Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля

Аверс-бухгалтерия № 33 от 17.08.2009 г.

 

Государственный контроль за застройкой территорий, размещением и строительством объектов архитектуры, соблюдением субъектами архитектурной деятельности утвержденной градостроительной и другой проектной документации, местных правил застройки населенных пунктов, исходных данных согласно Закону Украины от 14.10.94 г. № 208/94-ВР "Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства" (далее – Закон № 208) осуществляют Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля (далее – инспекции).

Основными нормативными документами, регулирующими взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности и органов архитектурно-строительного контроля, являются:

- Закон Украины от 20.05.99 г. № 687-XIV "Об архитектурной деятельности" (далее - Закон 687);

- Положение о Государственной архитектурно-строительной инспекции, утвержденное постановлением КМУ от 18.10.2006 г. № 1434 (далее - Положение № 1434);

- Положение об инспекциях государственного архитектурно-строительного контроля в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе, утвержденное приказом Минстроя от 19.11.2007 г. № 317 (далее - Положение № 317);

- Положение о внештатном (общественном) инспекторе государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденное приказом Минстроя от 19.11.2007 г. № 318 (далее - Положение № 318);

- Положение о государственном архитектурно-строительном контроле, утвержденное постановлением КМУ от 25.03.93 г. № 225 (далее - Положение № 225);

- Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ, утвержденное приказом Госстроя от 05.12.2000 г. № 273;

- Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в сфере градостроительства, утвержденное постановлением КМУ от 06.04.95 г. № 244 (далее - Положение № 244).

 

Полномочия должностных лиц

Под архитектурно-строительным контролем в соответствии с п. 1 Положения № 225 понимается совокупность организационно-технических и правовых мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства, государственных стандартов, норм и правил, архитектурных требований и технических условий, а также положений утвержденной градостроительной документации и проектов конкретных объектов, местных правил застройки населенных пунктов всеми субъектами градостроительной деятельности независимо от форм собственности во время застройки территорий и населенных пунктов, размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов жилищно-гражданского, производственного и другого назначения, реставрации архитектурных достопримечательностей, создания инженерной и транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов, изделий и конструкций.

Непосредственно государственный архитектурно-строительный контроль осуществляют:

- Государственная архитектурно-строительная инспекция (Госархстройинспекция), являющаяся правительственным органом государственного управления в составе Минстроя, образованная согласно постановлению КМУ от 05.04.2006 г. № 428. Ее полномочия определены в нормах Положения № 1434;

- территориальные органы Госархстройинспекции - инспекции архитектурно-строительного контроля в составе органов градостроения и архитектуры в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Полномочия инспекций определены Положением № 318.

Согласно Положению № 1434 Госархстройинспекция в соответствии с возложенными на нее задачами, в частности:

- разрабатывает и утверждает организационно-методические документы по вопросам осуществления архитектурно-строительного контроля, других вопросов, организует и обеспечивает их выполнение;

выдает заказчикам (застройщикам) и регистрирует в установленном порядке разрешение на выполнение работ по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, упорядочению объектов градостроения, расширению и техническому переоснащению предприятий;

- принимает участие в работе комиссий по принятию в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также в расследовании причин аварий на строительстве;

проводит проверку:

- соответствия выполнения строительных работ, строительных материалов, изделий и конструкций требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил техническим условиям, утвержденным проектным решениям;

- своевременности и качества проведения предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией съемок, замеров, испытаний, а также ведения журналов работ, паспортов, сертификатов и другой документации;

- наличия у исполнителя строительных работ в предусмотренных законодательством случаях сертификатов на строительные материалы, изделия и конструкции;

- соблюдения установленного порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов;

рассматривает вопрос о правонарушении в сфере градостроения с принятием соответствующих решений;

- осуществляет в предусмотренных законодательством случаях контроль за соблюдением сторонами обязательств по договору подряда на выполнение строительных работ, проводит анализ и обобщение результатов контроля и информирует о них Минрегионстрой;

- в соответствии с законодательством выдает субъектам хозяйствования лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве, осуществляет контроль за соблюдением условий и аннулирует указанные лицензии;

организовывает работу по проведению профессиональной аттестации исполнителей работ, связанных с созданием объектов архитектуры.

