ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИРЕКТОРА:
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ, АДМИНИСТРАТИВНАЯ,
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ И УГОЛОВНАЯ

Предлагаем Вашему рассмотрению страничку об ответственности директоров. Мы надеемся, что она будет интересна директорам и руководителям разного уровня. Поскольку, ответственность, в соответствии с занимаемой должностью, в большей или меньшей мере касается каждого.

Юридическую ответственность принято разделять на:

· дисциплинарную;

· административную;

· гражданско-пра­вовую;

· уголовную.

Предлагаем Вам к ознакомлению информацию о том, что они собой представляют в контексте темы.

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ

Этот вид ответственности в виде выговора и увольне­ния (так называемые дисциплинарные взыскания) применяют за нарушение трудовой дисциплины.

Применить дисциплинарное взыскание к директору вправе только собственник или уполномоченный им орган, который принял его на работу (избрал, утвер­дил и назначил на должность). Например, в частном пред­приятии это учредитель, в обществе с ограниченной от­ветственностью — общее собрание участников, в акционерном обществе — только общее собрание акционеров. Однако названный орган должен потребовать от прови­нившегося директора письменное объяснение, а при вы­боре вида взыскания оценить степень тяжести совершен­ного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, величину ущерба.

Заметьте, что дисциплинарное взыскание применяют не позднее одного месяца со дня выявления наруше­ния (время отпуска или отсутствие на работе в связи с временной нетрудоспособностью не считают) и не по­зднее шести месяцев со дня совершения. Оглашают его распоряжением (протоколом) полномочного органа под роспись.

Говоря о дисциплинарных взысканиях, нельзя пройти мимо материальной ответственности директора в рам­ках трудовых отношений. Допустим, из-за некомпетент­ного управления предприятием ему нанесен материаль­ный ущерб. Какова ответственность директора в этой ситуации? Чтобы ответить, давайте вспомним: наемный работник (которым является директор) согласно Кодексу Законов о Труде несет огра­ниченную материальную ответственность или полную. Огра­ниченная материальная ответственность заключается в том, что директор отвечает в пределах свое­го среднемесячного заработка. В таком размере несет ответственность директор за причиненный предприятию вред в виде: неправильной постановки учета хранения товарно-материальных ценностей, выпуска недоброкачественной про­дукции, хищения, уничтожения и порчи товарно-материальных и пр.

Директора могут привлечь к полной материальной ответствен­ности, только в случаях, оговоренных в Кодексе Законов о Труде, а именно:

1. между работником и предприятием за­ключен письменный договор о полной материальной от­ветственности работника за необеспечение сохраннос­ти имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей;

2. имущество и другие ценности были получены работ­ником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

3. ущерб нанесен действиями работника, которые име­ют признаки деяний, преследуемых в уголовном поряд­ке (например, кража);

4. ущерб нанесен работником в нетрезвом состоянии;

5. ущерб нанесен недостачей, преднамеренным уничтожением или преднамеренной порчей ценностей;

6. на работника возложена полная материальная ответственность за вред, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей;

7. ущерб нанесен не при исполнении трудовых обязан­ностей и т.д.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ

Охватывает очень широкий круг общественных отноше­ний — начиная с охраны труда и природы, заканчивая сфе­рой торговли и транспорта. Потому и санкции подчас мо­гут быть весьма серьезные. Их применение в основном регулирует Кодекс об административных правонарушениях. Долж­ностные лица несут административную ответственность за админист­ративные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управле­ния, государственного и общественного порядка, охраны природы, здоровья населения и т.д.

Не всякое деяние будет административным правонарушением, а лишь общественно опас­ное, виновное (умышленное или неосторожное), противо­правное и наказуемое. Для квалификации пра­вонарушения как административного необходимого состав: объект правонарушения, объективная сторона правонару­шения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения. Об административной ответственности не может быть и речи, если хотя бы один из четырех перечисленных эле­ментов отсутствует или не соответствует Кодексу об административных правонарушениях.

