Материальная помощь

Аверс-бухгалтерия № 9 (475) от 01.03.2010 г.

 

Порядок предоставления материальной помощи

Согласно действующему законодательству, в том числе Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5 (далее - Инструкция № 5), к материальной помощи теоретически может относиться целый ряд выплат, направленных на удовлетворение за счет средств предприятия личных потребностей физических лиц, состоящих или не состоящих в трудовых отношениях с предприятием, осуществляющим эти выплаты.

Предоставление материальной помощи осуществляется на основании заявления физического лица с соответствующей резолюцией руководителя о размере и сроках ее выдачи.

При этом материальная помощь может предоставляться:

- на оздоровление работников и их детей, в том числе на приобретение путевок на лечение и отдых;

- на обучение работников и их детей;

- на лечение и прохождение медицинских осмотров;

- на приобретение предметов домашнего обихода;

- на компенсацию проезда к месту работы и обратно,

а также может быть приурочена к определенному событию, например:

- вступлению в брак;

- выходу на пенсию;

- в случае смерти родственников и т. д.

Материальной помощью может также считаться стоимость любых материальных и социальных благ (товаров и услуг), предоставленных за счет средств предприятия.

Учитывая, что действующее законодательство предусматривает различный порядок для налогообложения средств, выдаваемых в вышеперечисленных и других случаях, то при их выдаче, прежде всего, следует учитывать, на какие цели осуществляется выплата того или иного вида материальной помощи.

К выплатам, имеющим "индивидуальные" особенности налогообложения, в том числе относятся:

- пособие на погребение;

- единовременная помощь работникам, выходящим на пенсию;

- оплата обучения работников и их детей.

Лицам, предоставляющим и получающим материальную помощь, более интересен порядок предоставления необлагаемого размера этой выплаты без особого на то повода, например, к очередному ежегодному отпуску, на оздоровление и пр.

 

Налогообложение материальной помощи

Условно, налогообложение материальной помощи можно представить в виде следующей таблицы:

Вид помощи согласно Закону о налоге с доходов

Налог с доходов

Взносы на пенсионное и социальное страхование

-                    Нецелевая (п.п. 9.7.3 п. 9.7 ст. 9 Закона о налоге с доходов)

-              Входит в фонд оплаты труда:

-  - работник имеет право на социальную льготу

Облагается свыше установленного размера*

-  - работник не имеет права на социальную льготу

Облагается

-              Не входит в фонд оплаты труда:

-  - работник имеет право на социальную льготу

Облагается свыше установленного размера*

Не облагается

-  - работник не имеет права на социальную льготу

Облагается

-                    Целевая (п.п. 4.3.22 п. 4.3 ст. 4 и п.п. 9.7.4 п. 9.7 ст. 9 Закона о налоге с доходов)

Не облагается

* На 2010 год составляет 1220 грн

 

Уплата налога с доходов

Закон о налоге с доходов материальную помощь не выделяет в отдельную выплату, а приравнивает ее к одному из нижеследующих видов целевой либо нецелевой благотворительной помощи.

 

Материальная помощь (нецелевая благотворительная помощь)

Согласно п.п. 9.7.3 п. 9.7 ст. 9 Закона о налоге с доходов не подлежит налогообложению сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, предоставляемой налогоплательщикам резидентами - юридическими или физическими лицами. При этом не облагаемый налогом размер такой помощи в течение отчетного налогового года не должен превышать сумму предельного размера дохода, определенного в соответствии с абз. 1 п.п. 6.5.1 п. 6.5 ст. 6 указанного закона (месячный прожиточный минимум для трудоспособного лица, установленный на 1 января текущего отчетного года, умноженный на 1,4 и округленный до ближайших 10 грн. (см. также письмо ГНАУ от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717). На получателя помощи также должно распространяться право на предоставление ему налоговой социальной льготы.