При этом Госархстройинспекция имеет право:

- в установленных законодательством случаях проводить проверку объектов строительства и предприятий, изготовляющих строительные материалы, изделия и конструкции, независимо от формы собственности в отношении соблюдения требований законодательства по вопросам, относящимся к ее компетенции;

- получать в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

выносить в пределах своих полномочий заказчикам, проектным и строительным организациям, предприятиям, изготовляющим строительные материалы, изделия и конструкции, обязательные для выполнения предписания по устранению фактов нарушения требований законодательства, государственных стандартов, строительных норм и правил, технических условий, утвержденных проектных решений, местных правил застройки населенных пунктов;

вносить заказчикам предложения по прекращению финансирования объектов строительства на период до устранения выявленных в результате осуществления архитектурно-строительного контроля недостатков;

- требовать в случаях, определенных законодательством, от заказчиков, подрядчиков, предприятий, изготавливающих строительные материалы, изделия и конструкции, выборочного раскрытия отдельных конструктивных элементов домов и сооружений, проведения съемок и замеров, дополнительных лабораторных и других испытаний строительных материалов, изделий и конструкций;

- получать от заказчиков, проектных и строительных организаций и предприятий, изготавливающих строительные материалы, изделия и конструкции, нормативно-техническую, проектную и другую документацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций;

останавливать строительные работы, которые не соответствуют требованиям законодательства, государственных стандартов, норм и правил, технических условий, утвержденных проектных решений, местных правил застройки населенных пунктов или проводятся без разрешения на их выполнение, а также производство и применение в строительстве строительных материалов, изделий и конструкций, изготовленных с нарушением требований государственных стандартов; получать от заказчиков, проектных и строительных организаций и предприятий, изготовляющих строительные материалы, изделия и конструкции, письменные объяснения о причинах допущения нарушений;

вносить органам лицензирования предложения об аннулировании у субъектов хозяйствования, допускающих нарушения требований законодательства, государственных стандартов, строительных норм и правил, технических условий, утвержденных проектных решений, местных правил застройки населенных пунктов, лицензии на право осуществления определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве;

- получать от заказчиков, строительных организаций и предприятий, изготовляющих строительные материалы, изделия и конструкции, а также органов государственной статистики данные о введении в действие основных фондов, реализации готовой продукции;

- уведомлять органы государственной статистики о фактах нарушения установленного порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также о реализации строительных материалов, изделий и конструкций, которые не соответствуют требованиям государственных стандартов;

составлять протоколы о правонарушении в сфере градостроения и налагать штрафы в соответствии с законодательством;

- передавать в органы прокуратуры, дознания и досудебного следствия акты проверок и другие материалы о деяниях, имеющих признаки преступления;

- осуществлять защиту в суде своих прав и законных интересов, обращаться в суд в случае выявления правонарушений в сфере строительства, градостроения и архитектуры;

- осуществлять согласно актам законодательства фиксирование процесса осуществления планового или внепланового мероприятия или каждого отдельного действия средствами аудио- и видеотехники для предупреждения и выявления фактов нарушения законодательства в сфере строительства, градостроения и архитектуры.

Кроме этого, работники Госархстройинспекции имеют право беспрепятственного доступа к объектам строительства и предприятиям, изготовляющим строительные материалы, изделия и конструкции, независимо от формы собственности.