Очевидно, что рассмотреть на странице сайта каждый вид административного правонарушения невозможно. Обращаем особое вни­мание руководителей на некоторые их них (см. таблицу).

Вид нарушения

Размер штрафа

Нарушение установленного законом (речь идет о Законе, о РРО) порядка расчетов в сфере торговли, общепита и услуг

от 85 до 170 гривен

Сокрытие в учете доходов, расходов и убытков, отсутствие бухгалтерского учета, внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, ее неподача, несвоевременное или некачественное ведение инвентаризаций денежных средств и материальных ценностей, нарушение правил ведения кассовых операций и прочее

от 136 до 255 гривен

Уклонение от регистрации в органах Пенсионного фонда Украины в качестве страхователя, нарушение порядка исчисления и уплаты взносов в фонд (такой же штраф и относительно фонда безработицы, фонда соцстраха, фонд страхования от несчастного случая)

от 136 до 255 гривен

Отсутствие налогового учета или ведение его с нарушением установленного порядка, неподача или несвоевременная подача аудиторских заключений, предусмотренных законом, а также платежных поручений на перечисление подлежащих к уплате налогов и сборов

от 85 до 170 гривен

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения разового правонарушения. Если же право­нарушение длящееся, тогда не позднее двух месяцев со дня его выявления. К примеру, таковым можно считать занятие предпринимательской деятельностью без госу­дарственной регистрации.

Алгоритм производства по делам об административных нарушениях заключается в следующем: сначала уполномоченное лицо обязательно составляет протокол об административном правонарушении, после протокол передают органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном нару­шении. Обычно это должно быть сделано в 15-дневный срок со дня получения дела, для некоторых административных нару­шений — еще быстрее. После рассмотрения дела выносят постановление по делу об административном нарушении: наложить административное взыскание, применить меры воздействия, или же закрыть дело. Постановление должно быть обращено к взысканию в течение 3-х месяцев со дня вы­несения, позже оно теряет силу. Постановление может быть обжаловано в те­чение 10 дней с момента вынесения, подав жалобу в суд. Решение суда окончательно, обжало­ванию в порядке осуществления производства по делу об административных нарушениях не подлежит.

Обратите внимание, привлечение к дисциплинар­ной ответственности не исключает одновременного при­менения административного взыскания.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ

Этот вид ответственности обычно заключается в том, что к нарушителю применяют принудительное испол­нение обязательств в натуре, различные имущественные санкции, а также требования возмещения имущественных убытков и морального ущерба.

Обратите внимание, директор, как должностное лицо предприятия не может ее нести, по­скольку ст. 2 Гражданского Кодекса Украины относит к участникам гражданских от­ношений юридических и физических лиц (граждан Ук­раины, иностранцев и лиц без гражданства).

Поэтому нести бремя гражданско-правовой ответ­ственности директор может лишь как обычный гражда­нин. Например, когда он выступает стороной в каком-нибудь договоре или учредителем соответствующего хозяйственного общества, либо причинил ущерб собственным источником повышенной опасно­сти.

УГОЛОВНАЯ

Из рассматриваемых видов ответственности, уголовная - бесспорно, самая суровая. Она за совершенное преступление преду­сматривает разнообразные виды наказаний, начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы, в зависимости от тяжести преступления.

Основанием для привлечения к уголовной ответствен­ности является совершение лицом такого действия или бездействия, которое Уголовный Кодекс считает преступлением. Преступность деяния — определяет на­личие состава преступления. В составе преступления выделяют четыре эле­мента:

· объект (то, чему преступление причинило вред или нанесло ущерб);

· объективную сторону (то, в чем выражается пре­ступление во внешнем мире, то есть деяние лица, по­следствия и причинная связь между деянием и обще­ственно опасным последствием);

· субъект (лицо, совершившее преступление);

· субъективную сторону (ее обязательный при­знак — вина, форма которой — умысел или неосторожность, а необязательные признаки — мотив и цель преступления).