Обратим внимание на то, что в целом рассматриваемая "нецелевая благотворительная помощь", по сути, является аналогом обычной материальной помощи и исходя из нижеприведенного анализа самой востребованной из возможных вариантов выплаты помощи как таковой.

В отношении условий предоставления этой выплаты необходимо отметить следующее:

- помощь должны предоставлять только резиденты;

- получить данную выплату в соответствии с п.п. 9.7.3 п. 9.7 ст. 9 Закона о налоге с доходов может только налогоплательщик, имеющий право на получение налоговой социальной льготы, но из этого правила существуют исключения (см. ниже). Можно предположить, что если льгота предоставляется по основному месту работы, то для получения помощи в другом месте налогоплательщик должен (как это предусмотрено п. 19.1 "г" ст. 19 указанного закона) представить благотворителю справку о зарплате, получаемой по месту предоставления социальной льготы. Поскольку типовой формы такой справки не существует, ее можно составить в произвольной форме;

- если в текущем месяце зарплата работника превысит предельный размер и он утратит право на налоговую социальную льготу, то нецелевая благотворительная помощь будет подлежать обложению налогом с доходов. При этом дополнительно в письме ГНАУ от 24.02.2004 г. № 72/2/17-3110 уточнено, что совокупный доход работника рассчитывается без учета суммы самой получаемой помощи;

- предельный размер дохода, который дает право на налоговую социальную льготу одному из родителей (согласно п.п. 6.1.2 "а"-"б" и п.п. 6.1.3 "е" п. 6.1 ст. 6 Закона о налоге с доходов), определяется как произведение предельного размера дохода на соответствующее количество детей. Соответственно, при наличии права на льготу возможно предоставление не облагаемой налогом нецелевой благотворительной помощи;

- если налогоплательщик в одном налоговом периоде (месяце) получает доходы за различные периоды (месяцы) (например, отпускные, больничные, премии), то с целью определения предельной суммы дохода, дающей право на налоговую социальную льготу, такие доходы либо их часть относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления;

- не облагаемая налогом помощь может предоставляться частями либо единовременно, но в любом случае ее сумма за отчетный год не должна превышать размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на начало отчетного года и умноженного на 1,4;

- в заявлении работника, а также в приказе (распоряжении) руководителя следует указывать о предоставлении именно нецелевой благотворительной помощи. В противном случае предоставляемая выплата может быть приравнена к материальной помощи, относящейся к категории прочих поощрительных выплат (дополнительных благ) и, по сути, являющейся заработной платой, что предполагает обычный режим ее налогообложения.

Таким образом, формально получать не облагаемую налогом нецелевую благотворительную помощь может достаточно ограниченный круг лиц, в который исходя из вышеприведенных условий, фактически не попадают наиболее нуждающиеся граждане: неработающие пенсионеры - бывшие работники предприятий, ветераны, инвалиды и другие социально незащищенные граждане, которые не могут представить документы о наличии у них права на налоговую льготу.

Такую несправедливость ГНАУ урегулировала в своих письмах (от 11.07.2005 г. № 6552/6/17-3116, от 17.08.2005 г. № 7918/6/17-3116, № 16371/7/17-3117, от 28.09.2005 г. № 19273/7/17-2117, от 28.02.2007 г. № 905/Н/17-0715, от 17.07.2007 г. № 6863/6/17-0716 и от 09.07.2009 г. № 14312/7/17-0717), указав в них следующее. Поскольку Законом о налоге с доходов установлены требования по предоставлению рассматриваемой помощи только лицам, имеющим право на налоговую социальную льготу, которая, в свою очередь, применяется только к доходу, полученному в виде заработной платы, то главный налоговый орган считает, что у неработающих граждан размер такого дохода равен нулю (это абсолютно логично, потому что именно такой размер вознаграждения за труд должен получать тот, кто не работает). Исходя из этого во всех случаях выплаты нецелевой благотворительной помощи в предусмотренных размерах, в том числе и неработающим пенсионерам, независимо от того, производилась такая выплата бывшим работодателем или другим лицом, такая помощь не подлежит налогообложению у источника выплаты. В письмах также указано, что благотворитель, выплачивающий неработающему пенсионеру материальную помощь, по отношению к нему является налоговым агентом и поэтому обязан отразить ее в расчете по форме № 1ДФ. Сам же получатель помощи декларацию за отчетный налоговый год представлять в налоговые органы не должен.