Согласно ст. 2 Закона № 208, п. 4 Положения № 225 и п. 5 Положения № 317 инспекции архитектурно-строительного контроля имеют право:

- в установленных законодательством случаях проводить проверку объектов строительства и предприятий, изготовляющих строительные материалы, изделия и конструкции (далее - предприятия-изготовители), независимо от форм собственности относительно соблюдения требований законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции;

- беспрепятственного доступа на строительство объектов и предприятия строительной индустрии независимо от форм собственности;

- давать в пределах своих полномочий участникам строительства и производителям строительных материалов, изделий и конструкций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений государственных стандартов, норм и правил, а также технических условий или утвержденных проектных решений;

- получать от заказчиков, проектных и строительных организаций, предприятий строительной индустрии необходимую для исполнения возложенных на них функций нормативно-техническую, проектную и другую документацию;

- останавливать строительные работы, не соответствующие требованиям государственных стандартов, норм и правил, утвержденным проектным решениям или местным правилам застройки населенных пунктов, производящиеся без разрешения на их выполнение, а также производство и применение в строительстве строительных материалов, изделий и конструкций, изготовленных с нарушением государственных стандартов;

- вносить представления соответствующим органам об аннулировании лицензии на право осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве предприятий, допускающих нарушения лицензионных условий, а также по другим основаниям в соответствии с законом;

- привлекать на договорных условиях независимых экспертов, специализированные организации для проведения проверок и подготовки заключений по вопросам, которые относятся к их компетенции;

- требовать в необходимых случаях от заказчиков, подрядчиков, изготовителей строительных материалов, изделий и конструкций выборочного раскрытия отдельных конструктивных элементов домов и сооружений, проведения съемок и замеров, дополнительных лабораторных и других испытаний строительных материалов, изделий и конструкций;

- бесплатно получать от заказчиков, строительных организаций, предприятий, производящих строительные материалы, изделия и конструкции, а также органов государственной статистики отчетные данные о введении в действие основных фондов, реализации готовой продукции;

- сообщать органам государственной статистики о фактах нарушений установленного порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов для исключения их из числа введенных в действие, а также о реализации строительных материалов, изделий и конструкций, которые не соответствуют требованиям государственных стандартов, для исключения их из отчетности;

- составлять протоколы и рассматривать дела о правонарушениях, связанных с несоблюдением экологических требований во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции и принятия в эксплуатацию объектов или сооружений, несоблюдением государственных стандартов, норм и правил во время проектирования и строительства, а также самовольным строительством домов или сооружений в соответствии со ст. 2446 КУоАП и Законом № 208;

- передавать в органы прокуратуры, органы дознания и досудебного следствия акты проверок и другие материалы о деяниях, в которых усматриваются признаки преступления;

- осуществлять защиту в суде своих прав и законных интересов, обращаться в суд в случае выявления правонарушений в сфере строительства, градостроения и архитектуры;

- уведомлять в установленном порядке орган местного самоуправления или местную государственную администрацию, на территории которых размещен объект строительства, и орган статистики о принятии объекта в эксплуатацию.

Кроме этого, в соответствии с п. 3 Положения № 225 и п. 4 Положения № 317 к основным функциям должностных лиц инспекций относятся:

- выдача застройщикам и регистрация в установленном порядке разрешения на выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту, упорядочению объектов градостроения, расширению и техническому переоснащению предприятий;

- регистрация ответственных инженерно-технических работников строительных, ремонтно-строительных, реставрационных, проектных организаций и организаций заказчиков, осуществляющих непосредственное руководство строительными работами;

- участие в установленном порядке в работе комиссий по принятию в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также в расследовании причин аварий при строительстве;

- осуществление выборочных проверок;

- рассмотрение дел о правонарушениях в сфере градостроения и принятие соответствующих решений;

- обеспечение реализации установленного порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов;

- осуществление лицензирования хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, и контроль за соблюдением лицензионных условий.

Порядок и условия предоставления разрешения на выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту определены в приказе Госстроя от 05.12.2000 г. № 273.

Необходимо отметить, что выполнение строительных работ без соответствующего разрешения запрещено, на что указал и Госкомпредпринимательства в своем письме от 11.05.2005 г. № 3519. При этом выполнение строительных работ на объектах без получения разрешения или его заблаговременной перерегистрации, а также выполнение не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным и влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.