Директор может нести уголовную ответственность и как простое физическое лицо, и как служебное. В данном случае, нас больше ин­тересует – как должностное лицо. Служебными лицами счи­тают тех, кто постоянно или временно осуществляет функции представителей власти, а также занимает постоянно или временно на предприятиях (в учрежде­ниях или организациях), независимо от форм собственности должности, связанные с исполнением орга­низационно-распорядительных или администра­тивно-хозяйственных обязанностей, или выполняет такие обязанности, имея специальные полномочия.

Разумеется, эта категория лиц несет ответствен­ность за преступления в сфере служебной деятельно­сти. Остановимся подробнее на разделе Уголовного Кодекса "Преступления в сфере хозяйственной деятельности". Обратите внимание на статью 212 Уголовного Кодекса - укло­нение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей. Оно заключается в умышленном уклонении от уплаты налогов, сбо­ров, других обязательных платежей, которые вхо­дят в систему налогообложения, введенных в уста­новленном законом порядке, совершенное служеб­ным лицом предприятия, организации независимо от формы собственности или предпринимателем или любым другим лицом, которое обязано их уплачивать. При условии, что эти дея­ния привели к фактическому непоступлению в бюд­жеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах.

Обычно первопричиной для возбуждения уголовно­го дела служит акт документальной проверки и прило­женная к нему налоговая отчетность (декларации, от­четы, расчеты и пр.), которая свидетельствует о неуп­лате налогов и сборов. Но чтобы привлечь к ответственности директора предприятия, нужно установить состав преступления. Кроме указанных выше элементов преступления, в любом случае важен еще один — предмет преступле­ния. В отличие от объекта (общественные отношения), он является вещью, то есть частью материального мира, наличие которого влияет на квалификацию пре­ступления.

Итак, объектом преступления будет установленный законодательством порядок налогообложения физических и юридических лиц, а предметом — налоги и сборы (обязательные платежи), которые входят в систему налогообложения. Понятие налогов и сборов, а также их перечень содер­жит Закон о системе налогообложения. Отсюда первый вывод: если налоги и/или сборы (обязательные плате­жи) в нем не записаны, нет предмета преступления, а значит — и уголовной ответственности по рассматриваемой статье.

Объективную сторону интересующего нас преступ­ления опишут сразу три признака:

— во-первых, деяние — например, занижение объекта налогообложения, то есть действие или бездействие, в котором выражается уклонение от уплаты налогов;

— во-вторых, последствия в виде фактического не­поступления в бюджет или государственный целевой фонд средств в значительных (крупных, особо крупных) размерах. Обратите внимание, речь идет о фактичес­ком непоступлении денежных средств. Почему это так важно? Допустим, на предприятии прошла плановая проверка, по ее результатам доначислен налог на прибыль. Пока юридическое лицо занимается обжалова­нием налогового уведомления-решения, документы попадают в налоговую милицию, а та возбуждает уго­ловное дело. Так вот, последнее в данном случае будет незаконно. Согласно Закону № 2181 в случае административного и судебного обжалования налоговые требования по об­жалуемому налогу не направляют, а сумма налогового обязательства считается несогласованной. Следова­тельно, предприятие не обязано уплачивать налог в бюджет, потому факта неуплаты налога тоже нет, и тем более — уклонения от уплаты налогов. Значит, нет со­става преступления, что исключает уголовную ответ­ственность. В описанной ситуации следует подать в суд жалобу об отмене постановления о воз­буждении уголовного дела.