Следует оценить настойчивость ГНАУ в стремлении упростить налогообложение благотворительной деятельности, но выбранная ею аргументация все таки не бесспорна. Окончательно решить рассматриваемый вопрос, по нашему мнению, возможно только путем внесения соответствующих изменений в Закон о налоге с доходов. Дополнительно отметим, что вышеуказанным категориям лиц без удержания налога также может быть предоставлена и целевая благотворительная помощь, предусмотренная п.п. 9.7.4 п. 9.7 ст. 9 Закона о налоге с доходов.

Особенности выплаты и налогообложения нецелевой благотворительной помощи рассмотрены в следующих письмах ГНАУ:

- от 28.09.2005 г. № 19381/7/17-2117, в котором уточнено, что если работнику, выходящему на пенсию, выплачивается материальная помощь, предусмотренная коллективным договором, и при этом соблюдаются условия, указанные в п.п. 9.7.3 п. 9.7 ст. 9 Закона о налоге с доходов, то с такой выплаты налог с доходов не удерживается;

- от 26.04.2004 г. № 7441/7/17-3117, в котором указано, что налогонеоблагаемым может быть и вариант выплаты материальной помощи разового характера, предоставляемой предприятием отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на оплату лечения, оздоровление детей и т. д., как это предусмотрено п.п. 3.31 Инструкции № 5;

- от 10.10.2005 г. № 9732/6/17-3116, от 23.12.2005 г. № 13010/6/17-3116 и от 24.07.2006 г. № 8053/6/17-0716, в которых, кроме вышеперечисленных требований, указано, что лицо, выплачивающее помощь, является налоговым агентом по отношению к ее получателю  (собственному работнику или постороннему лицу). Поэтому указанную выплату следует отразить в налоговом расчете по форме № 1ДФ;

- от 24.12.2007 г. № 7174/Д/17-0715 и от 10.09.2008 г. № 17-0718/2714 в которых указывается, что превышение выданной суммы нецелевой благотворительной помощи над ее налогонеоблагаемым размером, а также сумма всей помощи, предоставленной налогоплательщику, не имеющему права на получение налоговой социальной льготы, облагается по ставке 15 %. При получении нецелевой благотворительной помощи от физического лица - не налогового агента получатель обязан ее задекларировать, если сумма помощи превышает налогонеоблагаемый размер или если такой получатель не имеет права на налоговую социальную льготу;

- от 24.09.2007 г. № 11620/5/17-0716, в котором разъясняется, что поскольку налоговая социальная льгота применяется к доходу, полученному в виде заработной платы, то такая льгота может быть применена только к тому виду благотворительной помощи, который включается в фонд оплаты труда;

- от 28.09.2006 г. № 10917/6/17-0716 и от 23.08.2007 г. № 8144/6/11-0116, в которых разъясняется, что материальная помощь, полученная за счет средств профессиональных союзов в соответствии с нормами п.п. 4.3.5 "а" п. 4.3 ст. 4 Закона о налоге с доходов освобождается от налогообложения, но с учетом требований п. 9.7;

- от 07.07.2008 г. № 5401/М/17-0714, 13574/7/17-0717 разъясняется, что помощь на погребение, выплаченная лицу, не состоявшему в трудовых отношениях с предприятием (например, работнику предприятия, обратившемуся за оказанием помощи в случае смерти родственников), для целей взимания налога с доходов приравнивается к нецелевой благотворительной помощи.