Кроме этого, напомним, что в соответствии со ст. 11 Закона № 687 технический надзор при исполнении строительных работ обеспечивается заказчиком (застройщиком) и осуществляется лицами, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат. Порядок осуществления такого надзора определен постановлением КМУ от 11.07.2007 г. № 903. При этом п. 4 этого порядка предусмотрено, что осуществление технического надзора лицами, которые работают в проектных и строительных организациях, выполняющих работы на подконтрольных объектах архитектуры, не допускается. В связи с этим Госархстройинспекция в своем письме от 11.06.2008 г. № 22/7-1588 разъясняет, что лицо, которое связано трудовыми отношениями с организацией, выполняющей функции подрядчика объекта строительства, не может осуществлять технический надзор на таком объекте. При выполнении строительных работ, в том числе хозяйственным способом (сочетание в одном лице заказчика, проектировщика или подрядчика), для осуществления независимого технического надзора следует привлекать на основании гражданско-правовых соглашений соответствующих специалистов или юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, с указанием в перечне видов работ функции по техническому надзору. Эти требования должны учитываться инспекциями при предоставлении разрешений на выполнение строительных работ.

В соответствии с п. 7 Положения № 225 и п. 6 Положения № 317 инспекции в своей деятельности взаимодействуют с другими специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими контроль за соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических, противопожарных требований, охраны труда и других требований в сфере градостроения.

 

Порядок проведения проверок

Порядок проведения проверок должностными лицами инспекций определен Положением № 225.

Отметим, что и Минстрой, и Госархстройинспекция относятся к органам, которые при осуществлении своих контрольных функций должны действовать в рамках Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-V "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (далее - Закон № 877), о чем в письме от 10.07.2008 г. № 5811 указывает Госкомпредпринимательства.

Однако, по мнению Госархстройинспекции, высказанному в письме от 22.02.2008 г. № 24/2-397, действие указанного закона не может в полном объеме распространяться на сферу строительства, градостроения и архитектуры. При этом в письме отмечается, что разъяснение по данному вопросу относится к прерогативе Минюста. Минстрой, в свою очередь, в том числе в отношении проверок, проводимых Госархстройинспекцией, как следует из письма от 23.10.2007 г. № 2/3-581, судя по всему, признал подконтрольность нормам Закона № 877.

Но, несмотря на такую неопределенность Госархстройинспекции, по нашему мнению, должностные лица инспекции при проведении проверок и осуществлении надзора за соблюдением требований градостроительной документации, местных правил застройки населенных пунктов, государственных стандартов, норм и правил обязаны действовать в соответствии с Законом № 877.

Согласно нормам Закона № 877 все субъекты хозяйствования оцениваются органами государственного надзора (контроля) (каждым в сфере своей деятельности) по степени риска осуществления хозяйственной деятельности.

В зависимости от степени риска орган государственного надзора (контроля) в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 877 определяет периодичность проведения плановых проверок. Причем критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и периодичность проведения плановых проверок, утверждаются КМУ по предоставлению органа государственного надзора (контроля).

Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности и видов хозяйственной деятельности с учетом значения приемлемого риска относятся к одной из трех степеней риска: высокой, средней и незначительной.

Плановые проверки субъектов хозяйствования с высокой степенью риска проводятся ежегодно, со средней - один раз в 3 года, с незначительной - один раз в 5 лет.

В зависимости от степени риска определяются и перечни вопросов для осуществления плановых проверок, которые утверждаются приказом органа государственного надзора (контроля).

Отметим, что на сегодняшний день критерии для субъектов хозяйствования, деятельность которых связана со строительством, не определены. В связи с этим и на основании п. 3 ст. 22 Закона № 877 можно сделать вывод, что должностные лица инспекции плановые проверки субъектов хозяйствования в сфере градостроительства и архитектуры могут проводиться не чаще одного раза в 5 лет.

