фонд Украины и в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины. Можно только с грустью констатировать, что у законодателя так и "не дошли руки" до ФСС по ВПТ!

!!!Также страхователям следует знать, что в случае несогласия с решением органа ФСС по ВПТ о наложении финансовых (штрафных) санкций такое решение может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию этого Фонда или в административный суд.

Можно сначала пройти все инстанции в самом Фонде, а можно сразу идти по тернистому судебному пути. На своем опыте автор убедился, что рассчитывать на то, что ФСС по ВПТ отменит или признает незаконным свое же решение или решение своей нижестоящей дирекции или отделения, не стоит!

В большинстве случаев страхователи, не согласные с решением ФСС по ВПТ, сразу обращаются в суд. По крайней мере, это позволяет сэкономить время, которое почти наверняка уйдет впустую в случае обжалования решения ФСС по ВПТ в вышестоящую инстанцию, и деньги, поскольку расходы за подачу административного иска составят всего 3,40 грн. Именно в таком размере уплачивается судебный сбор за подачу административного иска с неимущественными требованиями, судебно-информационные расходы в административном процессе не оплачиваются