 

Помощь на лечение и медицинское обслуживание

Согласно п.п. 4.3.22 п. 4.3 ст. 4 Закона о налоге с доходов в состав налогооблагаемого дохода гражданина не включаются и не подлежат отражению в его годовой налоговой декларации доходы в виде денежных средств или стоимости имущества (услуг), полученные как помощь на его лечение и медицинское обслуживание от его же работодателя (см. также письмо ГНАУ от 11.05.2005 г. № 4001/6/17-3116). При этом такие доходы гражданину должны быть предоставлены его работодателем за счет денежных средств, оставшихся после обложения дохода такого работодателя налогом на прибыль предприятий. Кроме того, необходимо помнить о том, что для получения такой помощи требуются соответствующие подтверждающие документы и такая помощь не может быть предоставлена для оплаты расходов, указанных в п.п. 5.3.4 "а" - "з" п. 5.3 ст. 5 Закона о налоге с доходов, а именно на:

- косметическое лечение или косметическую хирургию (включая косметическое протезирование, не связанное с медицинскими показаниями);

- водолечение и гелиотерапию, не связанные с лечением хронических заболеваний;

- аборты, кроме абортов, производящихся по медицинским показаниям или если беременность стала следствием изнасилования;

- лечение и протезирование зубов с использованием драгоценных металлов, гальванопластики и фарфора;

- операции по изменению пола;

- лечение венерических заболеваний, кроме СПИДа и венерических заболеваний, причиной которых стало неполовое заражение или изнасилование;

- лечение табачной или алкогольной зависимости;

- клонирование человека или его органов;

- приобретение лекарств, медицинских средств и приспособлений, оплату стоимости медицинских услуг, не подпадающих под Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333.

Что же касается документов, подтверждающих правомерность получения помощи, то на сегодняшний день действующим законодательством не определен их четкий перечень. В данном случае рекомендуем руководствоваться перечнем, который определила ГНАУ в своем письме от 02.07.2004 г. № 4168/К/17-3115. Такими документами, по ее мнению являются справки, выписки из амбулаторных карт, рецепты, счета-фактуры медицинских учреждений, договоры на медицинское обследование и т. п.

Учитывая, что выплата рассматриваемой помощи достаточно привлекательна (ее размер в принципе не ограничен), работодателям необходимо особо обратить внимание на фразу, содержащуюся в п.п. 4.3.22 п. 4.3 ст. 4 Закона о налоге с доходов, - помощь предоставляется "за счет денежных средств, остающихся после обложения такого работодателя налогом на прибыль предприятий".

По поводу этого можно предположить следующее - конструируя вышеприведенную норму, законодатели подразумевали, что помощь на лечение физические лица - предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, не должны включать в расходы, участвующие в исчислении объекта налогообложения, а предприятия - плательщики налога на прибыль - в валовые расходы. Иными словами, такая помощь не должна уменьшать объект налогообложения (то есть выплачивается за счет собственных средств). А на предпринимателей - единоналожников данная норма закона не распространяется в части включения такой помощи в валовые расходы, которых у таких лиц и так нет, но она не запрещает предоставлять этим предпринимателям такую помощь своим работникам.

Однако буквально данную норму можно рассматривать и менее благоприятно для участвующих сторон - все без исключения работодатели - неплательщики налога на прибыль оказались лишены права на предоставление помощи своим работникам. При этом:

- помощь на лечение и медицинское обслуживание, не подлежащую обложению налогом с доходов, может предоставить только работодатель - плательщик налога на прибыль (для этого такую прибыль, как минимум, необходимо иметь) и только своему работнику за счет денежных средств, остающихся после уплаты таким работодателем указанного налога. Сумма помощи ограничена только размером прибыли предприятия, остающейся после уплаты налога на прибыль;

- физические лица, являющиеся наемными лицами у неплательщиков налога на прибыль, лишены права на получение помощи на лечение и медицинское обслуживание, не подлежащей обложению налогом с доходов.