Что касается внеплановых проверок, то согласно ст. 6 Закона № 877 основаниями для их проведения являются:

- письменное заявление субъекта хозяйствования соответствующему органу государственного надзора (контроля) о проведении проверки по его желанию;

- выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования;

- проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других предписывающих документов относительно устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок органом государственного надзора (контроля);

- обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на ее проведение;

- непредставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, которые препятствовали представлению таких документов.

При проведении внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее осуществления, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение проверки органом государственного надзора (контроля). Причем проведение внеплановой проверки по другим основаниям, кроме указанных выше, запрещено, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.

Однако следует обратить внимание, что постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года" (далее - Постановление № 502) введен ряд ограничений на проведение проверок контролирующими органами. Действие этого документа с учетом вышеизложенного распространяется и на Госархстройинспекцию и ее территориальные органы. В соответствии с Постановлением № 502 на период до 31 декабря 2010 года временно прекращено проведение плановых проверок предпринимателей органами, осуществляющими государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. Исключение составляют субъекты хозяйствования, отнесенные в соответствии с утвержденными КМУ критериями оценки степени риска к субъектам с высокой степенью риска. Кроме этого, ограничение не распространяется на плановые проверки соблюдения санитарного и налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

Поскольку в отношении субъектов хозяйствования, деятельность которых связана со строительством, не утверждены критерии риска, то Госархстройинспекция и ее территориальные органы согласно требованиям Постановления № 502 не имеют оснований для проведения плановых проверок субъектов хозяйствования до 31 декабря 2010 года, что также следует из разъяснения Госкомпредпринимательства от 28.05.2009 г.

Постановлением № 502 также установлены ограничения на проведение внеплановых проверок субъектов хозяйствования, за исключением проверок, проводимых по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований действующего законодательства или по представлению субъектом хозяйствования в соответствующий орган письменного заявления о проведении проверки по его желанию.

Таким образом, должностные лица инспекции до 31 декабря 2010 года имеют право проводить только внеплановые проверки по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства или по представлению субъектом хозяйствования в соответствующий орган письменного заявления о проведении проверки по его желанию.

Кроме ограничений на проведение проверок, Постановлением № 502 предусмотрен новый порядок применения санкций к субъектам хозяйствования, согласно которому контролирующие органы, зафиксировавшие в процессе проверки нарушения, обязаны предоставлять субъекту хозяйствования предписание об их устранении в течение 30 суток без применения санкций, если законом не предусмотрен иной срок для устранения нарушений. Санкции могут быть применены только в случае, если субъект хозяйствования не выполнит предписание и не устранит нарушения в течение предоставленных ему 30 суток (кроме нарушений, которые невозможно устранить). Видимо, за нарушения, которые устранить невозможно, применять штрафные санкции будут сразу, не предоставляя 30 суток.

Дополнительно необходимо отметить, что как в Законе № 877, так и в Постановлениях № 345 и № 502 речь идет о субъектах хозяйствования, из чего следует, что ограничения на проведение проверок органами Госархстройинспекции не распространяются на проведение проверок в отношении граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, то есть в отношении лиц, не являющихся субъектами хозяйствования. Также отметим, что согласно ч. 1 ст. 8 ХКУ не являются субъектами хозяйствования государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как уже отмечалось ранее, должностные лица инспекций могут беспрепятственно входить на строительство объектов и предприятия, изготавливающие строительные материалы, изделия и конструкции, независимо от форм собственности и проводить контрольные и выборочные проверки, а также проверки по обращениям заинтересованных юридических и физических лиц.

В соответствии с п. 3 Положения № 225 выборочные проверки осуществляются для установления:

- соответствия размещения объектов, выполнения строительных работ, производства строительных материалов, изделий и конструкций государственным стандартам, нормам и правилам, архитектурным требованиям, техническим условиям, утвержденным проектным решениям, а также местным правилам застройки населенных пунктов;

- своевременности и качества выполнения участниками строительства предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией съемок, замеров, испытаний, а также ведения необходимой исполнительной документации;

- наличия сертификатов на строительную продукцию.