Еще один существенный нюанс. Чтобы квалифициро­вать деяние по уклонению от уплаты налогов как пре­ступное, сумма фактического непоступления должна со­ставить значительный размер: круп­ный или особо крупный. В примечании к этой статье в. Уголовно Кодексе сказано, что под значи­тельным надо понимать сумму налогов, сборов (обяза­тельных платежей), которая в 1000 и больше, раз превы­шает необлагаемый минимум доходов граждан, под крупным — в 3000, и под особо крупным — в 5000 и больше раз превышает. Согласно Закону о налоге с доходов: "Если нормы других законов содер­жат ссылку на необлагаемый минимум, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и уголовного законода­тельства в части квалификации преступлений или пра­вонарушений, для которых сумма необлагаемого мини­мума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы". Налого­вая социальная льгота в 2008 г. равна 257,50 гривен. Учитывая это, с 01.01.08 г. уголовная ответствен­ность для деяний, совершенных в 2008 году, начинает­ся с фактического непоступления в бюджет 257500 гривен.

— в-третьих, причинная связь между деянием и по­следствиями.

Субъективная сторона рассматриваемого преступле­ния характеризуется только умыслом. Это означает, что лицо, совершившее преступление, сознавало обще­ственно опасный характер своего деяния (действия или бездействия), предвидело общественно опасные по­следствия, желало или сознательно их допускало. Подтвердить умысел может, например, составление и использование директором поддельных документов или, скажем, занижение им объема продаж товаров (услуг). Если умысел директора не доказан, от­ветственность исключается.

Субъект преступления — это в первую очередь слу­жебное лицо предприятия, учреждения, организации не­зависимо от формы собственности. Для законного привлечения директора к уголовной ответственности по ст. 212 Уголовного Кодекса необходимо наличие ряда очень существенных условий. При отсут­ствии хотя бы одной необходимой "мелочи" это стано­вится невозможным. К тому же, если директор совер­шил деяние, предусмотренное ч. 1 (значительный раз­мер) или ч. 2 (крупный размер) ст. 212, впервые, то у директора есть шанс освободиться от уголовной ответственности. До привлечения к ней надо уплатить налоги, сборы (обязательные платежи) и возместить ущерб, нанесенный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня).

Это не единственная статья, которая относится к числу пре­ступлений в сфере служебной деятельности. К ним относят злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или слу­жебных полномочий, служебная халатность, получение взятки и т.д.

Например, за отчуждение активов, находящихся в на­логовом залоге на основании Закона № 2181, ди­ректора могут привлечь к уголовной ответственности. Ответственность также предусмотрена за подделку официального документа. Если на предприятии отсутствует или ненадлежащим образом осуществляется контроль работников, которые ведут налоговый учет и отчетность, и это приве­ло к неуплате или неполной уплате налогов, сборов (обя­зательных платежей), директор также рискует быть привлечен­ным к уголовной ответственности.

Конечно, во всех случаях надо еще доказать вину директора как должностного лица, то есть обязательно наличие состава преступления, предусмотренного той или иной статьей уголовного кодекса.

Неоспоримо, что директор несет ответственность за осуществляемую предпринимательскую деятельность, за соблюдение норм действующего законодательства Украины, за уплату налогов и обязательных платежей в бюджет, а также за ряд других вопросов напрямую или косвенно касающихся деятельности предприятия. Неверное толкование, невыполнение требований, полное или частичное игнорирование норм законодательства, влечет за собой ответственность. В законодательстве отмечается несогласованность норм нормативно-правовых актов, так называемые белые пятна и различного рода коллизии. Изменчивость и сложность, нестабильность налогового законодательства, отсутствие налогового кодекса, и ряд других причин вынуждают директоров, предпринимателей, собственников предприятий и организаций обращаться к внешним консультантам. Своевременная консультация бухгалтера, юриста, финансиста, имеющих необходимый уровень специализации и обширный практический опыт, позволяет избежать ситуаций, влекущих за собой юридическую ответственность. Если Вы чувствуете неуверенность в своих знаниях, недостаток практического опыта, советуем обращаться к специалистам, дабы быть уверенными в обоснованности принятых решений.