По итогам проведенного анализа трудно смириться с мыслью о том, что законодатели осознанно могли лишить преимущественную часть работающих физических лиц налогонеоблагаемой помощи на лечение и медицинское обслуживание. Поэтому хочется верить, что налогоплательщики получат компетентное решение рассматриваемой проблемы, поскольку ссылку ГНАУ на п.п. 2.1.1 п. 2.1 ст. 2 Закона о прибыли, в котором перечислены плательщики налога на прибыль, считать таковым нельзя (см. п. 3 письма от 25.05.2004 г. № 9402/7/17-3117).

 

Целевая благотворительная помощь на лечение

Согласно п.п. 9.7.4 "а" п. 9.7 ст. 9 Закона о налоге с доходов не подлежит включению в налогооблагаемый доход целевая благотворительная помощь, предоставляемая резидентами - юридическими или физическими лицами в какой-либо сумме (стоимости) учреждению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг на лечение налогоплательщика или члена его семьи первой степени родства, в том числе для приобретения лекарств (донорских компонентов, протезно-ортопедических приспособлений), в размерах, не покрываемых выплатами из фонда общеобязательного медицинского страхования, кроме расходов, указанных в п.п. 5.3.4 "а" - "з" п. 5.3 ст. 5 Закона о налоге с доходов (приведены выше).

Таким образом, любой субъект предпринимательства - резидент имеет право предоставить помощь на лечение физическому лицу - резиденту (не обязательно наемному работнику), подпадающему под определение плательщика налога с доходов, но при соблюдении следующих условий:

- средства поступают непосредственно учреждению здравоохранения или выдаются налогоплательщику под отчет для внесения их по поручению работодателя в кассу учреждения здравоохранения (при условии, что такое подотчетное лицо отчитается о целевом расходовании средств перед работодателем);

- помощь предоставляется для компенсации стоимости платных услуг на лечение, в том числе для приобретения лекарств (донорских компонентов, протезно-ортопедических приспособлений), в размерах, которые не покрываются выплатами из фонда общеобязательного медицинского страхования.

Как и в случае с нецелевой благотворительной помощью на лечение, ее целевая разновидность также привлекательна для налогоплательщиков (отметим, что размер этой помощи Законом о налоге с доходов не ограничен), однако специального законодательного акта, регулирующего вопрос общеобязательного медицинского страхования, пока еще нет, поэтому не установлен корректный механизм ее предоставления. Но п.п. 9.7.4 п. 9.7 ст. 9 Закона о налоге с доходов установлено, что до введения системы общеобязательного медицинского страхования действие п.п. 9.7.4 "а" распространяется на общую сумму (стоимость) благотворительной помощи, полученной на указанные цели, с учетом определенных этим подпунктом ограничений.

Иными словами, на сегодняшний день разрешено не облагать налогом с доходов физических лиц всю сумму предоставленной целевой благотворительной помощи (без ограничения ее размера), при условии наличия документов, подтверждающих затраты на лечение.

 

Взимание взносов на пенсионное страхование

Согласно п. 1 ст. 19 Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (далее - Закон о пенсионном страховании) и п.п. 4.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1, базой для начисления пенсионных взносов для работодателей являются, в частности, расходы на оплату труда работников, включающие расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и иных поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с Законом Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР "Об оплате труда", и подлежат обложению налогом с доходов физических лиц.

Из этого следует вывод о том, что начисление пенсионных взносов производится с доходов, которые одновременно включаются в фонд оплаты труда и подлежат обложению налогом с доходов. А базой для удержания пенсионных взносов согласно п. 3 ст. 2 Закона Украины от 26.06.97 г. № 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" является сумма совокупного налогооблагаемого дохода застрахованного физического лица (отметим, что вместо понятия "совокупный налогооблагаемый доход" в настоящее время применяется термин "общий годовой налогооблагаемый доход"). Более того, данный вывод подтверждается и разъяснением ПФУ, предоставленным в письме от 24.05.2004 г. № 4843/04, относительно уплаты пенсионных взносов с сумм материальной помощи, предоставляемой в натуральной форме. Согласно этому разъяснению такая материальная помощь подлежит обложению пенсионными взносами только при соблюдении двух условий: она должна включаться в состав расходов на оплату труда и облагаться налогом с доходов физических лиц.