При обнаружении в ходе проверки должностными лицами инспекций нарушений требований градостроительной документации, местных правил застройки населенных пунктов, государственных стандартов, норм и правил согласно положениям Закона № 208 составляется протокол о правонарушениях в сфере градостроения.

В соответствии с п. 4 Положения № 244 вместе с указанным протоколом в двух экземплярах составляется предписание об устранении допущенных нарушений. Первый экземпляр предписания вручается под расписку руководителю или уполномоченному представителю предприятия, второй экземпляр остается в материалах дела.

 

Применение штрафных санкций

Согласно ст. 1 Закона № 208 предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, осуществляющие проектирование, работы по строительству, реконструкции, реставрации и капитальному ремонту, изготавливающие строительные материалы, изделия и конструкции, а также являющиеся заказчиками строительства или объединяющие функции заказчика и подрядчика, несут ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:

- проведение строительных работ без разрешения на их выполнение или без утвержденной проектной документации – в размере 50 % стоимости таких работ;

- передача проектной организацией заказчику рабочей документации для строительства, не отвечающей государственным стандартам, нормам и правилам, исходным данным на проектирование объектов архитектуры, которые предоставлены в установленном порядке, и утвержденному проекту, – в размере 30 % стоимости разработанной рабочей документации;

- производство, реализация или применение в строительстве строительных материалов, изделий и конструкций, не соответствующих государственным стандартам, нормам и правилам или проектным решениям, а также подлежащих обязательной сертификации, но не прошедших ее, – в размере 25 % стоимости реализованной продукции;

- выполнение строительных работ, не соответствующих государственным стандартам, нормам и правилам или проектным решениям, – в размере 10 % стоимости выполненных работ;

- прием в эксплуатацию объектов, возведенных с нарушением законодательства, а также местных правил застройки населенных пунктов или проектных решений, – в размере 5 % стоимости соответствующих объектов;

- осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности в строительстве, которые подлежат лицензированию в соответствии с законом, без получения в установленном порядке лицензии – в размере платы за выдачу лицензий на соответствующий вид хозяйственной деятельности в строительстве;

- уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение предписаний инспекций – в размере 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- передача проектной организацией заказчику рабочей документации для реконструкции, реставрации, капитального ремонта объекта архитектуры, в которой предусмотрено внесение изменений с нарушением требований архитектурно-технического паспорта указанного объекта, - в размере 25 % стоимости разработанной рабочей документации;

- эксплуатация или использование зданий или сооружений после окончания строительства без принятия их государственными приемными (техническими) комиссиями – в размере 10 % стоимости выполненных работ;

- утверждение градостроительной документации с нарушением установленных государственных стандартов, норм и правил, исходных данных на проектирование – в размере 25 % стоимости разработанной градостроительной документации;

- несоблюдение региональных или местных правил застройки во время планирования и застройки населенных пунктов, режима использования и застройки земель, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность, – в размере 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

- проведение подготовительных работ без разрешения на выполнение подготовительных работ или без разрешения на выполнение строительных работ, или без соответствующей утвержденной проектной документации, - в размере 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Отметим, что Минюст в письме от 02.03.2005 г. № 19-45-1 указал на то, что согласно п. 3 Положения № 244 стоимость выполненных работ для расчета размера штрафа определяется в соответствии с порядком стоимости строительства и проектно-изыскательских работ, устанавливаемым Минстроем.

Уплата штрафов не освобождает предприятия от устранения допущенных нарушений и возмещения убытков, причиненных вследствие нарушений, предусмотренных Законом № 208.