Действующая инструкция по статистике заработной платы разделяет материальную помощь на следующие виды:

- материальную помощь, имеющую систематический характер, предоставляемую всем или большинству работников, кроме сумм, указанных в п.п. 3.31 (п.п. 2.3.3 Инструкции № 5);

- материальную помощь разового характера, предоставляемую предприятием отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение (п.п. 3.31);

- материальную и благотворительную помощь, выплачиваемую лицам, не состоящим в трудовых отношениях с предприятием (п.п. 3.32);

- материальную помощь как в денежной, так и в натуральной форме независимо от ее размера, предоставляемую на основании решений Правительства Украины в связи со стихийным и экологическим бедствием, авариями и катастрофами местными органами государственной исполнительной власти, профсоюзами, благотворительными фондами и иностранными государствами (п.п. 3.33).

Следует отметить, что только первый из перечисленных видов материальной помощи является элементом фонда оплаты труда (раздел 2.3 "Другие поощрительные и компенсационные выплаты" Инструкции № 5), а остальные выплаты к этому фонду не относятся.

Также обратим внимание, что согласно п.п. 1.1 Инструкции № 5 этот документ якобы не применяется для определения составляющих фонда оплаты труда как базы (объекта) для начисления взносов в фонды общеобязательного государственного социального страхования (согласно ст. 4 Закона Украины от 14.01.98 г. № 16/98-ВР "Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании" к общеобязательному государственному социальному страхованию относится и пенсионное страхование). В свою очередь, ПФУ в письмах от 02.03.2004 г. № 1983/04 и от 02.03.2004 г. № 1982/04 указывает на то, что нормы Инструкции № 5 все-таки можно использовать в целях определения составляющих фонда оплаты труда при начислении пенсионных взносов.

Дополнительно отметим, что при рассмотрении вопроса о начислении пенсионных взносов на сумму материальной помощи ПФУ в письмах от 27.02.2004 г. № 1880/04 и от 19.07.2007 г. № 11827/03-20 пришел к следующим выводам:

- если материальная помощь имеет систематический характер, предоставляется всем или большинству работников, то есть согласно п.п. 2.3.3 Инструкции № 5 входит в фонд оплаты труда, то она является объектом для начисления и удержания пенсионных взносов (однако такой подход правомерен только в случае, если выплата подлежит обложению налогом с доходов);

- пенсионные взносы не начисляются и не удерживаются с материальной помощи разового характера, предоставляемой предприятием отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение, и согласно п.п. 3.31 Инструкции № 5 не входящей в фонд оплаты труда. При этом в письмах от 19.07.2007 г. № 11827/03-20 и от 26.12.2007 г. № 21312/03-20 отмечается, что взносы не взимаются независимо от того, сколько раз в году выплачивалась такая помощь. То есть, если работнику в течение года предприятие, например, выдало две "экстренных" материальных помощи на разные цели (например, на оплату лечения и погребение), то обе они являются единоразовыми и пенсионные взносы с них не уплачиваются.

С учетом вышеприведенного, первый вывод ПФУ о том, что взносы начисляются и удерживаются с суммы материальной помощи, имеющей систематический характер и предоставляемой всем или большинству работников (п.п. 2.3.3 Инструкции № 5), будет справедлив только при условии, что она облагается налогом с доходов. С точки же зрения Закона о налоге с доходов такой помощью, прежде всего, считается нецелевая благотворительная помощь, предусмотренная его п.п. 9.7.3 п. 9.7 ст. 9 и выданная лицу, не имеющему права на налоговую социальную льготу.

Если же такая помощь предоставляется лицу, имеющему право на налоговую социальную льготу, то ее сумма не подлежит обложению налогом с доходов, а пенсионные взносы не взимаются только в пределах величины прожиточного минимума, установленного на начало года и умноженного на коэффициент 1,4. Суммы же, превышающие указанный предел, подлежат обложению, в том числе и пенсионными взносами.

На все другие виды материальной помощи (п.п. 3.31, 3.32 и 3.33 Инструкции № 5) независимо от того, включаются ли их суммы в налогооблагаемый доход физического лица или не включаются, пенсионные взносы не начисляются, поскольку такие виды помощи не являются составляющими фонда оплаты труда согласно указанной инструкции. То есть включение материальной помощи в налогооблагаемый доход физического лица вовсе не означает, что с ее суммы автоматически должны взиматься пенсионные взносы, что подтверждается письмами ПФУ от 28.03.2004 г. № 5065/04 и от 25.10.2004 г. № 10218/04.

 

Взимание взносов на социальное страхование по временной нетрудоспособности и на случай безработицы

Взимание взносов на социальное страхование по временной нетрудоспособности и на случай безработицы согласно п. 1 и 2 ст. 1 Закона Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования" зависит от отнесения той или иной выплаты к расходам на оплату труда и обложения ее налогом с доходов физических лиц.

Поэтому аналогично порядку взимания пенсионных взносов, рассмотренному выше, взносы на социальное страхование должны взиматься с тех сумм материальной помощи, которые облагаются налогом с доходов и включаются в фонд оплаты труда.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу изложены в письмах Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 21.12.2007 г. № 04-29-2779 и Государственного центра занятости от 12.12.2007 г. № ДЦ-03-7242/0/6-07 в которых указано, что:

- материальная помощь, имеющая систематический характер и предоставляемая всем или большинству работников (то есть, согласно п.п. 2.3.3 Инструкции № 5), является объектом для начисления и уплаты страховых взносов;

- материальная помощь, носящая разовый характер, то есть предоставляемая предприятием отдельным работникам по разным семейным обстоятельствам (например, на оплату лечения, оздоровление детей, погребение и пр.), в соответствии с п.п. 3.31 вышеупомянутой инструкции не включается в фонд оплаты труда, и, соответственно, взносы с нее не взимаются.

 

Взимание взносов на социальное страхование от несчастного случая на производстве

Согласно ст. 47 Закона Украины от 23.09.99 г. № 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые привели к утрате трудоспособности" страховые взносы для работодателей-страхователей исчисляются в процентах к суммам фактических расходов на оплату труда наемных работников, которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, на другие поощрительные и компенсационные выплаты, подлежащие обложению налогом с доходов физических лиц.

Исходя из этого взносы по данному виду социального страхования начисляются на суммы материальной помощи, которые облагаются налогом с доходов и включаются в фонд оплаты труда (см. также письма Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.01.2003 г. № 05-2 и от 20.12.2007 г. № 2340-07-1).

 

Особенности включения материальной помощи в валовые расходы

Особенностью предоставления материальной помощи, имеющей прямое отношение к налогообложению, является также возможность включения рассматриваемой выплаты в валовые расходы.

Согласно п.п. 5.6.1 п. 5.6 ст. 5 Закона о прибыли в валовые расходы включаются суммы материальной помощи, которая является элементом фонда оплаты труда и с которой взимается налог с доходов физических лиц.

 

Бухгалтерский учет материальной помощи

Как было указано выше, материальная помощь, имеющая систематический характер и предоставляемая всем или большинству работников предприятия, в соответствии с Инструкцией № 5 включается в фонд оплаты труда и относится к другим поощрительным и компенсационным выплатам. В свою очередь, информация о расчетах по всем видам заработной платы согласно Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, учитывается на счете 66 "Расчеты по оплате труда", а именно на субсчете 661 "Расчеты по заработной плате".