Дела о правонарушениях, предусмотренных Законом № 208, рассматриваются Госархстройинспекцией и ее территориальными органами. В соответствии со ст. 2 Закона № 208 налагать штраф от имени инспекций имеют право начальник Госархстройинспекции и его заместители, начальники инспекций государственного архитектурно-строительного контроля и их заместители в порядке, определенном Положением № 244.

Согласно указанному положению штрафы налагаются по результатам проверок на предприятия, их объединения, учреждения и организации, допустившие правонарушения в сфере градостроения. Вопрос о наложении штрафа в соответствии с п. 6 Положения № 244 рассматривается в 15-дневный срок со дня получения протокола о правонарушении. В случае необходимости дело может рассматриваться при участии представителей предприятия, экспертов, других причастных к нему лиц.

Решение должностного лица инспекции о наложении штрафа согласно ст. 3 Закона № 208 оформляется постановлением о наложении на предприятие штрафа за правонарушение в сфере градостроения, которое составляется в 3 экземплярах. Одно из постановлений в 3-дневный срок после его принятия вручается под расписку уполномоченному представителю предприятия или направляется почтой, второй и третий экземпляры остаются в инспекции, наложившей штраф.

Согласно п. 10 Положения № 244 предприятие должно уплатить штраф в 15-дневный срок со дня его наложения за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, независимо от последствий финансово-хозяйственной деятельности. При этом копия документа об уплате штрафа направляется инспекции. В случае неуплаты штрафа в указанный срок он взимается инспекцией по решению суда (хозяйственного суда). Необходимо отметить, что применение штрафов к предприятиям за правонарушение в сфере градостроения не освобождает от ответственности должностных лиц, виновных в совершении этих правонарушений.

В соответствии со ст. 4 Закона № 208 решение о наложении штрафа может быть обжаловано в хозяйственный суд, при этом выполнение постановления о наложении штрафа приостанавливается до принятия соответствующего решения хозяйственным судом. Отметим, что ВХСУ в п. 4 своего письма от 12.03.2009 г. № 01-08/163, учитывая положения указанной статьи, также разъяснил, что дела в спорах, связанных с обжалованием решений государственных органов в отношении правонарушений в сфере градостроения, подведомственны хозяйственным судам и подлежат рассмотрению по правилам ХПКУ.

 

Применение административной ответственности

Согласно ст. 255 КУоАП к органам, имеющим право составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся инспекции государственного архитектурно-строительного контроля, которые в соответствии со ст. 2446 КУоАП имеют право налагать на должностных лиц предприятий административные штрафы за:

- несоблюдение экологических требований во время проектирования, размещения, строительства, реконструкции и приема в эксплуатацию объектов или сооружений (ст. 791 КУоАП);

- несоблюдение государственных стандартов, норм и правил во время проектирования и строительства (ст. 96 КУоАП);

- самовольное строительство зданий или сооружений (ст. 97 КУоАП).

От имени инспекции рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право начальник Госархстройинспекции и его заместители, начальники инспекций и их заместители.

Кроме того, административные штрафы могут налагаться за несоблюдение сроков предоставления заказчику заключений комплексной экспертизы проектной документации или обоснованного отказа относительно их представления, несоблюдение сроков представления соответствующих заключений в составе комплексной экспертизы, а также за требование при проведении экспертизы документов, не предусмотренных законодательством (ст. 961 КУоАП).

Отметим, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 961 КУоАП, в соответствии со ст. 221 этого кодекса рассматриваются районными, районными в городах, городскими судами. При этом протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 961 КУоАП, имеет право составлять инспекция, а протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 961 КУоАП, - должностные лица, уполномоченные на то исполкомами сельских, городских советов или местными госадминистрациями.

Госархстройинспекция в своем письме от 06.08.2008 г. № 22/7-2350, уточняя суть понятия "длящееся правонарушение" и обращаясь к положениям ст. 38 КУоАП, разъясняет, что исчислять срок привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 791, 96, 961 и 97 КУоАП, при длящемся правонарушении необходимо с того момента, когда должностному лицу инспекции стало известно о факте совершения правонарушения.