Начисление материальной помощи как одного из видов выплат по заработной плате в соответствии с Положением (стандартом) бухгалтерского учета 16 "Расходы", утвержденным приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318, относится к расходам, при этом выбор счета расходов зависит от того, где именно работают лица, получившие материальную помощь:

- если на основном производстве, то расходы относятся на счет 23 "Производство" или 91 "Общепроизводственные расходы";

- если в управленческом аппарате - на счет 92 "Административные расходы";

- если работники заняты сбытом - на счет 93 "Расходы на сбыт";

- если работники работают в непроизводственных подразделениях - на счет 94 "Прочие расходы операционной деятельности".

Если материальная помощь не включается в фонд оплаты труда (п.п. 3.31, 3.32 и 3.33 Инструкции № 5), то она учитывается на субсчете 663 "Расчеты по иным выплатам".

Аналитический учет расчетов по материальной помощи ведется по каждому получателю отдельно.

 

Пример бухгалтерского и налогового учета материальной помощи

Работнику административного аппарата Иванову А. И. первый раз в текущем году предоставлена материальная помощь в качестве нецелевой благотворительной помощи в сумме 1 500 грн. (соответствует виду помощи, указанному в п.п. 2.3.3 Инструкции № 5, то есть имеющей систематический характер и входящей в фонд оплаты труда). В 2010 году необлагаемый размер такой помощи равен 1 220 грн., то есть суммы дохода, не превышающего прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 грн. (п.п. 6.5.1 п. 6.5 ст. 6 Закона о налоге с доходов).

 

Бухгалтерский учет материальной помощи

п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма

Доход

Расход

Налогооблагаемая часть материальной помощи (1 500 – 1220 = 280 грн.)

1

Начислена материальная помощь Иванову А. И.

92

661

1 500

280*

В валовые расходы включается сумма, превышающая 1 220 грн. (1 500 – 1220 = 280  грн.).

Начисления на налогооблагаемую часть материальной помощи

2

Начислены взносы в ПФУ 33,2 %

(280 × 33,2 %)

92

651

92,96

92,96

3

Начислены взносы на социальное страхование по временной нетрудоспособности 1,4 %
(280 × 1,4 %)

92

652

3,92

3,92

4

Начислены взносы на социальное страхование на случай безработицы 1,6 %
(280 × 1,6 %)

92

653

4,48

4,48

5

Начислены взносы на социальное страхование от несчастного случая 1,10 %**
(280 × 1,10 %)

92

656

3,08

3,08

** Процентная ставка взносов условная.

Удержания из налогооблагаемой части материальной помощи

6

Удержаны взносы в ПФУ 2 %
(280 × 2 %)

661

651

5,60

7

Удержаны взносы на социальное страхование по временной нетрудоспособности 1 %
(280 × 1 %)

661

652

2,80

8

Удержаны взносы на социальное страхование на случай безработицы 0,6%
(280 × 0,6 %)

661

653

1,68

9

Удержан налог с доходов физических лиц
(280 – (5,60 + 2,80 + 1,68) × 15 %)

661

641

40,49

10

Выдана материальная помощь
(1 500 – (5,60 + 2,80 + 1,68 + 40,49))

661

301

1 449,43

При выдаче помощи в виде материальных ценностей (в неденежной форме) последовательность действий для определения величины помощи не подлежащей налогообложению, с учетом требований п. 3.4 ст. 3 Закона о налоге с доходов, следующая:

- определяется стоимость предоставленных товаров (продукции) либо услуг по обычным ценам (с учетом НДС и акцизного сбора);

- полученная сумма умножается на коэффициент, равный 100 : (100 - 15), где 15 - действующая ставка налога с дохода физических лиц в процентах;

- рассчитанная величина сравнивается с предельным размером необлагаемой материальной помощи.

При этом выдача материальной помощи (операция 10) осуществляется проводкой: дебет счета 661 - кредит счета 28 на сумму подарка. В этом случае образуется дебетовое сальдо по счету 661 (в аналитическом учете - по сотруднику, получившему подарок) равное сумме удержаний (операции 6 - 9). Такие удержания необходимо произвести при начислении заработной платы или других выплат.